" Организация домашнего задания "
Одним из дискуссионных вопросов современного урока – это вопрос организации домашнего задания. Что такое домашнее задание, для чего оно нужно, какие виды домашних заданий существует?
Определение домашней работы.
Домашняя работа - форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнее задание - обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию.
Существует несколько весомых фактора на необходимость домашних работ.
Во-первых, психологами доказано, что усвоение материала в классе проходит несколько стадий: первичное ознакомление с материалом, или его восприятие; его осмысление; специальная работа по его закреплению; и, наконец, применение его на практике. В ходе закрепления знания, умения и навыки, полученные на уроке, переводятся в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную память следует организовать учебную работу по осмыслению и закреплению материала урока. Кроме этого, чтобы знания стали убеждениями учащегося, они должны быть им самостоятельно обдуманы, пережиты. Поэтому и необходима домашняя учебная работа как продолжение работы учащихся на уроке в школе.
Другой фактор, показывающий необходимость домашней работы - это разная скорость, восприятия, разный темп усвоения учебного материала школьниками. Поэтому для каждого ученика требуется разное время для усвоения учебного материала.
Кроме этого, домашняя работа имеет большое значение для развития качеств личности: ответственности, самостоятельности, умения распределять время, воли и др.
Функции домашнего задания:
Закрепление и углубление теоретических знаний
Дальнейшее формирование навыков и умений
Применение знаний в стандартных и творческих условиях
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
В зависимости от функций домашнего задания выделяют следующие типы домашних заданий
задание по усвоению теоретического материала
задания по формированию умений и навыков
задания по применению полученных знаний в разных условиях
задания по обобщению и систематизации знаний
комбинированные задания
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
Усвоение изучаемого материала по учебнику
Выполнение устных упражнений
Выполнение письменных упражнений по предметам
Выполнение творческих работ
Проведение наблюдений
Выполнение практических и лабораторных работ
Изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.
В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:
Индивидуальная
Групповая
Творческая
Дифференцированная
Одна на весь класс
Составление домашней работы для соседа по парте.
Основные требования к организации домашней работы.
Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего.
Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Разнообразные виды домашних заданий призваны снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.
Домашние задания должны быть посильными и доступными для понимания учащихся, но не точной копией работы, выполненной в классе.
Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, пробуждая интерес к знанию.
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания являются факторами, мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие развития универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Задания, направленные на усвоение материала урока рекомендуется давать в конце урока. Задания, направленные на закрепление какого-либо навыка рекомендуется давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующие знания учащихся, рекомендуется давать в начале урока.
Домашняя работа может быть как обязательной для выполнения всеми обучающимися, так и дополнительной, необязательной, выполняемой обучающимся по его желанию. Как правило, эта работа носит творческий, исследовательский характер.
Объем домашних заданий ( по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали ( в астрономических часах): во 2-3 классах-1,5 ч., в 4-5 классах- 2ч., в 6-8 классах-2,5 ч., в 9-11 классах- до 3,5 ч.
Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке.
Норма письменных домашних заданий не более 1/3 от объема выполняемой работы на уроке.
Домашнее задание не задается в первом классе; во 2-7 классах на праздничные, каникулярные и выходные дни ( кроме предметов, на изучение которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю)
В исключительных случаях для развития индивидуальных способностей учащихся, для развития способностей особо одаренных детей с согласия родителей ( лиц, их заменяющих) в 5-11 классах может быть дано домашнее задание на каникулярные дни.
Домашнее задание по музыке и ИЗО дается только в виде творческих работ; домашнее задание по физической культуре и ОБЖ носит рекомендательный характер.
Барсукова Елена Михайловна
Омарова Альмира Шигаповна