Эйдетика
Семинар-практикум
«Эйдетика для дошкольников»
Что такое эйдетика?
В переводе с греческого «Эйдос» - обозначает «образ».
Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, способный на образном уровне воспроизводить предметы или явления.
Метод эйдетики построен на простых принципах:
- Воображение + положительные эмоции — это усвоенная информация.
- Радостная, веселая атмосфера.
- Мобильность и доступность игрового материала.
- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.
Правила использования эйдетики:
1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет, например, с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков.
2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.
3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций:
• связанных с предметными образами;
• цветовых
• связанных с геометрическими формами;
• тактильных;
• предметных;
• звуковых;
• вкусовых;
• обонятельных;
• графических;
Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.
Считается, что каждый ребенок имеет предрасположенность к эйдетизму. Это объясняется тем, что в раннем возрасте мышление малыша «настроено» на мышление образами и ассоциациями. В этом случае более активно используется и развивается правое полушарие мозга, которое и отвечает за воображение. Левое полушарие, обрабатывающее речевую информацию, начинает активно развиваться позже.
Хочу предложить вам игры, основанные на методах эйдетики.
Многие из них, я думаю, вам знакомы. Эти игры очень нравятся детям, они с удовольствием в них играют.
Игра «Путешествие»
Педагог вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова. После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с воспитателем останавливаются возле каждого предмета и представляют на нем предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы).
Воспитатель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот-вот развалится».
После того, как все слова «нашли» свое место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нем видели.
Игра «Что принес олень?»
Понадобится несколько фигурок животных (от 3 и до бесконечности) и несколько предметов или карточек с изображением предметов.
По очереди работаем с каждым животным. Достаем оленя, говорим: «Привет ребята, вы знаете, что я вам сегодня принес?» Потом показываем карточку с изображением любого предмета. Например, пары носков. Говорим от лица оленя: «Это мои любимые носочки, подержите их, пожалуйста, я за ними еще вернусь». Карточку отдаем детям, а оленя убираем из поля зрения. И так с каждым животным. Когда все карточки окажутся у детей, а животные спрячутся, можно их по очереди возвращать. «Ребята, помните меня? Я сегодня у вас что-то оставил, но не помню что». Дети должны подсказать.
Игра «Последовательность картинок»
Выкладываем на стол по одной картинке. И начинаем придумывать историю. Желательно, чтобы люди и животные чередовались с предметами и едой.
|
|
| | | |
|
Например, из этой последовательности можно сочинить нечто такое: ехала машина и наткнулась на огромное яблоко, прямо из яблока выпрыгнул заяц, на нем была желтая кепка, эта кепка вдруг соскочила с его головы и превратилась в мышку, мышка бежала – бежала и вдруг нашла ложку, ложка очень устала и решила присесть отдохнуть на стульчик.
После того, как мы выложили все карточки, и история закончилась, мы снова их все собираем. После этого просим детей называть по очереди картинки, которые были на карточках. Они должны это делать именно в таком порядке, в котором развивалась история.
Игра «4 стихии»
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть вперед, слово «воздух» - поднять вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Чемодан»
Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него… огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, книгу». И так далее. Каждый добавляет свое слово. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку слов.
Игра «Ниточка слов»
Ведущий предлагает ребенку назвать слово, следующему ребенку ассоциацю на него, и так по очереди. Повторять слова нельзя.
Игра «Запомни фигуры»
(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).
Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на
вопросы:
Сколько всего было фигур?
Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?
Какого цвета круги и квадраты?
|
Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.
Игра «Найди спрятанные слова и обведи их».
Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных слов
в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете правильным, и
обвести его.
С | Х | О | Р | У | Б |
Л | М | А | К | Д | Ы |
О | Ч | У | С | Т | К |
Б | И | Г | З | Х | Е |
А | Ь | Л | Р | И | С |
Ж | У | К | Е | Щ | Б |
Ё | Ж | Ю | Л | Е | С |
Р | З | Р | Ш | Г | П |
О | У | Х | О | Н | Л |
С | О | Ц | Й | Ф | У |
У | Ч | А | Б | Ы | К |
П | Э | О | С | А | Ь |
Игра «Придумай символы»
(перед педагогами карандаши и лист бумаги).
Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, проезд, мороженое, школа.
Игра «На что похожа цифра».
Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.
Ну и в заключении предлагаю вам несколько интересных вопросов.
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?
(Полиция пожары не тушит).
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).
Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).
Итак, мы с вами поиграли в разнообразные игры, используя метод эйдетики.
Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими.
Не думай словами – думай образами (представлениями)