12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Довбня Светлана Александровна524
3

Единство семьи и школы в формировании основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников

Название статьи: Единство семьи и школы в формировании основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников / Unity of family and school in the formation of the foundations of the personality of a citizen and patriot of the country in younger students.

Автор: Довбня Светлана Александровна / Dovbnya Svetlana Aleksandrovna.

Место работы и должность: Учитель начальных классов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1» / Primary school teacher in the Municipal budget educational institution "Kulundinskaya secondary school No. 1".

Подробный адрес: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Лермонтова, д. 4, 658920 / Altai territory, Kulundinsky district, Kulunda village, Lermontov str., 4, 658920.

Контактный телефон: 89132493073

e-mail: dovb.cvet@mail.ru


Краткая аннотация: В статье представлена роль школы в лице учителя начальных классов, а также семьи в формировании в ребенке младшего школьного возраста основ патриотизма и гражданских установок. Представлен опыт автора по патриотическому воспитанию учащихся / The article presents the role of the school in the person of the primary school teacher, as well as the family in the formation of the foundations of patriotism and civic attitudes in a child of primary school age. The author's experience in Patriotic education of students is presented.


Ключевые слова: патриотизм, гражданское воспитание, учитель начальных классов.


Единство семьи и школы в формировании основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников

Довбня С.А.


«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С.А. Есенин.


Отпустив руку матери, малыш делает первый неуверенный шаг. Потом ещё один. И ещё. Ещё много предстоит сделать шагов этому маленькому человеку, ведь жизненный его путь только начинается.

Известно, что формирование личности начинается в семье. Именно здесь, в этой первичной ячейке общества, ребёнок получает первые уроки нравственного воспитания, узнаёт о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. В дальнейшем, когда ребёнок начинает учиться в школе, усилие родителей по его воспитанию дополняются целенаправленным воздействием учителей. И все годы учёбы они вместе воспитывают его, вводят в мир знаний, формируют в нём высокие гражданские качества.

Велика роль учителя начальных классов в формировании основ личности патриота и гражданина страны у ребят младшего школьного возраста. Очень важно уже с первого года обучения в школе сделать родителей соучастниками вышеупомянутого процесса. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Эти уроки - начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде, чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на её благо и защищать её. Родители стоят у истоков нравственного и патриотического воспитания. Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, с её традициями, праздниками и знаменательными датами, трудовыми свершениями в первую очередь происходят в семье. Постепенно, в процессе общения с близкими людьми, ребёнок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохим, что такое добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела и за общее дело коллектива. А. С. Макаренко подчёркивает: « Воспитание есть процесс социальный…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания. Там, где учитель и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно идёт воспитание детей в семье.

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим. Я с первых школьных дней формирую у детей такие важные понятия, как «родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, я составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например «Володька-партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

В своём классе я умело использую чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Мои ребята с огромным интересом читают «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара. Произведения о труде людей, об их борьбе за мир во всём мире, о дружбе народов, об участии детей в жизни страны и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На родительских собраниях я рекомендую книги по данной тематике и для семейного чтения. По семейному чтению ежегодно мы в классе проводим конференции, на которых родители вместе с детьми предлагают для обсуждения сюжет наиболее понравившегося произведения направленного на воспитание гражданина и патриота своей страны. Доброта, заботливое и уважительное отношение к людям мы вместе должны воспитывать у детей и в повседневных делах.

Немаловажно в работе с учащимися младших классов использовать такую возможность как празднование красных дат календаря. Эти праздники носят ярко выраженный общественно- нравственный характер. Такие праздники мы стараемся проводить совместно с родителями в школе. Ребята тоже привлекаются к подготовке таких мероприятий. Таким образом, через подготовку мы вместе с родителями доводим до сознания ребёнка общественную значимость этих праздников. Всё это сильно действует на эмоциональную сферу ребёнка, помогает ему лучше воспринять идейно-нравственный смысл знаменательного события. Ежегодно вместе со своими родителями, школьники участвуют в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся моего класса под моим руководством делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь -готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем. В своём классе провожу циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ. Не обделяем мы своим вниманием и символы нашей страны. Но ведь символами России являются не только белая березонька, да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются немало чудесных черт - от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников -своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов. Так для воспитания патриотизма в работе использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа осуществлялась на уроках, потом через внеклассные мероприятия и с обязательным участием родителей моих ребят.

Большое значение для становления гражданских чувств детей имеют рассказы взрослых членов семьи о своей работе, своей общественной жизни. Я с ребятами провожу поисковые операции « Командировка в детство родителей», « Все профессии нужны…» и др. В этой организуемой в классе поисковой работе активное участие принимают и родители. Важно не только научить детей видеть самоотверженный труд, вызвать уважение к людям труда, но и воспитать стремление самим уже сейчас включиться в посильный труд на благо семьи, класса, школы, Родины.

То, что познаётся ребёнком в младшем школьном возрасте, на всю жизнь врезается в память. Поэтому так важно уже в этом возрасте воспитывать в нём чувство гражданского долга, гражданской ответственности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Но как бы ни старалась школа, а без участия родителей в формировании основ личности гражданина и патриота страны нам всё же не обойтись. Ведь не зря же говорят: « Когда мы едины- мы непобедимы.»





Литература

Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. – 2006, - № 3. – С. 7.

Колосков, А.Г. Патриотическое воспитание: гражданское или верноподданническое? // Педагогика. – 2003. - № 9.

Красникова, В.А. Память, которой не будет конца // Классный руководитель. – 2006. - № 1. – С. 16.

Прохорова О., Кузнецова, Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи // Воспитание школьников, - 2006. - № 3. – С. 2.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.