Эффективные практики обучения русскому языку. Дидактический материал к разделу "Морфология. Имя существительное"

2
0
Материал опубликован 10 February

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пограничная средняя общеобразовательная школа №1Пограничного муниципального округа» отделение 1


Эффективные практики обучения школьников по русскому языку


                      Дидактический материал по русскому языку

                                     к разделу «МОРФОЛОГИЯ»





ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ









Разработала:

Живчикова Лариса Геннадьевна-

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «ПСОШ№1ПМО» отделение 1





                                                           2025г.




t1739177709ad.gifСодержание:

Пояснительная записка – стр.1-2

Теоретическая часть. Имя существительное – стр. 3

Практическая часть. Имя существительное – стр.4-6

t1739177709ae.gif


1. Пояснительная записка

Дидактический материал ориентирован прежде всего на помощь учителю в подготовке уроков русского языка и литературы, посвященных развитию речи, однако оно будет полезно учащимся и всем, кто любит русский язык, хочет писать и говорить грамотно. Основная его цель - предупреждение речевых, грамматических, и (по возможности) логических ошибок, а также общее развитие речи.

Задания, включенные в сборник рассчитаны на работу по развитию речи в классах разного уровня.

Сборник с дидактическим материалом состоит из двух частей: теоретической, где содержаться необходимые теоретические сведения; сведения о типе ошибок, примеры характерных ошибок с комментариями.

Практическая часть включает в себя дидактический материал для коллективной работы класса с учителем и упражнения для самостоятельной работы (могут использоваться для домашних заданий).

Дидактическим материалом для многих упражнений служат небольшие фрагменты из художественных произведений, изучаемых в школе, а также отрывки из творческих работ учащихся, требующие правки.

Новизна практических заданий заключается в следущем:

- позволяет вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;

-сэкономить время;

Знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

Считаю, что данный дидактический материал имеет практическую значимость как для образовательного учреждения, так и для системы образования района.

Внедрение его в практику преподавания соответствует

- программе по русскому языку;

- обязательному минимуму содержания образования;

- целям изучения предмета «Русский язык»;

- повышает работоспособность;

- формирует общеучебные умения и навыки;

- выявляет слабые места в знании учебного предмета и корректирует свои знания;

- развивает логическое мышление, интеллект, связную речь;

- обогащает словарный запас.

Дает возможность учителю:

-вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;

-повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;

-активизировать деятельность учащихся;

-осуществлять коррекцию знаний.

При изучении той или иной темы по «Морфологии» необходимо знакомить обучающихся не только с особенностями изменения, образования, правописания слов определенной части речи, но и показывать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, с тем чтобы предупредить возможные речевые и грамматические ошибки учащихся.


t1739177709af.gifТеоретическая часть «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»


В речи учеников часто встречаются ошибки, связанные с неправильным определением рода, образованием форм числа и падежа существительных.

Так, неправильное определение рода существительного приводит к тому, что обучающиеся:

Допускают ошибки в согласовании, в том числе подлежащего со сказуемым. Например, Прорубь покрылся льдом вместо покрылась.

Неверно образуют падежную форму существительного.

Например, Окна занавешены тюлью. Надо: тюлем- (Т.п., м.р.)

Ошибки в употреблении форм единственного и множественного числа:

-неправильно образуют форму множественного числа или неверно ее произносят вследствие незнания места ударения в слове. Например, шофера, торты, торта / правильно: шоферы, торты.

- при образовании форм множественного числа не учитывают лексического значения слова;

- когда форма единственного числа существительного с конкретным значением имеет значение собирательное , обобщающее: Вокруг растет сплошь одна сосна.

Ошибки в образовании и употреблении падежных форм существительных объясняются тем, что учащиеся:

-неправильно определяют род существительных;

-не учитывают лексического значения слова;

- не знают, в каких случаях допускаются варианты падежных окончаний.

Таким образом, при изучении соответствующих тем необходимо предлагать такие задания и упражнения, при выполнении которых они узнали бы особенности образования тех или иных грамматических форм существительных и научились бы правильно употреблять их в своей речи.


