Эйдетика

2
0
Материал опубликован 14 October

Семинар-практикум

«Эйдетика для дошкольников»


Что такое эйдетика?

В переводе с греческого «Эйдос» - обозначает «образ».

Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, способный на образном уровне воспроизводить предметы или явления.

Метод эйдетики построен на простых принципах:

- Воображение + положительные эмоции — это усвоенная информация.

- Радостная, веселая атмосфера.

- Мобильность и доступность игрового материала.

- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Правила использования эйдетики:

1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет, например, с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций:

связанных с предметными образами;

цветовых

связанных с геометрическими формами;

тактильных;

предметных;

звуковых;

вкусовых;

обонятельных;

графических;

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Считается, что каждый ребенок имеет предрасположенность к эйдетизму. Это объясняется тем, что в раннем возрасте мышление малыша «настроено» на мышление образами и ассоциациями. В этом случае более активно используется и развивается правое полушарие мозга, которое и отвечает за воображение. Левое полушарие, обрабатывающее речевую информацию, начинает активно развиваться позже.

Хочу предложить вам игры, основанные на методах эйдетики.

Многие из них, я думаю, вам знакомы. Эти игры очень нравятся детям, они с удовольствием в них играют.

Игра «Путешествие»

Педагог вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова. После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с воспитателем останавливаются возле каждого предмета и представляют на нем предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы).

Воспитатель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот-вот развалится».

После того, как все слова «нашли» свое место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нем видели.

Игра «Что принес олень?»

Понадобится несколько фигурок животных (от 3 и до бесконечности) и несколько предметов или карточек с изображением предметов.

По очереди работаем с каждым животным. Достаем оленя, говорим: «Привет ребята, вы знаете, что я вам сегодня принес?» Потом показываем карточку с изображением любого предмета. Например, пары носков. Говорим от лица оленя: «Это мои любимые носочки, подержите их, пожалуйста, я за ними еще вернусь». Карточку отдаем детям, а оленя убираем из поля зрения. И так с каждым животным. Когда все карточки окажутся у детей, а животные спрячутся, можно их по очереди возвращать. «Ребята, помните меня? Я сегодня у вас что-то оставил, но не помню что». Дети должны подсказать.

Игра «Последовательность картинок»

Выкладываем на стол по одной картинке. И начинаем придумывать историю. Желательно, чтобы люди и животные чередовались с предметами и едой.


t1728893775aa.jpg

t1728893775ab.png

t1728893775ac.png


t1728893775ad.jpg


t1728893775ae.jpg


t1728893775af.jpg

t1728893775ag.jpg

Например, из этой последовательности можно сочинить нечто такое: ехала машина и наткнулась на огромное яблоко, прямо из яблока выпрыгнул заяц, на нем была желтая кепка, эта кепка вдруг соскочила с его головы и превратилась в мышку, мышка бежала – бежала и вдруг нашла ложку, ложка очень устала и решила присесть отдохнуть на стульчик.

После того, как мы выложили все карточки, и история закончилась, мы снова их все собираем. После этого просим детей называть по очереди картинки, которые были на карточках. Они должны это делать именно в таком порядке, в котором развивалась история.

Игра «4 стихии»

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть вперед, слово «воздух» - поднять вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Чемодан»

Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него… огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, книгу». И так далее. Каждый добавляет свое слово. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку слов.

Игра «Ниточка слов»

Ведущий предлагает ребенку назвать слово, следующему ребенку ассоциацю на него, и так по очереди. Повторять слова нельзя.

Игра «Запомни фигуры»

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на

вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?




t1728893775ah.gift1728893775ai.gift1728893775aj.gift1728893775ak.gift1728893775al.gift1728893775am.gift1728893775an.gift1728893775ai.gift1728893775ao.gif



Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Игра «Найди спрятанные слова и обведи их».

Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных слов

в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете правильным, и

обвести его.

С

Х

О

Р

У

Б

Л

М

А

К

Д

Ы

О

Ч

У

С

Т

К

Б

И

Г

З

Х

Е

А

Ь

Л

Р

И

С

Ж

У

К

Е

Щ

Б


Ё

Ж

Ю

Л

Е

С

Р

З

Р

Ш

Г

П

О

У

Х

О

Н

Л

С

О

Ц

Й

Ф

У

У

Ч

А

Б

Ы

К

П

Э

О

С

А

Ь



Игра «Придумай символы»

(перед педагогами карандаши и лист бумаги).

Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, проезд, мороженое, школа.

Игра «На что похожа цифра».

Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

Ну и в заключении предлагаю вам несколько интересных вопросов.

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

Итак, мы с вами поиграли в разнообразные игры, используя метод эйдетики.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими.




Не думай словами – думай образами (представлениями)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации