Статья на тему «Эффективная организация домашнего задания»
Эффективная организация домашнего задания
2020
Автор: Долгова Татьяна Владимировна
Аннотация
Данный статья представляет собой материал, в котором освещаются следующие вопросы: организация эффективных домашних заданий как внеаудиторной самостоятельной работы, виды домашних заданий, проблемы, возникающие при организации и пути решения этих проблем.
Введение
ФГОС последнего поколения положили конец вечным спорам об обязательности выполнения домашних заданий студентами.
Внеаудиторная самостоятельная работа, где бы она не выполнялась (дома, в библиотеке, на производстве и т.д.) и как бы не была организована, по сути, является домашним заданием и, именно, так воспринимается студентами. В настоящий момент дискуссия о необходимости домашних заданий переместилась в плоскость: как задать, чтобы, во-первых, выполняли, а во- вторых, делали это самостоятельно.
В статье речь пойдет об организации домашнего задания для первокурсников, вчерашних девятиклассниках. Условно их можно разделить на две группы: «сбежавших» от ЕГЭ» и тех, которые «переросли» школу. Первые - не хотят или не умеют учиться, а чаще и то и другое. Они привыкли или совсем не делать домашнее задание, или бездумно списывать с «решебников», которых предостаточно как в электронном, так и в бумажном варианте. Вторая группа студентов мотивирована на учебу, на профессию, но не приемлет ежедневного контроля, стремятся к большей свободе в организации своего внеурочного времени (часто эти студенты, вопреки всем запретам, работают, серьезно занимаются спортом или получают дополнительное образование). Эти готовы тратить свое время на ДЗ только, если достаточно мотивированы. К сожалению, и у тех, и других, не сформированы в должной мере обще учебные компетенции. Миссия преподавателя первого курса: из школяра сделать студента, способного овладеть профессиональными компетенциями, т.е. научить учиться. Все приемы и технологии в организации домашних заданий известны, они изложены в различных источниках. Задача преподавателя проанализировать, систематизировать и выбрать те формы и методы, которые будут наиболее эффективны для конкретной группы студентов.
Всем известно, что невозможно научить того, кто этого не хочет, но можно попробовать побудить желание к обучению.
Несколько лет наш колледж работал по технологии бально-рейтинговой системы. В рамках этой системы хорошо работает «принцип кнута и пряника». На дисциплину отводится 100 баллов на каждый семестр, причем в соотношении 70/30 (70 баллов за обязательную часть и 30 баллов на накопительную часть). Вот эти 30 баллов и исполняют роль «кнута». Студенты вынуждены выполнять домашние задание, чтобы набрать необходимое количество баллов. Ну, а «пряник» — это привлекательность задания, заинтересованность в его выполнении.
Каждый студент в начале семестра получает технологическую карту с указанием
- количества и видов обязательных работ (проверочные, контрольные, практические),
-тем работ
-примерных сроков сдачи
- максимального и минимального количества баллов за каждый вид деятельности
- видов работ накопительной части, количества баллов за каждый вид деятельности
- критериев оценивания.
Все домашние задания (с указанием сроков, инструкцией по выполнению и критерием оценивания) выкладываются на учебном портале в начале изучения темы. Таким образом, у студента заблаговременно появляется возможность спланировать свое время, определиться с выбором заданий и, при необходимости, получить консультацию у преподавателя. На подготовительном этапе прочтения заданий формируется умение самостоятельно оценить свои возможности, распределить время. Для достижения этих целей:
домашние задание представляется целым блоком, т.е. по всей теме или разделу, а не к каждому занятию отдельно
одновременно задается задание 2-3 уровней
Четыре уровня домашнего задания:
Первый уровень - репродуктивный:
- задания доступны всем студентам
-решаются по алгоритму
Второй уровень - базовый:
-задания, требующие узнавания способа решения
- студент должен уметь применить знания для решения типовых задач
Третий уровень – продуктивный
- задания, требующие для их решения сочетания нескольких способов
- студент должен уметь применить знания в нестандартной задаче
Четвертый уровень – творческий.
- задания этого уровня, как правило, долгосрочные
- выполняется на добровольной основе
Домашние задание задается блоком с максимальным количеством заданий различных уровней сложности и указанием необходимого минимума решенных заданий. Студенты сами выбирают уровень, распределяют время на выполнения задания, определяют количество. Впоследствии эти задания или аналогичные им включаются в проверочную или контрольную работу. В полной мере это конечно не исключает списывания, однако, заинтересованность в самостоятельном выполнении заданий повышается не только за счет возможности заработать балы, но и увеличения шансов на успешное выполнение проверочной работы.
Современные студенты не любят, а точнее, не умеют пользоваться учебниками, что уже говорить о научно-популярной литературе. Не овладев навыками работы с учебной, справочной, научной литературой, невозможно формирование профессиональных компетенций. Начинать работу по преодолению этих «пробелов» можно с заданий по составлению списка вопросов к самостоятельно изученному материалу учебника. Студенты проинформированы, что на занятиях по одному из списков может быть проведен опрос. При таком подходе повышается ответственность студентов, т.к. за недобросовестно выполненную работу «расплачиваться» придется одногруппникам.
В дальнейшем можно перейти к составлению опорного конспекта или его разновидности шпаргалки. Конечно, в интернете можно найти и то, и другое. Для уменьшения рисков формального скачивания, оговариваются следующие условия:
конспект выполняется вручную
студент делает обобщение по теме, опираясь на конспект
участие в конкурсе ОК (опорный конспект)
возможность воспользоваться шпаргалкой на экзамене (зачете) при определенных условиях
Опорный конспект составляется на листе формата А-4, с использованием символики, схем, элементов программирования. Оценивается полнота охвата материала, грамотность, оригинальность исполнения, оправданность цветовых решений. Опорный конспект может носить обобщающий или пропедевтический характер.
Шпаргалка выполняется в любом удобном формате, возможны условные обозначения, вносится тот материал, который студент, по его мнению, может забыть, плохо знает. Шпаргалка—продукт для индивидуального пользования.
Следующим шагом может быть подготовка доклада или презентации с последующим выступлением на занятии. Студент в течение семестра подбирает литературу по теме, изучает ее, составляет план, изготовляет наглядные пособия. Данная технология требует сил и времени, но ее освоение позволяет перейти к следующему этапу- организации проектно- исследовательской деятельности.
Работа над проектом может осуществляться индивидуально или группой. Студенты самостоятельно выбирают темы, составляют план работы, четко распределяют роли (при групповой работе), определяют сроки выполнения каждого этапа. Учебный проект по математике должен содержать значительную практическую составляющую. Завершается работа над проектом его защитой.
Заключение
При организации домашнего задания используются те же приемы, что и на других этапах учебной деятельности, но есть и специфические приемы, рассмотренные в данной статье.
Таким образом, эффективно организованное домашнее задание повышает мотивацию студента к обучению, способствует формированию ключевых компетенций.
Список литературы
Управление самостоятельной работой студентов: Методическое пособие / Под общей ред. И.П. Пастуховой. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.
Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. А. Гин. Издательство «Вита». Москва 2002
Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
Иванов Д.А. Компетенции и компетентностная модель современного учителя/ Управление современной школой «Завуч» № 7,2010г
Астахова Е.В. Активизация самостоятельной учебной работы студентов технического университета в модульно-рейтинговом обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук.- Кемерово, 2005.