Эффективные способы изготовления мягкой игрушки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Необособленное структурное подразделение «Радуга»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ
Для детей 7-9 лет
Автор-составитель:
Барсукова Светлана Михайловна
Должность: педагог
дополнительного образования
Калуга, 2020
Аннотация
Данная методическая разработка представляет некоторые авторские приемы и методы педагога Барсуковой С.М., используемые при изготовлении мягкой игрушки младшими школьниками 7-9 лет. Разработка может быть полезной педагогам дополнительного образования, учителям технологии начальных классов, учащимся, а также любому человеку проявляющему интерес к изготовлению мягкой игрушки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: навыки и умения, приобретенные и отработанные детьми на занятиях в объединении «Мягкая игрушка», помогут им реализоваться, и быть самостоятельными в определенных видах деятельности в быту и творчестве. Например: красиво пришить пуговицу, незаметно зашить одежду. При работе с обучающимися в начальной школе установлен ряд операций пошива мягкой игрушки, некоторые из них вызывают определенные трудности при их выполнении. Данная методическая разработка предлагает способы решения возникающих проблем.
Новизна. Работа представляет авторские приемы и методы формирования необходимых умений и навыков шитья. Отработка швов происходит не на образцах, а сразу на маленькой поделке, преимущество в том, что ребенку сразу виден результат своей работы.
Цель: Обобщить опыт работы с учащимися в начальной школе при работе над качественным выполнением швейных работ при изготовлении мягкой игрушки.
Задачи.
Выявить наиболее часто встречающиеся трудности во время изготовления мягкой игрушки.
Разработать и обобщить приемы и методы формирования умений и навыков качественного шитья (отработке швов, начало и окончание работы, соединение сложных контуров).
Дать рекомендации при выполнении определенных операций, вызывающих трудности у большинства учащихся.
Прогнозируемый результат:
- Представленные материалы помогут педагогам осуществлять обучение изготовлению мягкой игрушки, минуя часто встречающиеся ошибки и трудности.
- Представленный опыт поможет детям более качественно изготавливать поделки, испытать ситуацию успеха.
Основные трудности, возникающие у детей при изготовлении мягкой игрушки
В процессе изготовления мягкой игрушки очень важно качество её изготовления. Зачастую поделка неплохая, но игрушка выглядит неряшливо, непривлекательно. Что же является причиной такого положения:
узлы не убраны, в результате поделка неряшливая;
в конце шва нитка просто обрезана, не закреплена, в результате при малейшем напряжении шов распарывается;
поделка шьется в две нитки, в итоге шов получается грубым, нитки вытягиваются неравномерно, в шве появляются петли, которые дети не умеют убирать;
если контур деталей игрушки сложный, дети не понимают, как их правильно соединить, в результате пропорции игрушки нарушаются и искажаются. Особенные трудности вызывает соединение контуров с изнанки, что можно объяснить слабо развитым наглядно-образным мышлением, т.е. дети не могут представить, как может выглядеть игрушка по ее деталям;
слабое развитие наглядно-образного мышления не позволяет учащимся представить изделие по его схеме;
Основные виды швов, используемые при изготовлении мягкой игрушки
Ш ов петельный
Основные приемы и методы формирования умений и навыков качественного шитья
Чтобы избежать выше описанных проблем, необходимо придерживаться следующих правил:
При выполнении любого из изученных швов – шить в одну нитку.
В начале работы оставлять узел внутри ткани.
Порядок выполнения:
Сложить сшиваемые детали изнанка к изнанке.
Проколоть одну деталь на лицевую сторону с изнаночной стороны, узел остается между деталями с изнаночной стороны.
Детали изделия сшиваем петельным швом.
Выполнение петельного шва проводить следующим образом:
Вставляем нитку в иголку, на длинном конце завязываем узел и прячем его.
Ткань прокалываем иглой до середины иглы.
Обматываем иглу ниткой идущей от ткани.
Вытаскиваем иглу двумя пальцами, зажимаем нитку в кулаке, одновременно для лучшего запоминания повторяем вслух: «Прокололи до половины, обмотали, вытащили».
При выполнении петельного шва таким способом нитки запутываются реже, и учащимся при проговаривании алгоритма выполнения шва проще запомнить последовательность действий.
При окончании работы закрепляем нитку следующим образом:
Выполняем два раза петельный шов на одном месте.
Убираем нитку внутрь поделки: входим иголкой в место выхода нитки из ткани, проходим внутри поделки и входим в любом месте на некотором расстоянии от входа. Вытаскиваем иголку, часть нитки остается внутри поделки, обрезаем нитку близко к ткани, немного её натянув.
При выполнении работ пришивания деталей друг к другу, например пришивание головы к туловищу, узел убирается следующим образом: начинаем работу с промежутка между петельными стежками, расположенными рядом, выходим в нужное место, узел прячется в поделке.
Можно начинать работу вообще без узла.
Прокалываем поделку в нужное место, оставляя часть нитки снаружи. В месте выхода иглы из ткани зацепляемся иголкой за несколько ниток, выполняем петельный шов, нитка закрепляется без узла. Часть нитки, оставшейся снаружи, обрезается.
