«Эффективные методы и приемы развития функциональной грамотности учащихся на уроках биологии».
«Эффективные методы и приемы развития функциональной грамотности учащихся на уроках биологии».
Основные компоненты функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучную грамотность Глобальные компетенции Финансовая грамотность Креативное и критическое мышление
Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ Объяснение и описание явлений Использование и построение моделей явлений и процессов Прогнозирование изменений Формулирование выводов на основе имеющихся данных Анализ данных и оценка их достоверности Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования
Денотатный граф - это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. .
Пример:Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Анатомия 8 класс Тема» Сердечно –сосудистая система» Вопросы Примеры Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Сколько камер в сердце? Сколько клапанов в сердце? Как называется самая крупная артерия? т. д. Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. Оценочные вопросы (сравнение) Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.
Сердце Камеры Клапаны Сосуды артерии вены Левый желудочек Левое предсердие полулунные клапаны Створчатые клапаны Правое предсердие Правый желудочек Кластер « Сердце» капилляры Стенки сердца перикард миокард эндокард
Интегративный эксперимент – это исследование явлений реальной действительности определяется умением учащихся преобразовывать теоретические естественнонаучные знания для решения проблемных задач повседневной жизни.
«Зеркальное молоко. Умное лекарство» Цель (метапредметная): формирование основ грамотности жизнедеятельности «Ну как, хочешь жить в зеркале, Китти? Интересно, дадут ли тебе там молока? Впрочем, не знаю, можно ли пить зеркальное молоко? Не повредит ли оно тебе?» Кэрролл Льюис Рисунок 1 - Разговор Алисы с Китти
Рацемат = правые + левые молекулы от лат. dexter — правый от лат. laevus — левый R или S конфигурация + или -
Село Простоквашино. Дом кота – бизнесмена-молочника - Пусть пьют зеркальное молоко, а это сам выпью. Неучи, думают, что от зеркального молока сыты будут. Ха, ха, ха … -Ну, что, Шарик, попил молочка, сыт ли теперь? - Нет, выпил много, а проку мало, голоден - Так ты еще выпей - Уже 5 литров выпил, а ощущение, что ничего не пил. Что за молоко ты мне дал? - Коровье, зеркальное - Это бренд такой?
- Интересные часы, только как-то неудобно смотреть, непривычно. Но они работают. А почему рука левая в зеркале стала правой – это как? Т.е. она уже другая? - Т.е. ты хочешь сказать, что молоко зеркальное – оно другое, не коровье, или … коровье? Хм… Ну, дела! Получается, что в зеркальном молоке не такой молочный сахар, не такой молочный белок, т.е. они другие и наш организм не может их усвоить, поэтому я голоден, т.е. ты меня обманул?! - Почему обманул? Обучил, ну и бизнес все-таки … - Плут – ты, а не бизнесмен! А как это все же по-научному? - Я наукам не обучался, пойдем к Совунье, она мне все это рассказала Рисунок – Часы с обратным ходом. Отражение левой руки в зеркале - А вот ты, Шарик, посмотри на часы, как они тебе?
Не в коня корм - «Хиро» - это рука. Отсюда вывод: «Хиральность — это свойство молекулы не совмещаться в пространстве со своим зеркальным отражением», иными словами это то, что левая рука в зеркале становится правой – вот это и есть хиральность. Так и молоко: зеркальное молоко – это, пардон, «какое-то левое», т.е. неправильное. И в нем и сахар, и белки – все неправильное. Поэтому наш организм воспримет его как что-то несъедобное и переваривать не будет, т.е. оно как войдет, так и выйдет, и наш организм ничего полезного не получит. Это похлеще бомбы может быть! - Это, как сказка … - Эх, Шарик, «хороша та сказка, где есть взрослые мысли» У Совуньи - Здравствуйте, дорогие гости, знаю зачем пожаловали и вот, что я вам скажу:
Врач выписала два препарата для лечения аллергии (ксизал и зиртек). Пациенту было сказано, что можно купить любой препарат, разница только в цене: один дороже (500 рублей), другой дешевле (200 рублей). Какое лекарство Вы бы приобрели? Задание №1 «Зеркальное молоко. Умное лекарство»
Инструкция
Рацемат – смесь правовращающих и левовращающих молекул Рацемат – смесь правовращающих и левовращающих молекул У монохирального препарата (левая форма или правая форма, не рацемат) выше биодоступность! Нужно меньше действующего вещества – меньше побочных эффектов Антигистаминные препараты (противоаллергические): ксизал и зиртек (+) - правовращающая форма (-) левовращающая форма Антигистаминное (противоаллергическое) действие – левовращающая форма (-) – лечебная форма (снижает аллергию) Седативное действие (сонливость) – правовращающая форма (+) Справочный материал
Заполните рабочую карточку Ответьте на вопрос Алисы Составьте небольшое сообщение: В чем заключается биологическая целесообразность применения более дорогого препарата? Для человека с ослабленным здоровьем, при покупке препарата более сыграет роль экономическая целесообразность (дешевле) или биологическая целесообразность? Честный ли бизнес у Матроскина? Можно ли пить зеркальное молоко? Почему? Подведем итоги
Куликова Ирина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева