«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ИНЖЕНЕРНОМ КЛАССЕ»

6
0
Материал опубликован 5 June

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ИНЖЕНЕРНОМ КЛАССЕ»

Цель статьи: описание роли исследовательской деятельности учащихся в школе в формировании познавательного интереса к изучению предмета «Физика».

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Д. Хевеши

Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у многих школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель - предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника. Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области искусства, игр, спорта, конструирования и т.д. именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке и, в частности на уроках физики, нельзя привить приказом. Надо стараться воспитать у учеников интерес к физике за счет уже имеющихся у них интересов к другим областям деятельности. Тогда и к физике будет проявляться интерес не как к «самому любимому предмету» (что невозможно для 20-30 человек класса и, главное, не нужно), а как уважение к науке, лежащей в основе научно-технического прогресса и помогающей объяснить многие окружающие нас явления и факты. Для более глубокого проникновения в науку помогает проектная и исследовательская деятельность учеников. Учащиеся, с гуманитарными способностями очень хорошо пишут сочинения про физические явления. Дети, хорошо владеющие компьютером, с удовольствием собирают слайды по разным физическим явлениям. Учащиеся, владеющие научными способностями, пишут проектные работы или занимаются мини исследовательской деятельностью. Современная система образования переживает период переосмысления направлений развития образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. На смену индустриальному обществу идет информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию становится жизненно важным для любого специалиста. Умение работать с информацией предполагает умение оценить ее значимость, умение выявлять с ее помощью новые проблемы, выдвигать гипотезы, определять методы и средства решения проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности. Отсюда важность приобщения к исследовательской, поисковой деятельности уже в общеобразовательной школе.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Толстой

Учебно-исследовательская деятельность – это «форма образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом

Такие работы развивают практические умения, логическое мышление, самостоятельность, смекалку, учат анализировать наблюдаемый процесс, оценивать результаты, выдвигать гипотезы, делать обобщения и выводы, связывать теорию, практику и жизнь можно с помощью системы экспериментальных заданий, включая домашние. ...Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать … Р.Декарт

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а ни получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в «большой» науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании, цель исследовательской деятельности заключается в приобретении обучающимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося т.е. самостоятельное получение знаний.

Исследовательская деятельность — это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каждым учащимся индивидуально или с мини-группой учащихся. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые они выполняют в рамках своих тем. Исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Для успешного осуществления исследовательской деятельности ученику требуются специфическое личностное образование - исследовательские способности такие, как: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и другие.

Исследовательская деятельность может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах:

Одним из главных принципов исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности.

Обучающийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику более широкую свободу мыслительной деятельности.

Иногда ученик результата не достигает и в своем исследовании не может дойти до конца. Это происходит в том случае, если проблема, которую он взялся решать, ему не по силам, тогда педагог направляет его деятельность в нужном направлении.

Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования.

Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала находящегося за рамками учебной программы, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Преподаватель должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ребенка достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно. Поэтому учитель, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему, возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом не бросить заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней. В 7 и 8 классах темы подбираю не сложные, с целью их воодушевления к дальнейшей работе. Например, в 7 классе тема «Сообщающиеся сосуды в нашем быту и их особенности» или 8 классе тема: «Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости» или «Магниты в природе, технике и животном мире»

Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, которую берется выполнить ученик, не должна быть надуманной и навязанной преподавателем.

Следующим принципом организации исследовательской деятельности, которым необходимо руководствоваться, это принцип наглядности.

В научной литературе существуют различные трактовки термина «наглядность». Одни относят к средствам наглядности лишь то, что может воспринять зрение человека. В исследовательской деятельности по физике, человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов.

Не менее важным принципом реализации исследовательских программ является принцип осмысленности выполняемой им работы.

В старших классах темы исследовательских проектов более расширенные, например: «Модная электротехника на кухне: польза или вред». Сколько эмоций у ученика, когда видит наглядно, как загорается лампа накалывания внутри работающей микроволновой печи. При выполнении исследовательской работы ученик переходит на другие взаимоотношения с одноклассниками и педагогом, когда ему не терпится рассказать о своих экспериментах. В 11 классе тема: «Иллюзии и парадоксы зрения» вызывает у учащихся восторг и изумление.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. В век цифровых технологий, конкурентами исследовательской деятельности являются телефоны и компьютеры, потому заинтересовать ребёнка исследованием можно, если подобрать интересную тему. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро и с интересом. Вместе с темой ученик получает порядок выполнения и форму оформления работы. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Содержание: В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение: Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются цель, задачи, объект, предмет, методы, формулируется гипотеза, практическая значимость (по возможности). Актуальность – почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала. Цель – ответ на вопрос о том, зачем ты проводил свое исследование. (Узнать, выяснить, определить и т.д.) Задачи – уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. (Познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование, эксперимент и т.д.)

Объект исследования - определяется та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Главный вопрос, который следует задавать себе при определении объекта исследования: «Что рассматривается?».

Предмет исследования - определяется конкретная часть объекта исследования или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который исследуется.

Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект? Какие отношения ему присущи? Какие функции объекта надо изучить?» и т.д.

Темы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИх РАБОТ И ПРОЕКтов

7 класс

1. ТЕМА: «Измерительные приборы от древности до наших дней. Старинные меры».

2. ТЕМА: «Изобретение простых механизмов — история открытий».

3. ТЕМА: «Простые механизмы в живом мире».

4. ТЕМА: «Проявления физики в природных явлениях»

5. ТЕМА: «Бионика и её применение в жизни человека».

6. ТЕМА: «Роль физики в развитии техники от древних времён до наших дней».

7. ТЕМА: В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).

8. ТЕМА: «Явление диффузии в жизни человека. Вред и польза»

9. ТЕМА: «Равномерное и неравномерное движения. Самые большие и малые скорости в жизни и природе».

10. ТЕМА: «Инерция. Проявления в жизни человека. Применение и опасность этого явления».

11. ТЕМА: «Плотность вещества. Интересные проявления плотности в природе».

12. ТЕМА: «Сила упругости. Применение силы упругости. Мои поделки на силу упругости»

13. ТЕМА: ««Если бы не было силы трения».

14. ТЕМА: «Если бы не было силы тяжести».

15. ТЕМА: «Вес тела. Невесомость и перегрузки»

16. ТЕМА: «Давление в газах, твёрдых телах и жидкостях. Проявления давления природе и применение человеком в технике»

17. ТЕМА: «Плавание судов. Воздухоплавание»

18. ТЕМА: « Условия равновесия в технике, в природе и в быту»

19. ТЕМА: «Золотое правило механики в природе, жизни и в быту»

20. ТЕМА: «Кинетическая и потенциальная энергия в природе, жизни и в быту»


t1717537009aa.jpg t1717537009ab.jpg






t1717537009ac.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации