Статья на тему «Организация выстраивания эффективной системы работы с одаренными детьми»
Организация выстраивания эффективной системы работы с одаренными детьми.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает инновационно-мыслящего, инициативного, творческого выпускника с широким кругозором и прочными знаниями, способного эффективно работать как самостоятельно, так и в команде. Таким образом, современное общество нуждается в неординарной, творчески мыслящей, обладающей высоким интеллектом личности. Проблема детской одаренности имеет высокое значение государственного уровня, именно поэтому, сегодня уделяется особое внимание различным программам и мероприятиям, направленных на развитие творческих и способных детей, а также на создание необходимых условий для развития их одаренности. Актуальность данной проблемы состоит в создании оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Реализация креативного потенциала личности ребенка является насущной потребностью в актуальное время. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей должны содействовать их превращению в талантливых и успешных людей, которые сумеют реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, становясь движущей силой развития государства и общества.
Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям «одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей». Такие дети нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении, дифференцированных программах и помощи, для того чтобы реализовать свой потенциал.
Одаренность определенного ребенка является уловной характеристикой и может быть проявлением его возрастной особенности, это значит, что она может проявляться на новых этапах развития такого ребенка. В этом отводится большая роль учителю. Найти и выявить одаренных детей – это только одна из таких задач. Основное – это создание необходимых условий для развития одаренных детей. Необходимо учитывать, что одаренные ученики, как правило, не интересуются только одним предметов и одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, опираясь на межпредметные связи.
Таким образом, работа должна проводиться не только во внеурочное время, как это принято считать многими педагогами, но и использовать для этих целей урок, используя личностно-ориентированный подход, информационные технологии, подбор для одаренных учеников индивидуальных заданий, которые помогут максимально задействовать потенциал такого ребенка.
Моя приоритетная функция как учителя иностранного языка - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в этой области знаний. Для успешного развития одаренности своих учеников применяю универсальные технологии:
личностно-ориентированного обучения;
информационно – коммуникационные технологии;
технологию исследовательской деятельности.
Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Для этого необходимо чтобы ребенок ощущал себя уверенно: не боялся неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создавать эмоциональный настрой на занятиях.
В процессе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, планомерное развитие умений ученика от простых навыков к более сложным приемам работы.
Постепенно усложняя задания и задачи, педагог расширяет возможности ребенка. Ребенок обретает уверенность в своих силах. Педагог должен понять готовность ребенка перейти на следующий более сложный этап. Имеет большое значение не упустить этот момент, и не замедлить процесс развития способностей.
Так как обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности, я провожу с этой целью в школе выставки творческих работ учащихся. Мои ученики принимают участие в различных конкурсах, фестивалях, неделях иностранных языков, предметных олимпиадах, участвуют в дистанционных проектах, конференциях с носителями языка. В следующем году планируем принять участие научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Итак, перед современным учителем ставятся большие задачи. Именно поэтому он должен стремиться к повышению своей квалификации, саморазвитию, а также овладению новыми методами и технологиями работы с одаренными детьми Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты:
- активность и самостоятельность детей в выполнении задач на уроках французского языка;
- умение подходить к заданиям творчески;
- повышение интереса школьников к изучению французского языка.
Мои учащиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих конкурсов и олимпиад по французскому языку муниципальных и областных уровней.
В заключение хотелось бы добавить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и непрерывный процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, прочных постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией образовательного учреждения и обязательно с родителями одаренных. Для того чтобы потенциал одарённого ребёнка раскрылся полностью, необходимо вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.
Список использованной литературы
1. И.С. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М., 1996
2. Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе "школа - ВУЗ". // Инновации в образовании.- 2004, No4.-с.119-152
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. - 2004, No4. - с.6-13
4. О.О. Запотылок. Работа с одаренными детьми. - Мн., 2006
5. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В. - М., Прогресс, 1991
6. Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.- 2004, No2.-с.44-45
7. Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета. — 2003, No12.-с.62-66
8. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, No7.-с.32-39
9. Савченко Н.В. Влияние "эффекта олимпиады" на проявление интеллекта и
креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. - 2004, No 4. - с.60-62
10. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. -2003, No6.- с.27-32
11. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант.- Мн., 2002
Приложение 1.