12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ксения34

Статья для конкурса «Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»»

Науменко Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры теории и методики начального

образовании факультета педагогики и

методики начального образования,

Хомутникова Ксения Владиславовна

студентка 5 курса заочного отделения

факультета Начальное образование

Волгоградский государственный социально-

педагогический университет г. Волгоград



Эффективные приемы повышения качества изучения величин в начальной школе на основе проблемного подхода



Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения качества изучения величин в начальной школе. Авторы раскрывают эффективные формы и методы работы, на основе проблемного подхода, в процессе которого повышается уровень качества усвоения знаний о величинах и их измерении младшими школьниками.

Ключевые слова: величины, начальная школа, проблемный метод, эффективные приёмы обучения.



Актуальность исследования. Одним из основных понятий курса математики начальных классов является понятие «величина». В начальной школе изучаются такие величины, как: длина, периметр, площадь, объём, масса, стоимость, время, скорость. Знания об этих величинах и их измерении младшим школьниками важны не только для успешного усвоения курса математики начальных классов, но и для формирования практических умений и навыков, которые широко применяются в жизни. Поэтому в программах начального математического образования традиционно отводят около 70 часов (7,7% от учебного времени) на изучение величин.

Однако некоторым младшим школьникам изучение отдельных величин даётся не просто. Для того чтобы сделать изучение величин простым и ясным для понимания учащихся начальной школы, необходимо использовать определенные методики обучения. По мнению современных методистов, одной из таких методик является проблемное обучение, т.к. оно развивает познавательную самостоятельность учащихся, эмоционально окрашивает личные «открытия» пути решения проблемы и превращает их знания в убеждения. Кроме того, такое обучение способствует развитию интеллектуально-творческих способностей школьников.

О необходимости такого развития младших школьников указывается и в государственном образовательном стандарте. Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход. ФГОС НОО (2021 г.) выдвигает новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают следующие позиции:

«Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:…….. ценности научного познания: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» ( п. 41.1);

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать «овладение универсальными учебными познавательными действиями:1) базовые логические действия: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования)» (п. 42.1) [1].

Указанные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают результаты применения методов проблемного обучения.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях И.А. Лурье, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягиным, Н.Б. Истоминой и других учёных затрагиваются проблемы, связанная с изучением младшими школьниками понятия величины. Однако на практике мы не всегда видим применение этих разработок, часто наблюдаем формальный подход к ознакомлению учащихся с величинами и их измерением, что приводит к непониманию сущности величин и особенности их измерения, сравнения, выполнения с ними арифметических действий. В настоящее время недостаточно на практическом уровне описана система в применении проблемного подхода к ознакомлению младших школьников с величинами и их измерением. В связи с изложенным выше считаем, что выбранная для статьи тема актуальна.

Анализ передового педагогического опыта организации изучения младшими школьниками величин с использованием проблемного метода показал, что данный метод обучения успешно реализуется практикующими педагогами и является актуальным в современном начальном образовании. Следует подчеркнуть, что метод проблемного обучения чаще всего используется на этапе определения учебной проблемы и темы урока. Педагоги чаще используют проблемные ситуации с практическими действиями.

Мы провели опытно-экспериментальную работу по изучению величин на уроках математики в начальной школе с использованием проблемного метода. Данная работа проводилась поэтапно, на каждом ее этапе нами преследовалась определенная цель.

На констатирующий этапе эксперимента мы определили уровень качества сформированности представлений младших школьников о величинах и их измерении согласно программе обучения математике на начало эксперимента и обработали полученные данные. На формирующий этапе мы нашли возможность на уроках математики способствовать повышению уровня качества усвоения величин у учащихся, включая задания проблемного характера на этапе актуализации опорных знаний. На контрольном этапе мы проследили результативность нашей работы по повышению уровня качества усвоения понятия величин у младших школьников на уроках математики.

Результаты эксперимента показали следующее: на конец эксперимента число младших школьников, обладающих очень низким уровнем сформированности представлений об изученных величинах и их измерении снизилось на 11% (3 учащихся), число учеников с низким уровнем снизилось на 39% (10 учащихся). Что касается учащихся 3-го экспериментального класса, обладающих средним уровнем диагностируемых умений, их число увеличилось на 23% (6 учащихся), число учащихся с высоким уровнем увеличилось на 19% (5 учащихся), а также число учеников с очень высоким уровнем увеличилось на 8% (2 учащихся).

Подводя итог, можно сделать вывод, что рекомендуемый комплекс заданий и упражнений по математике на основе проблемного подхода, предложенный учащимся на уроках для коррекции и совершенствования уровня качества сформированности представлений об изученных величинах и их измерении, в целом дал положительный результат.

Отмечаем, что повышению уровня диагностируемых знаний и умений способствовали не только специальный комплекс, но и типичные задания и упражнения, предлагаемые учителем в соответствии с программой обучения, а также приобретаемый школьниками жизненный опыт, связанный с разделом величины.

Кроме этого подчеркнём, что при продолжении предложенной работы результат сохранится и может улучшиться, а в противном случае примет временный характер.

……………………………….



Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193 /#1000 (дата обращения: 18.09.2021).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (дата обращения: 18.09.2021).3. Краевский В.В. Педагогика как наука // Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение. 2003. – Гл. 1. – С. 5–40.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.

4. Примерная рабочая программа Начального Общего Образования. Математика. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm (дата обращения: 23.11.2021).

Дата проведения: с 18 февраля по 9 марта
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.