Материал к уроку биологии в 6 классе «Экологические проблемы в биосфере»
Технологическая карта урока.
ФИО учителя : Желенкова Н.Ю
Предмет: география
Класс:6
Тип: усвоения новых знаний
Тема: Экологические проблемы в биосфере
Цели:
-формирование знаний о взаимосвязях в природе и последствиях, к которым приводит неразумное использование её биологических ресурсов;
- развитие умения анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, прогнозировать возможные пути развития событий, делать выводы;
- воспитание уважительного отношения к мнению собеседника, умение сотрудничать.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
-развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
-способствовать развитию экологического мышления учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
-формировать у учащихся представление о тесном взаимодействии человека с окружающей средой;
-развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,
Воспитательные задачи:
-воспитывать у учащихся чувство сострадания к братьям нашим меньшим;
-воспитывать чувство ответственности за собственные действия по отношению к природе;
Планируемые результаты обучения:
Личностные (личностные УУД): воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес, формировать эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
Метапредметные уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности, трансформировать информацию из одного вида в другой, использовать источники информации для её поиска и извлечения (в том числе Интернет), интерпретировать географическую информацию.
Предметные (знания, умения, представления): знать об экологических проблемах в биосфере; описывать меры, направленные на охрану биосферы; знать материалы по теме раздела
Деятельностный компонент: уметь находить нужную географическую информацию Интернете.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Межпредметная связь: география, литература, биология, экология
Средства обучения: ПК, презентация, индивидуальные проверочные тесты, учебник географии для 6 класса А.А. Лобжанидзе «Просвещение»2015 г.
Структура Урока
Этапы работы | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащихся | Результат |
1.Организационная часть | Психологический настрой на урок -Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок начнем с улыбки. Главная ваша задача, ребята – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем. | Приветствуют учителя, воспринимают услышанную информацию, смотрят друг на друга, улыбаются. проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Положительный эмоциональный настрой |
2. Повторение | Слайд №1. https://videouroki.net/tests/9789758 (Мной заранее создан тест по теме) | Индивидуальная работа на компьютерах. Отвечают на вопросы теста | Выполнение задания. |
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала | Слайд №2. - Послушайте два высказывания о природе: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.» «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло.» Лев Толстой -Ответьте на вопрос «Возможно ли сосуществование человечества и природы в гармонии без взаимного уничтожения?» | Учащиеся рассуждают, формулируют тему урока, цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Записана тема урока в тетради, сформулированы задачи урока. |
4.Этап усвоения новых знаний. Физкультминутка 5.Этап закрепления новых знаний. 6.Рефлексия. | Слайд №5. Экологические кризисы. -Прочитайте текст учебника на стр. 52 и ответьте на вопросы: 1.Что такое экологический кризис? 2.Сколько экологических кризисов выделяют? Слайд №6. 3.С чем связан первый экологический кризис? Слайд№7 4.Когда произошёл следующий экологический кризис? Слайд №8 5. В следствии чего произошёл экологический кризис в 20 веке? Как его принято называть? ( Ответы учащихся сопровождаются показами слайдов.) Слайд №9. Составление Фишбоуна, используя имеющиеся знания и дополняя его информацией из учебника с.133. На верхнем ребре – причина, на нижнем – следствие, возникающих в биосфере проблем под влиянием деятельности человека Слайд№10. - Ответьте на вопросы ( фронтальная работа): Какие глобальные проблемы человечества мы видим на данной карте? Какие проблемы характерны для материков: Евразия, Африка, Южная Америка? С чем это связано? Переходим по действующей ссылке в интернет и работаем со статистическими данными отвечая на вопросы: - Сколько исчезло леса в этом году? - Сколько земли потеряно из-за эрозии почв? - Сколько выбросов углекислого газа в этом году ? - Какова площадь опустынивания земель в этом году ? - Сколькотоксичных химикатов выброшено в этом году в окружающую среду ? - Как быстро изменяются статистические данные и от чего это зависит? Слайд№11. Ответьте на вопрос к картинке на слайде: -Определите наиболее характерные причины вымирания. Слайд№12. Рассмотрим карту. Здесь представлены животные, которые безвозвратно потеряны для человечества ( показ по ссылкам некоторых животных). Знакомство с «Красной книгой Тверской области» Слайд№17. Чтобы сохранить те объекты, которые находятся под угрозой, люди предпринимают разные меры. Какие? Найдём на карте объекты Всемирного природного наследия ( атласы стр 48-49) Примерами таких природных объектов являются вулканы на п-ве Камчатка и Ленские столбы ( просмотр видеоролика). Слайд №19.Охрана биосферы. Знакомство с ООПТ(особо охраняемыми природными территориями), чем они могут быть представлены, а также ООПТ России. В России ( на 2017 год): 103 федеральных государственных природных заповедника; 48 федеральных национальных парков; 64 государственных природных заказника федерального значения; 2261 государственных природных заказников регионального значения; 7745 памятников природы; 64 природных парка регионального значения. Слайд №20.Работа с диаграммой (фронтально). -В какой стране наибольший % площадей занятых ООПТ? -Где – наименьший? - Почему? Учащиеся встают возле своих парт. Если учитель называет животных, обитающих на суше - дети разводят руки в стороны, птиц- руки вверх, рыб или животных, обитающих в воде- приседают: ласточка, тигр, кит, кальмар, жираф, ворона, краб, акула, слон, орёл, планктон, медведь. - Молодцы! А теперь продолжим урок. Слайд №21. Так ответим на главный вопрос урока: Возможно ли существование человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения? Слайд №22. Стратегия РАФТ Жалоба на человека Лесному Царю от имени живых существ. Слайд №23. Фиксируем результаты урока. О чём мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Что вас удивило? - «Просигнальте» при помощи карточек как вы поняли тему урока. | Учащиеся самостоятельно изучают текст учебника, отвечают на поставленные вопросы, строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы. Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на стр 133. Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из текста. Формулируют причины и следствия. Совместно составляется Фишбоун.
Высказываются, аргументируют и отстаивают свою точку зрения. Смотрят статистические данные, анализируют и отвечают на вопросы. Анализируют картинку и отвечают на вопрос. Учащиеся воспринимают информацию. Высказывают предположения. Работа с атласами. Учащиеся воспринимают информацию. Восприятие информации. Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из диаграммы, анализируют ее, отвечают на вопросы. Выполняют физ. упражнения. Высказываются, аргументируют свою точку зрения. Формулируют умозаключения и выводы.. Представляют результаты одноклассникам. Осознают свою учебную деятельность, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Ответы на вопросы. Составление Фишбоуна. Анализирование карты. Ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы. Ответ на вопрос. Размышления и предположения. Запись в тетради расшифровки ООПТ и схемы. Ответы на вопросы. Эмоциональная разгрузка, смена вида деятельности, повторение ранее изученного материала. Выполнение задания, закрепление новых знаний. |
7.Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Д/з. п.52; сообщение об одном животном, занесённом в «Красную книгу». | Записывают домашнее задание | |
8.Подведение итогов урока, выставление оценок. | -Сделайте вывод: все ли задачи, поставленные в начале урока, мы с вами реализовали? Подводится итоги урока, выставляются оценки учащимся. | Оценивают усвоенное содержание. | |