Практическая часть. Имя существительное

t1739177709ai.gifУпражнение №1

Задание: Определите род существительных и подберите к ним прилагательные.

Меню, такси, депо, кашне, купе, пальто, кофе, кино, какаду, какао, меню, пианино, колибри, шимпанзе, радио, бюро, жюри.

Примечание. Некоторые существительные в употреблении могут быть незнакомыми ученикам, поэтому перед выполнением задания нужно объяснить лексическое значение этих слов.


t1739177709ai.gifУпражнение №2

Задание: Раскройте скобки. Над словами , которые были в скобках, укажите род и падеж.

Сумка с (капуста и картофель), игра на (рояль), пирожки с (повидло), красота (лебедь), присели под (тополь), суп с (вермишель).

t1739177709ai.gif

Упражнение №3

Задание: Выпишите существительные, которые имеют две формы множественного числа. В случае затруднения обращайтесь к словарю. С выписанными существительными составьте предложения.

Простор, сын, месяц, диван, лист, корень, человек, торт, лагерь, пояс, зуб, орех, ток, счет, агроном, хлеб.

Например, лист-листья, листы. Осенние листья необыкновенно красивы. На столе лежали исписанные листы.


t1739177709ai.gif

Упражнение №4

Задание: В приведенных примерах из ученических работ есть ошибка, состоящая в том, что существительные употреблены в форме единственного или множественного числа, хотя они этой формы не имеют. Исправьте ошибку.

По сторонам дороги цвели одуванчики, васильки, земляники.

Окна покрасили белилом.

В парке нас увлекли катания на лодках.

Мы запаслись палаткой, чайником, ложками, продовольствиями.

Чернилом были испачканы лицо и руки.

t1739177709ai.gif

Упражнение №5

Задание: Объясните ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

У детей были красивые одежды.

При свете луны небо и море окрасились в мягкие темно-синие тоны.

Наша страна заключила мирные договора.

Наши инженера создали первую в мире космическую ракету.

Интервью близился к концу.

t1739177709ai.gif

Упражнение №6

Задание: Один мальчик заметил несколько ошибок в речи своих товарищей. Какие это ошибки? Исправьте их и объясните.

Кто притащил эту рельсу?

А ты умеешь с роялью обращаться?

Пойдем в буфет, съедим пирожок с повидлой.

Мама, сколько купить яблоков?

Девочка, как твое фамилие?

Скажите, пожалуйста, сколько стоит килограмм помидор?


t1739177709ai.gif

Упражнение №7

Задание: Вместо пропуска употребите в нужной форме существительное время (в первом абзаце) и существительное край (во втором абзаце). Напишите над этими словами падеж.

Сколько сейчас ………..? У меня совсем нет……. . Со…….. все станет ясно. Мы должны собраться в указанное……. . Работа будет закончена к определенному …….. . Это покажет ……. .

В родном …… и дышится легко. Отец провел всю Великую Отечественную войну на переднем …… . В Приморском …… прошли дожди. Сидеть на ….. неудобно.

t1739177709ai.gif

Упражнение №8

Задание: Раскройте скобки, выберите нужную форму существительного.

Асфальтированная шоссе вела нас к городу.

У подъезда стояла легковая такси.

Мы приближались к многоводному Миссиси.

В зале не оказались свободные места.

Враги оказали вооруженные сопротивления.

Листья в этой книге уже пожелтели.

Пять воинов награждены орденами Славы.



t1739177709ai.gif

Упражнение №9 (Итоговое) Укажите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

У нас остается мало время.

У девочки пальцы были в черниле.

В магазине продается красивая тюль.

На пасеку завезли новые улья.

В стране развертываются крупные строительства.

На море начался промысловый лов килек.

Лучших писателей наградили медалями «За доблестный труд».

Много видел он кручины на веке своем.

Дети лепили из снегу бабу.

Ему купили куртку на мехе.

Из мрачного лесу мы вышли на поляну, освещенную солнцем.



































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации