Статья на тему «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Эффективная организация работы с родителями: личный опыт
Проблема отклоняющегося поведения особо остро встаёт в подростковом возрасте, когда идет формирование личности, но при этом отмечается недостаточная социальная зрелость. Установки и ценностные ориентации личности формируются под влиянием развивающей среды. Если ребенок находится в неблагоприятной жизненной ситуации, развивающая среда неблагоприятна, и тогда его личность формируется противоречиво. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития и нарушений социализации подростка.
Среди многих причин девиантного поведения детей (влияние средств массовой информации, плохая компания и т.д.) одной из главных по значимости является влияние ситуации в семье, например, недостаток внимания и контроля со стороны семьи. Неудовлетворённость отношениями с родителями у подростка возникает в условиях нестабильных взаимоотношений в семье, неблагоприятного микроклимата.
К семейным факторам формирования нарушений в поведении подростков относятся социальные характеристики (структурная неполнота семьи, низкий материальный достаток), а также эмоциональное отвержение ребенка родителями, господствующие в семье негативные нормы поведения, эмоциональный тон отношения между родителями, отчуждение и конфликтные отношения в семье, различные нарушения воспитательных приемов и тактик родителями.
Из-за возникающей неуверенности в себе, внутренних проблем, отчужденности от окружающих, неумения противостоять влиянию со стороны других людей, боязни выразить свое мнение возникают эмоциональные расстройства в подростковом возрасте и разные формы отклоняющегося поведения. В этих условиях требуется помощь специалиста-психолога или психотерапевта для решения возникших проблем.
В своей коррекционной работе с родителями учащихся Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, я ставлю цель гармонизации детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстраивается таким образом, чтобы укрепить отношения между ребенком и родителем. В процессе работы родители становятся более восприимчивыми к своим детям, в их отношении появляется участие и принятие.
Систематическая плановая коррекционная работа создает условия для успешной социализации обучающихся, что в свою очередь способствует успешной реабилитации воспитанников. Об уровне социализации можно делать выводы по тому, насколько подросток удовлетворен отношениями с социумом, деятельностью и отношениями с родителями.
Одной из задач моей работы как психолога является создание условий для развития коммуникативных навыков у подростков, у которых в большинстве случаев отсутствуют навыки конструктивного общения с родителями. На формирование этих навыков направлена групповая работа по нормализации детско-родительских отношений и часть индивидуальной коррекционной работы.
На групповых детско-родительских занятиях подбираются задания, которые выполняются в контакте с одним родителем, несколькими сверстниками или всей детско-родительской группой. При этом учитывается ограниченный словарный запас, низкие рефлексивные навыки подростков, а также высокая степень возбудимости и негативизма. Лучше всего в этом случае работают игровые формы работы, ведь в процессе игры необходимо устанавливать контакт с участниками, прислушиваться к другому человеку, вырабатывать общую стратегию поведения.
В индивидуальной работе с ребенком и его родителями коммуникативные навыки вырабатываются в детско-родительской паре или микрогруппе (ребенок и два родителя). Форма работы возможна любая (песочная терапия, арт-терапия, игра, мозартикотерапия). Важно, чтобы в процессе выполнения задания необходимы были контакты подростков с их родителями.Г
Групповая работа включает в себя задания, упражнения, требующие активного контактирования подростков с их родителями.
При возникновении проблемных ситуаций во взаимоотношениях подростков с родителями использую техники медиации:
-участвую в примирительных беседах;
-осуществляю процесс медиации с участниками образовательного процесса;
-участвую в обучении родителей и их детей навыкам медиации;
-провожу родительские лектории по теме «Конфликты в школе и восстаовительная медиация»;
-провожу индивидуальные беседы с воспитанниками и их родителями.
На групповых детско-родительских тренинговых занятиях подбираю задания, которые выполняются в парах, тройках, даю инструкции для совместного обсуждения задания. Побуждаю родителей давать обратную связь на высказывание или поведение участников группы во время занятия. Предлагаю задания, в которых подростки и их родители проговаривают свои пожелания друг другу. Наблюдение во время занятий показывает рост доли контактов подростков и родителей между собой.
Также я устраиваю совместные детско-родительские сеансы кинотерапии для подростков и родителей. Демонстрирую документальные, художественные кинофильмы на актуальные для подростков темы (общение, вредные привычки и др.). После просмотров устраиваю совместное групповое обсуждение, подвигающее участников к дискуссии, обмену личным опытом и знаниями. На подобных занятиях родители активно участвуют в групповом обсуждении.
Устраиваю акции, творческие мастер-классы, в которых участвуют родители воспитанников Центра.
Дополнительно в период сложной эпидемиологической ситуации по мере необходимости практикую общение с родителями в различных мессенджерах (группы педагогов и родителей в WhatsApp).
Отслеживать уровень коммуникативных навыков в сфере взаимодействия подростков с родителями мне помогает социометрическая диагностика, критерий «Удовлетворенность отношениями с родителями» (таблица 1).
