Сообщение «Эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения»

1
0
Материал опубликован 17 December 2022

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»





сообщение


Эффективные методы и приемы на уроках литературного чтения





Выполнил: Н.В. Меркулова, учитель первой квалификационной категории
















Леуши, 2022г.

«Смертельный грех учителя – быть скучным»

И. Гербарт


Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как заинтересовать ученика на уроке?» Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше.

Для того, чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации педагогу необходимо знать, что такое мотив, какие существуют виды мотиваций, как помочь ребенку в плане формирования учебной мотивации.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Мотивы для обучению можно классифицировать по направленности и содержанию: социальные – (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества); познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным); эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты); коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но ленивом учащимся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной.

Интерес - один из мотивов обучения

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) является низкая познавательная активность. Поэтому стоит задача повысить их интерес к процессу обучения на уроках русского языка и литературного чтения. Считаю, что результата в решении этой задачи можно добиться только в сочетание: первое – это обладание педагогом рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную эмоциональную окраску, доброжелательностью, оригинальностью, находчивостью, артистизмом. Второе - создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: познавательную, личностную, социальную. Для создания данных условий на своих уроках литературного чтения я использую разнообразные методы и приемы, стимулирующие активность учащихся.

На этапе урока «Артикуляционная разминка» часто использую прием «Доскажи словечко».

Работая с чистоговорками, предлагаю детям додумать окончание:

Ма-ма-ма- на улице …(зима)

Ри-ри-ри- на ветках…(снегири)

Ко-ку-ка- лепим мы…(снеговика)

«Мозговой штурм» Цель данного метода - активизация художественного восприятия перед и после прочтения произведения. Так на уроке чтения в 10б классе при изучении произведения Н. Гоголя «Ревизор» предлагается учащимся сделать предположение по заглавию о ком или о чем пойдет речь. При этом разбирается значение слова «ревизор». Сначала ребята подбирают синонимы к этому слову сами затем на доску вывешиваются таблички со словами: аудитор, проверщик, контролер. Предлагается детям запомнить те слова, которые они не назвали. После ознакомления учащиеся делают вывод о правильности/неправильности своих предположений.

На уроке чтения в 5а классе по сказке «Два Мороза» в качестве мозгового штурма предлагается детям вспомнить и описать главного персонажа новогоднего праздника – Деда Мороза. Проблемный вопрос: «Есть ли у Деда Мороза близкие родственники?» - вызывает удивление. Дети вспоминают только внучку Снегурочку. Следующий вопрос: «Как вы думаете, о каких Морозах- родственниках идёт речь в русской народной сказке «Два Мороза»? Кем они могут приходиться друг другу?» (версии: дед и внук, отец и сын, братья). Далее читается текст и проверяются версии.

Прием Словесный портрет. Также предлагаю задания определить по поведению героев их возраст, характер; придумать продолжение рассказа, либо изменить окончание рассказа; вспомнить о похожих случаях из своей жизни.

Например, после прочтения рассказа «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова предложила обучающимся рассказать своё окончание этой истории. Ребята сказали, что мальчикам было 10 лет. Они дружили и любили после уроков вместе играть. На следующий день Шишкин пришел в класс. Ему было стыдно за свой обман, и чтобы помириться с ребятами показывал им цирковые номера. Уроки он больше без уважительных причин не пропускал.

Таким образом, дети учатся на конкретных ошибках правильным нормам поведения в разных ситуациях.

В работе над выразительностью чтения для развития силы голоса применяю упражнение «Громко-тихо». (Читаем громко, еще громче, тихо, еще тише). Можно так читать скороговорки или чистоговорки.

Для выразительности интонации помогает прием «Не дам!» прошу их сказать «Дай мне ….» (в зависимости от изучаемого произведения), как это могли бы сказать герои произведений, например, чудище из сказки «Аленький Цветочек», старикова дочка из сказки «Морозко» и т.д.), затем ответить «Не дам!» голосами тех же персонажей.

Для выработки интонационной выразительности использую «Кубик эмоций», учащийся кидает кубик и передает в предложении радость, гордость, печаль, возмущение. (например, «Скоро каникулы», «Наступила зима»), а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Для выбора интонации при чтении произведения сначала нужно осмыслить текст, понять, осознать отношение к героям и их поступкам. На стадии осмысления использую прием «Стоп слово» Данный прием применяется фактически на каждом уроке литературного чтения при изучении произведения. Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса, или дается пояснение слова. Затем выбираем с обучающимися средства звуковой выразительности: голос (мягкий, грубый, тихий, громкий), интонацию (веселая, сердитая, строгая, грустная), темп (быстрый или медленный), паузы, обращаем внимание на знаки препинания. Можно усложнить прием, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения их лиц и, если это возможно, жесты героев. Читать в этом случае можно у доски, а сидящие за партами дети уже не «следят» по тексту, а внимательно слушают и смотрят.

В своей работе использую прием «Догадайся». Раздаю каждому по карточке со словами или картинками из изучаемого произведения (зеркальце, плуг, медведь, лиса, утка, дождь), предлагаю рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, но не называть его. Нельзя показывать это слово и жестикулировать. Таким образом учащиеся учатся загадывать описательные загадки, основанные на их личном наблюдении, повышается интерес к произведению.

Работая над анализом произведения использую прием «Ромашка Блума». Например в рассказе Л. Воронковой «Дорогой подарок». На каждом лепестке написано кодовое слово  

НАЗОВИ              главных героев произведения

ПОЧЕМУ            тетя Нюра отложила подарки в сторону?

СРАВНИ              как дарили тете Нюре подарки Сережа Камышов и другие дети.

ПРЕДЛОЖИ       как поступить ребятам в следующий раз?

ПРИДУМАЙ       подарок для уборщицы нашего класса

ПОДЕЛИСЬ        какие чувства у тебя вызывает поступок Сережи Камышова?

В старших класс часто использую прием «Да – нет»

Русский поэт Алексей Николаевич Некрасов родился в России?

Отец поэта желал, чтобы он стал военным?

Ослушавшись отца Некрасов лишился материальной поддержки?

Первый сборник стихотворений поэта ожидал огромный успех?

С 1968 года Некрасов становится художником журнала «Литературные записки?

Прием «Автор кто?» На этапе введения в тему для актуализации ранее полученных знаний и новизны момента в ряде портретов уже изученных авторов добавляется портрет автора, чья биография и творчество будет изучаться на уроке.

По опорным словам отгадать название рассказа.

Например: Курица, подвал, зернышко («Черная курица или подземные жители»)

Пешка, слон, бутерброд («Фосфорический мальчик»)

Взяточничество, коррупция, ложь («Ревизор»)

Прием «Вспомни, кто написал». Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.

Прием «Откуда я?». Показываются предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.

Прием «Расскажи по картинке». Используются сюжетные картинки, иллюстрации к рассказам изученной темы. (Это иллюстрация к рассказу ... . Здесь изображены ... . Это тот отрывок рассказа, где происходит ... .)

Прием «Поймай ошибку». Читается текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

Заключение

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках литературного чтения ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.























Используемая литература



Березина Г.Б. Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.

Горева А.А. Применение современных образовательных технологий на уроках чтения и речевой практики в условиях ФГОС ОВЗ.

Доклад на тему «Методические приёмы для обучения детей с ОВЗ осознанному чтению» -https://infourok.ru/doklad-na-temu-metodicheskie-priyomy-dlya-obucheniya-detej-s-ovz-osoznannomu-chteniyu-4507876.html

Кузнецова М.П., Серёгина И.М. Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ (Обзор методик и приёмов)

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/13/osobennosti-formirovaniya-osoznannogo-chteniya-u-detey-s-ovz

Обучение учащихся с ОВЗ осознанному чтению на уроках в коррекционной школе - https://ozgsch5.edumsko.ru/activity/method/post/1446639
























НАЗОВИ

           

ПОЧЕМУ  

       

СРАВНИ 

          

ПРЕДЛОЖИ 

   

ПРИДУМАЙ 

   

ПОДЕЛИСЬ  

      








t1671286241aa.gift1671286241ab.gif





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.