Помимо этого трудности у учащихся вызывает соединение различных по конфигурации деталей изделия. Т.к. наглядно-образное мышление не сформировано в должной мере, то мы возвращаемся к приемам наглядно-действенного мышления, т.е. сначала в действии выполняем соединение шаблонов на плоскости, а потом ребенок уже может представить изделие в целом. Например, при соединении деталей мордочки и туловища в поделке «Ёжик».
Рисунок № 1. Рисунок № 2.Для лучшего понимания соединения сложных по конфигурации деталей изделия делаем это в несколько приемов:
Складываем детали выкроек из картона (рис.1), сверху на них кладем изнаночной стороной вверх детали из меха и драпа.
Обозначаем визуально точки начала и окончания соединения деталей (рис.2).
Складываем детали лицевой стороной внутрь. Одну из точек соединения можно заколоть английской булавкой.
Начинаем сшивание деталей с не заколотой точки соединения швом через край или петельным, маленькими отрезками, более или менее совпадающими по контуру, постепенно продвигаясь к заколотой точке.
Рисунок № 3. Рисунок № 4.Пришивание бусин так же вызывает трудности
Начинаем работу с убирания узла или без узла (п. 4.4.) выходим иглой в место пришивания бусины. Надеваем бусину. Цепляемся за ткань под бусиной. Вытягиваем нитку (действие 1). Разворачиваем иглу. Входим в бусину (действие 2), вытягиваем нитку, повторяем действия 1 и 2. По очереди цепляем ткань под бусиной и входим иглой в бусину, повторяя: под бусину, в бусину.
Заканчиваем: закрепляем нитку петельным швом 2 раза за одну нитку ткани или за нитку пришивания бусины. Убираем нитку в поделку (п. 4.4.)
Для развития наглядно-образного мышления можно использовать следующие приемы:
Для учащихся 1-го и 2-го года обучения.
Развивать пространственное мышление у младших школьников предлагается путем решения задачи: складывание деталей из картона.
Дается на листе бумаги выкройка какой-либо части изделия, состоящей из нескольких деталей. Задача: сложить часть изделия из предложенных деталей (могут быть лишние детали, не подходящие к данной выкройке).
Для 3-го и 4-го года обучения
Отработка основных приемов и методов качественного шитья
с учащимися
Отработка швов и способов соединения деталей производится на маленьких игрушках. При изготовлении мягкой игрушки дополнительно к петельному шву используется ряд других швов: подшивочный, трикотажный, иголка вперед, иголка назад, через край.
Игрушка сердечко – петельный шов.
Котик – петельный, подшивочный, трикотажный, назад иголка, пришивание бусины.
Морж - петельный, трикотажный, через край, пришивание бусины.
Ежик – сшивание деталей мех-ткань, мех. Соединение несовпадающих по конфигурации контуров.
4.1. Технология изготовления кота
Вырезать детали.Соединить детали передней и задней половины кота.
Сшивание туловища От т.1 до т.2 От т. 3 до т.4 петельным швом От т. 5 до т.6 От т.2 до т.3 подшивочным швом От т. 4 до т.5 | ||||
3. На деталях донышка загнуть ножки, совместив точки: 1-1 2-2 3-3 4-4 Соединить по линии 1-2 и 3-4 подшивочным швом. |
Набить туловище синтепоном.
Присоединить донышко к туловищу. От т.1 до т.4 петельным швом
От т. 1 до т.4 вдоль лапок трикотажным швом.
Пришить сзади хвост, отделка бант.
Вышить глазки и ротик швом иголка назад, пришить бусину - нос.
Технология изготовления моржа
Выкроить детали.
Соединить детали туловища моржа от т.1 до т.2 петельным швом.
Набить, согнуть ласты и соединить по линии 1-2 снизу трикотажным швом.
По швам от т.5 до т.6 и от т.3 до т.4 пришить ласты.
Деталь мордочки собрать по краю швом через край.
Стянуть, набить. Закрепить нитку и пришить к туловищу трикотажным швом.
Перетянуть мордочку тремя стежками, формируя 2 полушария.
Пришить нос-бусину, приклеить глазки.
Технология изготовления ежа
2. Выкроить детали из меха
3. Соединить детали мордочки и спинки по линии 1-2 с изнанки швом через край. (используя рекомендации) или петельным.
4. Соединить детали меха половин ежа по линии 2-3, 1-5 с изнанки через край или петельным.
5. Пришить донышко с изнанки по кругу.
6. Вывернуть ежа через отверстие т.4-5 (через незашитую мордочку).
7. Сшить детали мордочки из драпа от т.1 до т.6 петельным швом.
8. Через оставшееся отверстие от т.6 до т. 2, плотно набить.
9. Зашить оставшееся отверстие петельным швом.
10. Пришить нос-бусину.
11. Приклеить глаза.
Рекомендации педагога при изготовлении данной поделки
Технология изготовления сердечка
Выкроить детали изделия.
Сложить изнанка и изнанке и сшить от т.1 до т.2 петельным швом.
Набить через оставшееся отверстие.
Зашить отверстие.