Статья «Организация дифференцированной работы на уроках информатики и при выполнении домашнего задания»
Автор Воронина Елена Вальдемаровна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ ЕСШ №9
Если к каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
ДЖ.Кэрролл, Б.Блаум
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика: общие, индивидуальные и возрастные. Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.
Уже никто не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в образовательном процессе склонностей и способностей школьников, так как это ведет к устранению перегрузки, способствует возрастанию положительной мотивации к обучению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы. Определяющим условием внедрения дифференциации является необходимость повышения качества знаний по информатике, повышение мотивации к изучению предмета. Обучение на уроках информатики делает актуальной проблему совершенствования образовательного процесса: с одной стороны, формируется устойчивость положительной мотивации; с другой стороны, обеспечивается выполнение государственного образовательного стандарта.
Дифференцированное обучение на уроках физики включает в себя ряд этапов:
I этап включает диагностику пробелов и развитие познавательного интереса.
Пробелы бывают нескольких видов:
- пробелы в знаниях (для их выявления необходимо вести диагностическую карту учёта знаний).
- пробелы в мышлении (здесь нужны упражнения по развитию логики).
- отсутствие прилежания (часто связано с неумением учиться, и здесь бывает необходима помощь психолога).
С целью развития познавательного интереса в урок и домашнее задание надо включать интересные задачи, кроссворды, проводить олимпиады, нестандартные уроки.
Итогом 1 этапа будет деление класса на группы:
1 группа– наиболее подготовленные – те, кто могут усвоить материал шире программы;
2 группа– основной уровень – те, кто способны усвоить программу;
3 группа – уровень госстандарта.
II этап - дифференциация помощи, содержания и процесса обучения.
Он предусматривает учет возможностей учащихся. Так домашнее задание необходимо задавать с учетом деления по группам. При этом 1 группе не следует увеличивать объём, а увеличивать степень сложности задания.
На уроке необходимо обеспечить каждому ученику свой темп в продвижении. Сильного ученика вывести на более сложные задания, а затем и на опережающее обучение. Ученики 3 группы усвоят в это время госстандарт.
III этап включает дифференцированный контроль. Это разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.
Независимо от уровня обученности, учащимся предлагается начинать выполнять задание с карточек первого уровня сложности, а вот следующие задачи решать по своему выбору: либо закрепить умения решать задачи по аналогии, либо выполнять задания на применение знаний в частично измененной ситуации, либо задачи на применение знаний в новой ситуации (задания первого уровня).
Приведем примеры заданий для первого, второго и третьего уровней сложности по теме Разветвляющиеся алгоритмы". 9-й класс
1 уровень
1. Работа в группах
Каждая группа получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.
1 группа |
|
Если крикнет рать святая: С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» |
|
2 группа |
|
Вы отправляетесь в кино. Подойдя к кинотеатру, вы обнаруживаете, что сегодня идут два фильма: новая серия «Гарри Поттера» и новый боевик с Сильвестром Сталлоне. Если есть билеты на первый, то пойдете смотреть его, иначе будете смотреть боевик. |
|
3 группа |
|
лукоморья дуб зеленый; А.С.Пушкин |
|
Проверочная работа уровневая по теме "Алфавитный подход к измерению информации"
Уровень А
1. Выполните перевод в другие единицы измерения объёма информации?
а) 5 байт = ? бит; б) 4 Кб = ? байт; в) 3 Кб = ? бит
2. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о падении симметричной восьмигранной пирамиды на одну из граней? А)1; Б)2; В)3; Г) 4.
3. В классе 32 ученика. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдёт Коля Сидоров. А)3; Б)2; В)5; Г) 4.
4. Чему равно число возможных сообщений у четырехгранной симметричной пирамидки? А)1; Б)2; В)3; Г) 4.
5. Найти число возможных вариантов составления мозаичной картины, если один элемент мозаики несет в себе количество информации равное 6 битам? А)34; Б)32; В)64; Г)128.
6. Сколько операций выполнит станок, если одна из таких операций несет в себе количество информации 5 бит? А)34; Б)32; В)64; Г)128.
Уровень В
1. В какой из последовательностей единицы измерения информации указаны в порядке возрастания:
а) байт, килобайт, мегабайт, бит;
б) килобайт, байт, бит, мегабайт;
в) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;
г) мегабайт, килобайт, гигабайт, байт;
д) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
2. Сколько бит составляет сообщение, содержащее 1/32 Кбайтов?
3. Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов на 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
4. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
5. Была получена телеграмма: «Встречайте вагон №7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?
Уровень С
1. Воспользовавшись программой калькулятор, сравнили числа, поставили знак отношения
200 байт и 0,25 Кбайт.
1536 бит и 1,5 Кбайта.
1000 бит и 1 Кбайт.
8192 байта и 1 Кбайт.
2. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
3. В доме 4 подъезда, в каждом из которых по 16 этажей. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что Иван живёт на пятом этаже в третьем подъезде?
4. Сообщение о том, что из корзины с разноцветными шарами (все шары разного цвета) достали зелёный шар, содержит 4 бита информации. Сколько шаров было в корзине?
5. Проводят две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64» Сообщение о результатах какой из лотерей несет больше информации?
Работая на уроках с таким дидактическим материалом по группам или в парах, ребята ощущают: во–первых, психологический комфорт, т.к. в любой момент могут проконсультироваться с товарищем, решающим в данный момент аналогичную задачу. Во–вторых, сохраняется индивидуальный темп при решении задач. В–третьих, учащиеся сами определяют для себя скорость продвижения от простых задач к более сложным или необходимость закрепления достигнутых успехов. Учащийся может самостоятельно постепенно продвигаться к более сложным задачам в индивидуальном темпе, тем самым, повышая свой уровень обученности.
Применение в своей работе дифференциального подхода на уроках информатики позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес к учебе, но самое главное повысить качество физического образования школьников.
Традиционный метод, в котором учащиеся являются объектом обучения, устарел. Учащиеся, при этом, похожи на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становиться все тяжелее и тяжелее, и наступает время, когда учащиеся не может его сдвинуть с места. Отсюда и низкие отметки, которые сказываются на дальнейшее обучение, приводит некоторых в депрессию, нежелание учиться. И поэтому необходимо по возможности отказаться от неудовлетворительных отметок путем дифференциации обучения.
В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой вопрос интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так организовать образовательный процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении.
Список использованной литературы:
1. Замогильнова Л. В., Мальцева Л. Д.. Дифференциация обучения на уроках информатики[Текст] // Информатика и образование. – 2009. - №1. – C. 26-33.
2. Захарова Т. Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. [Текст] – М.,2007. – 212 с.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. [Текст] - М.: Арена, 2004 - 222 с.
4. Кларин М.В. Технология полного усвоения [Текст] // Современная дидактика: теория – практике / Под ред. ИТМ и МИО РАО. – М., 2003. – 288 с.
5. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б.. Принципы дифференциации содержания обучения информатике [Текст] // Информатика и образование. – 2007. - №7. – C. 9-11.
6. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 624 с.
7. Леднев B. С., Кузнецов А. А., Бешенков C. А.. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе. [Текст] // Информатика и образование. – 2010. - №2. – C. 13-16.
8. Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе [Текст] // Дидактика средней школы. Под ред.М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 2005. – 301 с.