Дополнительная общеразвивающая программа «Изготовление игрушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Елочка»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Изготовление игрушки»
на 2015-2016 учебный год
для детей 5-6 лет
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Составитель: Кочетова И. П.
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Направление программы
Дополнительная общеразвивющая программа «Изготовление игрушки» реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей художественно- творческих навыков средствами различных техник .
Новизна программы состоит в том, что среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания состоит в том, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит прикладному исскуству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1.1.1.Цель и задачи программы:
Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.
2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания занятий. При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование умений и навыков в продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира. игры по художественному творчеству, моделирование композиций.
«Речевое развитие» - использование художественных произведений для обогащения словарного запаса, развития речи.
3. Принцип практической направленности предусматривает формирование умения поиска решения проблемных ситуаций в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умения работать с разными источниками информации (рабочая тетрадь, альбомы, картины, выставки, интерактивные источники информации) умений работать в сотрудничестве (в малой и большой группах); способности работать самостоятельно.
4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей детей.
Это, прежде всего, использование разноуровнего по трудности и объему представления предметного содержания
5. Принцип прочности и наглядности. Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу).
6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдения режима дня.
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Формирование личности.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
Интенсивное познавательное развитие.
Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]
На этапе 5-6 лет происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения); обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества. В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Индивидульные особенности группы.
В группе 24 ребёнка, из них 11 девочек и 13 мальчиков.
Лидерами группы являются:
1.1.4. Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети смогут:
Воспитанник должен |
Базовый компонент |
Компонент ДОУ |
Национально-региональный компонент |
1 |
2 |
3 |
4 |
Знать |
Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. |
Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре. |
Знать некоторые фольклорные произведения наших тамбовских авторов. |
Уметь |
Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. |
Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат. |
Находить логические связи между образом и традицией. |
1.1.5. Система оценивания качества образовательной деятельности:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- систематическая презентация детских достижений на выставках детского творчества;
- участие в праздниках, развлечениях,
- проведение тематических недель творчества,
- изготовление дидактических игр,
- открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников;
- участие в конкурсах различного уровня.
- создание презентаций,
Способы оценки результатов
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей; изучаются продукты творческой деятельности детей; детские достижения презентуются на выставке детского творчества .
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Модуль 1
« Обереговые куклы »
При работе совершенствовать навыки ручного труда детей при изготовлении национальной народной куклы. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их в процессе изготовления игрушки. Совершенствовать технику работы с материалом. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать при изготовлении обереговых кукол.
Предлагать соединять разные материалы для создания выразительного образа куклы. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами.
Модуль 2
« Обрядовые куклы»
В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки. Через изготовление таких кукол, дети знакомятся с укладом жизни своих предков и получают космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.
Такую куклу изготавливают без использования ножниц и иглы. Куколка обрядовая - обучающая кукла. Она помогает научить ребёнка благодарности..
Модуль 3 «Игровые куклы».
В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла без сомнения сохранила свои магические свойства – это сплачивает семью и настраивает на добрый и позитивный лад.
Модуль 4 «Развитие детского творчества»
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству . Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Совершенствовать умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные части будут объединяться в одну куклу .
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
2.2 Учебный план
N п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Детская деятельность |
Совместная деятельность с родителями (открытые мероприятия) |
||
1 |
Беседа о народной игрушке |
1 |
|
2 |
«Зайчик на пальчик» |
3 |
|
3 |
Кукла пеленашка |
3 |
|
4 |
Кукла кувадка |
3 |
|
5 |
Птичка |
3 |
|
6 |
Нитяная кукла |
3 |
|
7 |
Плоскостная кукла - Русская красавица |
3 |
|
8 |
Мастер-класс для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
1 |
|
9 |
Лошадка |
3 |
|
10 |
Рождественский ангел |
3 |
|
11 |
Ангел с нимбом |
3 |
|
12 |
Нитяная игрушка «снегирь» |
3 |
|
13 |
Крупеничка(Зерновушка, Горошинка )-кукла набитая крупой |
3 |
|
14 |
Мастер-класс для родителей (совместная деятельность взрослых и детей |
1 |
|
15 |
Кукла «Бессонница» |
3 |
|
16 |
Масленица – кукла из мочала |
3 |
|
17 |
«Масленица» кукла из ткани |
3 |
|
18 |
Кувадка – мужской образ |
3 |
|
19 |
Мастер-класс для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
1 |
|
20 |
« Цыплёнок» - нитяная игрушка |
3 |
|
21 |
Утешница |
3 |
|
22 |
Кукла-«Веснянка» |
2 |
|
23 |
Первоцвет |
2 |
|
24 |
Кукла «Столбушка» |
3 |
|
25 |
Кукла «Терешечка» (из полена) |
3 |
|
26 |
Кукла на ложке |
3 |
|
27 |
«Бабочка» |
1 |
|
28 |
Кукла на палочке |
2 |
|
29 |
Итоговое занятие «Все, чему мы научились» |
1 |
|
68 ч |
4 ч |
||
72 ч |
2.3Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Задачи |
Литература |
1
|
Беседа о народной игрушке |
Развивать интерес к русским традициям |
Книга «Кукольный сундучок». Автор Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева. Стр. № 16 |
2,3,4 |
«Зайчик на пальчик» |
Развитие коммуникативных способностей – через народную игрушку |
Стр. № -38,39 |
5,6,7 |
Кукла пеленашка |
Развитие мелкой моторики |
Стр. № - 28,29,30 |
8,9,10 |
Кукла кувадка |
Научить изготовлению: женского и мужского образа |
Стр. № 12 |
11,12,13 |
Птичка |
Разучивание пальчиковой игры «Снегирь» |
Стр . № 27 |
14.15,16 |
Нитяная кукла |
Научить наматывать нить на прямоугольники разного размера. |
Технологическая карта изготовления куклы |
17,18,19 |
Плоскостная кукла – «Русская красавица»
|
Научить украшать готовый силуэт куклы в русском народном стиле, закрепить названия одежды |
Образцы иллюстраций книжки – раскраски» Народные костюмы» (И.Барановой) |
20 |
Мастер-класс для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
||
21,22,23 |
Лошадка |
Научить собирать игрушку из двух деталей |
Технологическая карта |
24,25,26 |
Рождественский ангел |
Дать понятие ангел-хранитель |
Стр. № 22 |
27,28,29 |
Ангел с нимбом |
Научить собирать куклу из трёх деталей |
Стр. № 23 |
30,31,32 |
Нитяная игрушка «снегирь» |
Научить делать выкройку по шаблону |
Технологическая карта |
33,34,35 |
Крупеничка (Зерновушка, Горошинка )-кукла набитая крупой |
Научить прикреплять руки к туловищу, на крест. |
Технологическая карта (Цветной мир №1 2009) |
36 |
Мастер-класс для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
||
37,38,39 |
Кукла «Бессонница» |
Научить – Завязывать узелки на ткани |
Технологическая карта (Цветной мир № 1 2009) |
40,41,42 |
Масленица – кукла из мочала |
Вызвать интерес к работе с новым материалом |
Технологическая карта |
43,44,45 |
«Масленица» кукла из ткани |
Научить драпировать и закреплять ткань с помощью нити |
Технологическая карта |
46,47,48 |
Кувадка – мужской образ |
Научить из скрученной части ткани делать кольцо |
Стр. № 14 |
49 |
Мастер-класс для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
||
50,51,52 |
« Цыплёнок» - нитяная игрушка |
Закрепить умения делать помпон |
Технологическая карта |
53,54,55 |
Утешница |
Научить подбирать ткань, украшать наряд куклы |
Стр. № 64 |
56,57 |
Кукла-«Веснянка» |
Научить прикреплять несколько кукол на одну палочку |
Стр. № 56, 57 |
58,59 |
Первоцвет |
Научить плести косичку из цветных нитей |
Стр. 60, 61 |
60,61,62 |
Кукла «Столбушка» |
Научить ; скручивать суровую ткань,бумагу |
Стр № 10, 11 |
63,64,65 |
Кукла «Терешечка» (из полена) |
Научить работать с природным материалом |
Стр № 32, 33 |
66,67,68 |
Кукла на ложке |
Закрепить умения прикреплять ткань к готовой форме |
Стр № 78, 79 |
69 |
«Бабочка» |
Закрепить умения пользоваться технологической картой |
Стр № 18 ,19 |
70,71 |
Кукла на палочке |
Научить пользоваться иглой, шьём техн. (шаг вперёд) |
Стр № 82, 83 |
72 |
Итоговое занятие «Все, чему мы научились» |
Формы работы:
- игры;
- беседы, работа с наглядным материалом;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- чтение и заучивание художественной литературы;
.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома
Основные задачи:
информирование друг друга о возможностях художественно-эстетического развития детей в условиях детского сада и семьи;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьей
Направления работы |
Формы работы |
Взаимопознание и взаимоинформирование |
встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте |
Непрерывное образование воспитывающих взрослых |
лекции, семинары, семинары-практикумы, родительские и общие детсадовские собрания, мастер-классы, игры |
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей |
акции, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, праздники, проектная деятельность |
3.Организационный отдел.
3.1. Организация занятий.
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3 до 4 лет). Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 15 минут. Общее количество занятий в соответствии с нормативной документацией составляет 72 ч, из которых 68 ч отводится на детскую деятельность по реализации образовательных задач и 4 часа на совместную детско-взрослую деятельность с родителями, как форма отчета по реализации данной программы
3.2. Материально-техническое обеспечение программы:
- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- дидактический материал;
-таблицы с поэтапным выполнением изделий
-образцы готовых кукол
-шаблоны
-разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ
- хлопчатобумажные и шерстяные нитки
-тесьма, кружево, сутаж, синтепон, вата, крупы, ножницы
3.3. Методическое обеспечение программы
1. Арапова-Пискарёва Н.А. О развитии программного обеспечения в среде дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №5. С. 64-72.
2. Афанасьева С. Дебют. Программа по основам художественного ремесла. («Детский сад от А до Я» №6/2005).
3. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).
4. Жили-были…: Рус.обрядовая поэзия / Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева – СПб.: Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.
5. Лавриненко Н. Этнопедагогика. Её роль в развитии творческих способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).
6. Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. – Курган: Изд-во КГУ, 2002.
7. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение.
8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
9. Микляева Н. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006).
10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).
11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
12. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
13. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
14. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Кург. Гос. Ун-т; [Сост., науч. ст. и коммент.: В.П. Фёдорова; Е.В. Рычкова]. – Курган: Редакционно - изд-ий центр Кург. гос. ун-та, 2005.
15. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре.: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.
16. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).
17. У кота – баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор Зауралья / Сост. В.П. Фёдорова – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1992.
18.Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
Афанасьева Валентина