12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панченко Инна Ивановна407
Социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования в дошкольном учреждении
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Статья на тему: «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт».

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинский



В последние годы развивается и внедряется новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации в целях развития ребенка, его общения, воспитания и обучения, в том числе и социального развития. В основе этой философии лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Одним из главных направлений в своей работе считаем взаимодействие ребенка с ОВЗ со специалистами и родителями (законными представителями). Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

Наш детский сад в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства «педагоги-дети-родители». Единство требований к ребенку с ОВЗ, организация его жизни, соблюдение специальных условий, учет его актуального и потенциального уровня развития как в ДОУ, так и в семье – залог успешности ребенка. Одной из важных задач взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья, является формирование у родителей восприятия ребенка таким, каким он есть, не «больного», а отличающегося от других. Другая, не менее важная задача,- повышение активности самих родителей, желание понять, а не отрицать проблемы развития своих детей, тем самым помочь адаптироваться им в окружающем мире. И конечно, самой необходимой задачей взаимодействия с родителями является информационно – просветительская работа специалистов ДОУ. Нами накоплен не малый опыт активных форм взаимодействия с родителями в условиях коррекционно – развивающего обучения, как традиционных, так и нетрадиционных: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, совместные праздники, печатная и стендовая информация и многое другое.

Большое значение мы придаем проведению тематических дней, неделей. Так, в нашем ДОУ ежегодно при взаимодействии всех педагогов проводятся «Неделя правовой помощи», «Неделя доброты», « Недели семьи», «День толерантности», «День птиц », « День здоровья» и т.д., где каждый тематический день наполнен различными мероприятиями, которые помогают максимально активизировать детей, расширять и закреплять определенные знания, умения и навыки дошкольников, а привлечение родителей к участию в них способствует их более тесному эмоциональному взаимодействию с детьми, а также заинтересованности в общении со специалистами. Тематические недели поднимают на новый уровень взаимоотношения с родителями, призывают искать новые формы и методы работы. В рамках тематических недель специалистами совместно с воспитателями проводятся выставки семейных работ, конкурсы творческих рисунков, изготавливаются совместные стенгазеты. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени.

Совместные праздники, театральная деятельность- это самая привлекательная форма взаимодействия с родителями. («Радуга добрых дел», «Путешествие в страну прав и обязанностей», «Цветик-семицветик», «Семейный корабль под названием «Счастье» и т.д.) Стало хорошей традицией у нас в ДОУ на Новый год показывать детям сказку, в которой участвуют и дети, и родители. Театрализованная деятельность открывает у многих родителей скрытые таланты, о которых они не подозревали. На этих мероприятиях дети могут показать, какие навыки они приобрели в процессе коррекционно-развивающих занятий, проводимых совместно воспитателями и специалистами.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы. Проводимые акции: «Проснись, родительское сердце!», «Вырастим добро вместе!», «Свеча памяти», «Будь здоров без докторов» и др.

Как показывает практика, самый действенный, самый эффективный способ- донести до родителей существование особых потребностей у их детей, убедить в необходимости создания условий для успешного развития ребенка с множественными нарушениями, показать способы, приемы и методы решения возникающих у дошкольников проблем - это показ открытых занятий. Данная форма взаимодействия привлекает всех участников коррекционных мероприятий – специалистов, родителей, а самое главное ребенка. Наблюдается повышенный интерес детей к происходящему в присутствии их близких. Посещая открытые занятия, родители учатся на практике взаимодействовать с ребенком, учитывая его возможности познания окружающего мира. В процессе совместной деятельности родители знакомятся с коррекционно – развивающими играми и упражнениями. Благодаря таким занятиям и показам родители открывают для себя новые способы предметно – практических действий, социально – бытовой ориентировки, способы взаимодействия с детьми. На таких открытых просмотрах и совместных занятиях детей и родителей устанавливается тесная связь родителей с детьми в процессе совместных игр и действий, которые проходят на фоне позитивного настроя и создания атмосферы успеха. Итогом этих занятий и открытых показов являются рекомендации специалистов по развитию ребенка в домашних условиях.

Так же одной из эффективных форм работы в детском саду является семинар-практикум, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему комплексной помощи детям с ОВЗ, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Так на базе нашего учреждения совместно со всеми специалистами были проведены семинары-практикумы: «Почему ребенок не говорит?», «Давайте поиграем в развивающие игры дома», «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» и другие с использованием опыта взаимодействия педагогов и родителей.

А мы в своей работе ставим на первое место организацию родительских клубов. В нашем детском саду их два:

«Я и мой ребенок», целью которого является создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, формирование положительных установок в сознании родителей.

«Рука в руке», создан с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Формы работы семейного клуба варьируются от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, видео просмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

Родительские клубы позволяют поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т.п.

Таким образом, опыт работы родительских клубов в нашем детском саду показал, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности. Кроме того, работа клубов показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».

Итогом работы родительских клубов в нашем детском саду стало улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия. Увеличилось количество детей с нормальным уровнем тревожности, увеличилось количество детей с адекватной самооценкой. В целом по детскому саду снизился процент агрессивных детей. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей. При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а также прослеживается динамика успешной коррекции.

​​​​​​​Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами- психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами и другими педагогами ДОУ расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами ДОУ необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей. Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, помогает создавать благоприятную эмоциональную семейную атмосферу, а также повышает психолого-педагогическую компетентность родителей. От успешности и эффективности решения проблем в семье зависят взаимоотношения и комфорт внутри семьи для жизни и развития ребенка. Закончить свою статью хочется словами старого известного афоризма: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Давайте все об этом не забывать.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.