Таблица 1
Динамика удовлетворенности отношениями с родителями
Уровень удовлетворенности отношениями с родителями |
2021-2022 уч.г. |
|
нач.уч.г. |
середина. уч.г. |
|
Низкий уровень |
50% |
10% |
Средний уровень |
20% |
50% |
Высокий уровень |
30% |
40% |
Рост высокого уровня в исследовании субъективной удовлетворенности отношениями между родителями и их детьми свидетельствует об увеличении открытости подростков в ситуации общения с родителями, снижении процента отгороженности и выборе более конструктивной стратегии поведения (стратегии ориентированности на диалог, адекватное проявление себя.
Высокий уровень удовлетворенности отношениями возможен лишь в доверительных отношениях, рост которых отмечается на протяжении всего процесса обучения. В результате доверительного общения подростки научились более уверенно себя проявлять в общении с родителями.
Работа с родителями включается в качестве одного из направлений в комплексную реабилитацию подростков.
В свою практическую деятельность с родителями подростков интегрирую техники и методы психотерапии, в частности мозартикотерапии, глубоким изучением которой занимаюсь с 2016 года, также активно применяю арт-терапию.
В рамках практического направления при работе с родителями выполняются следующие основные виды деятельности:
-психологическое просвещение и психологическая профилактика;
-психологическая диагностика (первичный прием, плановая диагностика, по запросу);
-развивающая и коррекционная работа;
-консультативная деятельность.
Все виды психологической деятельности осуществляются с подростками и их родителями.
С целью гармонизации детско-родительских отношений детско-родительские тренинги проводятся ежеквартально. С учетом запросов родителей в конце каждой четверти организуются родительские лектории. Родители знакомятся с применением новых методов взаимодействия и воспитания при необходимости разрешить или предотвратить конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса («Семья-основа духовно-нравственного становления ребенка», «Конфликты в школе и восстановительная медиация»), правильно ориентировать подростка на будущую профессию и т.д.
Важным направлением работы является проведение плановых ПМПконсилиумов с участием родителей и их детей в конце четверти с целью отслежиания динамических изменений воспитанников и разработке комплексных рекомендаций по организации реабилитационного процесса для каждого воспитанника.
Организуя работу с родителями воспитанников Центра реабилитации, пользуюсь различными методами: вопросы (повышают активность, позволяют включиться в обсуждение, побуждают высказывать свою точку зрения); мини-тесты (позволяют выявить свои сильные и слабые стороны). Анализ проблемных педагогических ситуаций позволяет родителям делиться друг с другом опытом, развивает педагогическую компетентность.
Для мотивирования родителей на совместную деятельность в процессе психологического консультирования, тематических бесед, детско-родительских тренинговых занятий применяю современные психолого-педагогические технологии:
-коммуникативно-диалоговые (интервью-диалог, дискуссия, техника «Волшебный стул», техника «Аквариум»);
-проблемно-поисковые технологии (кейс-технология-метод ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций);
-имитационно-игровые (тренинги, обучающие игры, деловые игры);
-рефлексивные (психологические задачи на актуализацию определенных психологических качеств личности, на обеспечение опосредованной передачи социального опыта, на отработку механизма оценки собственных ресурсов);
-арт-технологии;
-медиативные (примирительные беседы).
Оказание консультативной помощи семьям воспитанников, попавших в трудную ситуацию, является одним из важнейших направлений моей деятельности. За период работы в данном учреждении на прием обратились 37 семей, относящиеся к данной категории.
Основные причины обращений представлены в рис.1.
Рис. 1. Причины обращений на консультации.
С каждой семьей выстраивалась работа по индивидуально разработанному плану. Привлекались другие специалисты Центра (врач-невролог, психиатр). Семьи включались в групповую работу (тренинги коррекции детско-родительских отношений «Мой выбор-свобода от зависимости», «Особенности позитивного общения», «Хороший и верный друг-как важнейшая жизненная ценность», «Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков»), тренинг «Семейный очаг». В индивидуально-консультативной работе использовались техники арт-терапии: песочная терапия, изотерапия.
Результаты динамики психологической работы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика психологической работы с семьями подростков, обучающихся в Центре
Показатели |
Количество семей (%) |
||
Средний уровень положительной динамики |
Слабовыраженная динамика |
Высокий уровень положительной динамики |
|
Эмоциональное состояние |
20% |
10% |
70% |
Поеденческие реакции |
30% |
10% |
60% |
Социальные навыки |
20% |
0% |
80% |
Отношения в семье |
40% |
10% |
50% |
Уровень развития ВПФ |
50% |
10% |
40% |
Анализ результатов показывает, что у 60% семей наблюдается положительная динамика.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная среда, окружающая подростка, является главным фактором их развития. В этих условиях конструктивное общение в социальной микросреде становится незаменимым фактором гармоничного формирования личности подростка. Важнейшей и неизменной микросредой является семья.
Процесс сотрудничества между родителями, детьми и педагогами зависит от того, насколько продуктивно взаимодействуют между собой взрослые. Результат воспитания детей будет успешным только в случае объединения усилий родителей и педагогов. Совместные усилия должны быть направлены прежде всего на единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, на выработанные единые цели и воспитательные задачи, пути достижения желаемых результатов.
Список использованной литературы.
1.Ботнарь, В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993
2.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. - М.;СПб.,1994.-68 с.
3.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь,2002.-150 с.
4.От личности родителей к личности ребенка//Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с: ил. — (Психология для всех).
5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Трефилова Раиса Поликарповна
Скворцова Маргарита Николаевна