Публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание — основа формирования личности гражданина и патриота России»

2
0
Материал опубликован 2 September 2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр краеведения и туризма»

г.Мичуринска Тамбовской области


Лунева Лидия Николаевна,

методист


Духовно-нравственное развитие и воспитание –

основа формирования личности гражданина и патриота России


Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.

Педагоги дополнительного образования стремятся сформировать у своих воспитанников основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие, стремятся, чтобы ребята обладали культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой и состраданием, но при этом были способны к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способны сохранять и продолжать традиции своей семьи, любить свою Родину.

Можно выделить методологию духовно-нравственного воспитания, которая пронизывает такие направления деятельности нашей организации дополнительного образования, как образовательную, воспитательную и методическую.

Хочу представить вашему вниманию пять блоков мероприятий в рамках воспитательной системы, посредством проведения которых осуществляется духовно-нравственное воспитание в «Центре краеведения и туризма».

Первый блок – массовые мероприятия, особенно полюбившиеся ребятам. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Так, в  военно-туристской спартакиаде и туристском слете, организуемых «Центром краеведения и туризма», наряду с воспитанием чувства ответственности каждого за общую победу, взаимовыручки, в этапе «интеллектуальный турнир» ребятам необходимо показать знание истории родного края.

Одним из важнейших видов деятельности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является организация и проведение различных экскурсий, где обучающиеся знакомятся с историей создания города-крепости Козлова, с историческим прошлым города, с его достопримечательностями, архитектурой и архитектурными памятниками Козлова-Мичуринска. Педагоги «Центра краеведения и туризма» организуют для ребят экскурсии по городу Мичуринску с посещением храмов нашего города. Прививается любовь к малой Родине, ее прошлому и настоящему, что способствует развитию любознательности, активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. При проведении экскурсий учитываются возрастные и физиологические особенности учащихся. Организация экскурсии проводится в три этапа: подготовка, проведение и подведение ее итогов.

Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения школьников к исследовательской деятельности, «Центр краеведения и туризма» организует конкурсы исследовательских работ для старшеклассников. Тематика конкурсных работ самая разнообразная и свидетельствует о стремлении молодых людей разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственными. В результате проведения данного конкурса повышается интерес к поисковой и исследовательской деятельности учащихся по программам туристско-краеведческой направленности, развивается интерес к научной деятельности и выявляются одаренные дети.

Кроме этого «Центр» является организатором и куратором смотра-конкурса музеев, музейных залов, музейных комнат образовательных организаций г. Мичуринска. В результате данного конкурса участники занимали призовые места и являлись победителями областных мероприятий, например, учащиеся школ МБОУ СОШ №17 и МБОУ СОШ №7.

Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для воспитанников, посвященные памятным датам, государственным, семейным и историческим праздникам. Они традиционно проводятся в «Центре»: это мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню семьи, Дню матери, 23 февраля, Дню Победы, Дню города, Дню защиты детей и т.д., это праздники знакомств в начале учебного года и итоговые в конце и другие. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

Особенно хочется остановиться на третьем блоке мероприятий - это мероприятия, проводимые для детей с ограниченными возможностями здоровья. «Центр краеведения и туризма» много лет сотрудничает со Школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники объединения «Мичуринск мой – ты часть большой России», работающего на базе этой школы, знакомятся с историей своей малой родины, храмами нашего города, узнают о жизни и деятельности схимонахини матушки Серафимы.

Четвертый блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность. Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой из образовательной программ, таких как: «Родина Жар-птицы», «Отечество», «Мичуринск мой – ты часть большой России», «Я для России» и др. прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. И мы, педагоги, нашли то, что объединяет нас всех: и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам - это наш город, а значит люди, живущие в нем, а значит их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.

И, наконец, пятый блок мероприятий основан на одном из управленческих принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.

В современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. Создавая единую образовательную и воспитательную среду на занятиях, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации