Статья «Эффективные методы и приемы формирования математической грамотности на уроках математики»

3
0
Материал опубликован 25 February

Приёмы формирования математической грамотности.

 

Одна из задач современной школы – повышение функциональной математической грамотности детей. От этого во многом зависит их будущее, ведь умение человека мыслить математически и применять знания в практической жизни является очень полезным качеством.

 

Математическая грамотность – это использование математики для решения повседневных задач в реальной жизни. Человек, обладающий ею, видит в окружающей среде проблемы, которые можно решить с помощью математики, умеет анализировать различные методы и приёмы их решения и выбирать наиболее подходящий.

 

Формирование математической грамотности школьников — это сложный и длительный процесс, который необходимо постепенно начинать уже в начальных классах.

  

Для развития математической грамотности существуют разнообразные методы и приёмы, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Это может быть игровой или проблемный элемент на уроке, упражнения для смены деятельности или даже отдельное внеклассное мероприятие. Основной смысл состоит в том, чтобы ученик не просто выучил математику, а научился рассуждать математически, использовать математические понятия и инструменты, чтобы обосновывать свою точку зрения и принимать решения, а также применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

 

Одним из основных условий развития математической грамотности является положительный настрой на обучение. Особенно это важно для младших школьников. Их интерес к математике можно повысить, используя на уроке игры, викторины, конкурсы как при изучении новой темы, так и при закреплении пройденного.

 

В начальных классах для формирования математической грамотности можно привлекать и родителей. Это повысит мотивацию детей, а родители смогут узнать, как развивать ребёнка дома. Внеклассные мероприятия, в ходе которых взрослые и дети совместно решают задачи вместе, участвуют в математических соревнованиях или создают проекты, никого не оставят равнодушными.

 

Для ребят более старшего школьного возраста на уроках математики будут эффективными деятельность и проблемное обучение. Погружаясь в какую-либо проблему, занимаясь исследованием, дети лучше понимают математические законы и взаимосвязи.

Но наибольший интерес и эффективность представляют собой нестандартные задачи, максимально связанные с реальной жизнью. Они позволяют увидеть практическую значимость математических знаний.

 

Практико-ориентированные задачи знакомят школьников с тем, как использовать математические формулы и расчёты в быту, в экономике, в своей будущей профессии. В них взаимосвязаны математические и нематематические проблемы. Они могут быть не только текстовыми, но и в виде графиков, таблиц, диаграмм.

 

Типы задач могут быть следующими:

 

- связанные с жизнью в обществе: прогнозирование выборов, просчитать выгодность обмена валюты или банковского вклада, демографическая ситуация и т.д.

- бытовые: составить семейный бюджет, рассчитать траты на поездку в отпуск, оплата счетов за коммунальные услуги и т.д.

- производственные: рассчитать количество и стоимость материалов для ремонта, измерить площадь помещения и т.д.

 

Решая такие задачи, дети убеждаются, что в быту и профессиональной деятельности им ежедневно нужны математические знания.

 

В 8-9 классах актуальна работа с математическими текстами. Текстовые задачи большого объёма входят в задания ОГЭ. Чаще всего они не представляют особой сложности и не требуют долгих вычислений, зато учат находить главное, анализировать, сопоставлять, делать краткие записи и схемы. Всё это отлично тренируют математическую грамотность.

 

Очень помогает в формировании математической грамотности развитие критического мышления. Дети могут работать на уроке в парах или группах, чтобы совместно обсуждать разные решения. При этом каждый учится аргументировать своё мнение с учётом точки зрения другого; объяснять свою цепочку мышления. Всё это повышает уверенность в своих математических способностях.

 

Математическая грамотность способствует творческому мышлению, умению находить нестандартные решения, использовать информационно-коммуникационные технологии в учёбе и жизни.

 

Спланированное, хорошо продуманное формирование математической грамотности с использованием современных педагогических технологий поможет школьникам стать в будущем образованными, успешными, самостоятельными людьми. ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации