Экологическая игра- путешествие "Академики природы"
Белицкая Эльвира Михайловна, ПДО МБОУ ДО «Эколого- биологический центр» город Дзержинск
Актуальность: Экология, пожалуй, самая важная на сегодняшний день из наук. Просто мы- люди это не до конца осознаем. Нас заботит то, как ребенок знает русский язык, с какой скоростью он читает и пишет; нас заботят математические способности ребенка, реализация его спортивной или творческой активности, но мы не понимаем, что без изучения нашего дома- планеты Земля, без понимания того, какие процессы на ней происходят, что творится внутри нее, как все это отражается на нас- человеческой расе, без понимания того, что мы едины со всеми живыми существами на планете, мы имеем то, что имеем. На сегодняшний момент картина неприглядная и непредсказуемая. Мы, к огромному сожалению, выступаем в роли паразитов, которые только используют планету в своих целях, ничего не давая ей взамен. Все благие намерения остаются только на словах, а делами ничего не подтверждается. Эту ситуацию нужно менять уже сегодня, иначе завтрашний день может просто не наступить. По крайней мере для нас- людей. Планета не раз переживала массовые вымирания жизни и возрождалась снова, но жизни, которые пропали, уже не вернуть. Настало время понять это и принять, как данность. Несмотря на эту, казалось бы, неоспоримую истину, люди продолжают прятать голову в песок и делать вид, что это они на планете цари и боги, а все остальное им и в подметки не годится. Изучение экологии многими родителями воспринимается как что то не нужное и лишнее, что то такое, на что не стоит тратить свое время и время своих детей. И из этого вытекает следующая проблема: как и чем привлечь внимание родителей к своей деятельности, как увлечь детей нужной и интересной деятельностью реализуемой после уроков, когда они уже устали и хотят отдыхать, как, как и как? Одни вопросы, на которые нам постоянно приходится искать ответы. И мы их находим, придумывая всё новые и новые формы занятий, а ещё организуя для детей и взрослых интересные и познавательные досуги.
Можно, конечно, этого не делать и преподносить материал только в традиционной форме, но тогда мы рискуем тем, что дети и их родители потеряют всякий интерес к скучной и монотонной, хоть и столь нужной деятельности. А потеря интереса ведет к оттоку обучающихся и потере нами нужного контингента.
Чтобы этого не произошло, мы, помимо интересных интерактивных занятий, придумываем массу разных развлекательных мероприятий в соответствии со спецификой своей деятельности и одно из них я представляю ниже.
Экологическая игра – путешествие «Академики природы»
Цель досуга:
1.Создать положительный настрой и радостное настроение у детей и их родителей;
2.Расширить представление детей и их родителей о планете, на которой мы живём и о тех, кто живёт рядом с нами, повысить их интерес к изучению экологии;
3.Приобщить детей и их родителей к соблюдению норм и правил поведения в природе, пониманию того, что это нужно всему живому на планете, включая человечество;
4.Повысить интерес детей и их родителей к предметам естественнонаучного профиля через организацию викторин, игр, соревнований, опытов и экспериментов;
5.Привлечь родителей к проведению игры- путешествия в роли помощников ведущего и главных героев.
6.Развивать память, мышление, творческое воображение , умение работать в команде.
7.Воспитывать умение выполнять правила игры и четко выполнять задания.
Участники:
Обучающиеся ЭБЦ младшего звена (6- 1 0лет), родители обучающихся в роли помощников ведущего и главных героев игры, ПДО.
Идея досуга- Приход Матушки Природы в грязном платье к детям с проблемой: люди не знают правил поведения в природе, не умеют ценить того, что дает им Матушка Природа, не берегут жизнь на Земле. Ей очень обидно за нас, людей. Дети с помощью ведущего (ПДО) решают доказать ей, что они не такие, а заодно и научить своих родителей всему, что знают они. Учащиеся объединения или класса разбиваются на две команды. Команда девочек и команда мальчиков.
Форма досуга- Игра- путешествие « Академики природы»
В результате мы получим сплоченный коллектив, объединенный одним общим делом и одними общими интересами. Родители своими глазами увидят, какими знаниями и умениями овладели их дети, обучаясь в объединении, и их интерес к данной деятельности в разы повысится и будет постоянно устойчивым. Так же родители попробуют себя в роли актеров, получат драгоценный опыт проведения массовых мероприятий. Обучающиеся получат опыт работы в коллективе и на благо своей команды, положительные эмоции и хорошее настроение на весь день. У всех участников игры сформируется положительное и ответственное отношение к родной планете, природе и всему живому в целом.
Краткое описание:
1.Вступительная часть, в которой приходит Матушка Природа в грязном платье к детям с проблемой: люди не знают правил поведения в природе, не умеют ценить того, что она дает им, не берегут жизнь на Земле. Ей очень обидно за нас, людей. Дети с помощью ведущего (ПДО) решают доказать ей, что они не такие, а заодно и научить своих родителей всему, что знают они. Учащиеся объединения или класса разбиваются на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. У каждой команды есть капитан (кто- то из родителей), который следит за дисциплиной и выполнением правил игры, но в самой игре участия не принимает (не имеет права на ответ или совет)
2.Основная часть, где участников игры ждут восемь станций и много интереснейших заданий разной направленности.
1 станция- Космическая, в которой команды по очереди получают от ведущего по три вопроса на тему космоса. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к другой команде и у нее есть возможность получить дополнительный балл.
2 станция- Танцевальная, где команды по очереди соревнуются в правильности выполнения движений определенного танца по показу на интерактивной доске (команда девочек танцует танец Куклы Лол, а команда мальчиков танец Роботов). Если команда показала свою сплоченность и готовность к выполнению задания, то она получает заслуженный балл.
3 станция- Водная, где, во- первых, каждой команде предлагается ответить на восемь вопросов, связанных с таким чудесным веществом, как вода. Для выполнения задания предлагается 2 минуты. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Во- вторых, команде нужно сделать так, чтобы в стакане пошел дождь. Нам понадобится пена для бритья, окрашенная в синий цвет вода, пипетка, стакан с водой. Дети самостоятельно делают дождь, понимая при этом, каким образом это явление происходит в природе. В данной деятельности детям помогают капитаны (взрослые), а ведущий контролирует и объясняет происходящее.
4 станция- Воздушная, где дети во- первых, должны выполнить задание на смекалку- показать воздух, доказать, что он существует. Для этого им предлагается набор предметов- пакет полиэтиленовый, лист бумаги, банка с водой и пустой стакан, стакан с водой и трубочка для коктейля. Участвуют два человека от каждой команды.
5 станция- Птичья, где на интерактивной доске по очереди выплывают фотографии разных птиц, а дети должны их назвать, соблюдая очередность. Если одна из команд затрудняется, то ей помогает другая команда, зарабатывая себе дополнительный балл. Всего 8 птиц, по 4 на каждую команду.
Затем ведущий задает командам вопрос, ответив на который они могут заработать себе ещё один дополнительный балл: Почему кукушка гнезда не вьёт? (Затем детям и взрослым показывается презентация «Легенда о кукушке», из которой они узнают истинные причины того, почему кукушка не растит своих птенцов сама и почему гнездо ей не нужно.)
6 станция- Летательная, где каждой команде предлагается ответить на вопрос «Кто лишний?» и фотографии:
1.Древесная змея, белка- летяга, черепаха, летучий дракон.
2.Летучая мышь, медведь, летучая рыба, филиппинский шерстокрыл.
Команды должны догадаться кто тут лишний и объяснить почему.
7 станция- В гостях у животных. Командам предлагается выбрать и назвать только тех животных, которые занесены в Красную книгу планеты.
1.Красный волк, уссурийский тигр, полярный медведь, заяц- русак.
2.Северный олень, снежный барс, свинья, ягуар.
За каждый правильный ответ команде присваивается 1 балл.
Затем ведущий кратко напоминает о том, что такое Красная книга и по каким причинам она появилась и предлагает командам посмотреть видео на песню О.Газманова «Красная книга»
8 станция- Экологическая, где команды участвуют в интерактивной викторине «Как вести себя в лесу?», отвечая по очереди на задаваемые с экрана вопросы и предлагая свое решение на проблемные ситуации, получая, тем самым, баллы за каждый правильный ответ.
3.Заключительная часть:
После игры- путешествия по нашей планете, Матушка Природа благодарит ребят, подводит итоги, награждает победителей, благодарит педагога и родителей за таких экологически грамотных детей и успокоенная, вручив сладости к чаю, уходит. А все участники игры садятся за столы и пьют вкусный Иван- чай с заслуженными сладостями.
Людмила Викторовна
Белицкая Эльвира Михайловна