Эффективное взаимодействие педагога с родителями дошкольников в период самоизоляции
Педагоги дополнительного образования
МАУ ДО «Межшкольный эстетический центр»
МО город Краснодар
Цыганков И.С., Шаболда А.М.
Эффективное взаимодействие педагога с родителями дошкольников
в период самоизоляции
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и представителей организации дополнительного образования (администрации, педагогов) являются сегодня актуальной задачей дошкольного образования.
Что мы подразумеваем под условиями эффективного взаимодействия педагога и родителя?
Прежде всего это создание той ситуации общения, в которой транслируемая педагогом информация прямо и однозначно воспринимается родителем и побуждает его к изменению своего поведения таким образом, чтобы ребёнок становился более успешным.
Конфликт представляет собой противоречие, столкновение различных интересов, целей и ценностей людей. Сам по себе конфликт не является априори отрицательным явлением, отрицательным он является в том случае, когда становится деструктивным. Психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.
В связи с наличием исследовательского интереса к рассматриваемой проблеме в октябре 2020-2021 учебного года был проведен мини опрос. Коллеги ответили на ряд открытых вопросов, ответы, данные 30 респондентами в форме свободных высказываний, были подвергнуты качественному и количественному анализу и ранжированию.
Ответы на вопрос «Что обычно препятствует полноценному общению между педагогом и родителем и приводит к возникновению конфликтных ситуаций?» позволили сформулировать примерный перечень возможных конфликтогенов (указанные факторы здесь и далее расположены в порядке частоты встречаемости в ответах участников опроса):
⁃ недостаточная информированность родителя по интересующим его вопросам;
⁃ отказ родителя от ответственности и проявление защитной реакции;
⁃ необходимость сообщать информацию, вызывающую отрицательные эмоции;
⁃ отвлекающие факторы в процессе общения;
⁃ изначально враждебное отношение родителей к роли педагога;
- неуверенность педагога в себе и сообщаемой информации.
Ответы на вопрос «Какие качества человека делают его конфликтным родителем?» являются следующими:
⁃ завышенная самооценка и требование особого внимания к себе (этакий «комплекс полноценности» в противоположность комплексу неполноценности);
⁃ черты характера (в первую очередь, агрессивность и вспыльчивость);
⁃ хроническая усталость;
⁃ недовольство жизнью;
⁃ плохое настроение в ситуации общения.
На вопрос «Какими правилами поведения в конфликтных ситуациях Вы рекомендуете руководствоваться педагогу?» были получены такие ответы:
- проявляйте эмоциональную выдержку;
- будьте справедливы и терпимы к детям и их родителям;
- критикуйте, но не критиканствуйте;
- не расширяйте предмет конфликта.
Как показано выше, респонденты называют наиболее очевидным препятствием полноценному общению между педагогом и родителем недостаточную информированность родителя по интересующим его вопросам.
В условиях пандемии и невозможности личного общения педагога с родителями решать задачу информирования родителей о деятельности организации дополнительного образования во всем многообразии ее проявлений пришлось с помощью новых форм работы, таких как работа с сайтом организации, а также взаимодействие через социальные сети и мессенджеры.
Эффективной формой дистанционного взаимодействия представителей организации дополнительного образования и родителей, обеспечивающей быстрое информирование по актуальным вопросам, решаемым в реальном времени, является официальный сайт организации. На нем отражена вся административная и правовая информация, необходимая родителям (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фото и видео отчеты, анонсы мероприятий и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к повышенное внимание родителей к образовательному процессу, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей, формирует мотивацию к участию в событиях и инициативах образовательного учреждения.
В настоящее время во многих детских образовательных учреждениях организационные цели достигаются с помощью родительских собраний и традиционных информационных стендов. Однако, формы работы в современных условиях зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационные стенды в глазах современных родителей выглядят недостаточно привлекательными.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото, видео, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию.
Работа с использованием возможностей мессенджеров является универсальным и интерактивным средством связи, в ней наиболее очевидна и результативна обратная связь: любой родитель имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему вопросу.
Вместе с тем применение педагогом дополнительного образования в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от самого педагога, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон.
Однако, названные формы работы с родителями, основанные на использовании дистанционных технологий, в современных условиях способны принести огромную пользу.