12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сомова Наталья Николаевна258
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Экологический проект «Наши маленькие соседи»

Подготовила: Сомова Н.Н.,

воспитатель МДОУ

детский сад №9 «Березка»

Тип проекта: познавательный.

Срок осуществления: месяц (июнь).

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.

Вопросы, направляющие проект:

«Жуки, гусеницы, пауки и улитки – это насекомые?»

«Нужны ли насекомые?»

«Что будет, если пропадут все насекомые?»

Цель проекта: формировать у детей экологически грамотное поведение в природе на примере группового участка.

Задачи:

Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.

Формировать представления детей о насекомых, паукообразных, брюхоногих, характерных их особенностях.

Воспитывать доброе отношение к «маленьким соседям».

Формировать представления о взаимосвязях в природе.

Формировать представления о связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

Формировать представления о Красной книге. Познакомить детей с насекомыми Ярославской области, занесенными в Красную книгу.

Расширять словарный запас слов.

Этапы работы

1. Разработка проекта.

Подбор познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Подбор дидактических, речевых и подвижных игр.

Размещение информации в родительском уголке.

Составление перспективного плана мероприятий.

2. Основной этап.

Наблюдение в природе.

В ходе наблюдения у ребят появлялись вопросы:

Почему жуки, бабочки, гусеницы, муравьи – это насекомые, а пауки – нет?

Что едят насекомые, пауки и улитки?

Куда зимой исчезают насекомые, пауки и улитки?

Ответы на них мы искали вместе в энциклопедиях.

А дома юным исследователям найти нужную информацию помогли родители с помощью Интернета.

Чтение художественных произведений и беседы по содержанию:

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук»

В. Драгунский «Он живой и светится»

В. Бианки «Сова»

К. Ушинский «Капустница»

Г. Скребицкий «Счастливый жучок»

Д. Мимин-Сибиряк «Сказка про козявочку»

Сказки про насекомых «Кто там?»

Просмотр мультфильмов:

«Лунтик»

«Пчелка Майя»

«Дюймовочка»

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», лото «Насекомые».

Речевые игры:

«Один – много»

«Назови ласково»

«Какой бывает…?»

«Что делает…?»

«Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

«Закончи предложение» (подбор антонимов)

Игры на двигательную активность:

Пальчиковая игра в стихотворной форме «Пчела» (заучивание стих.)

Физкультминутки «Наша бабочка», «Трудолюбивый муравей» 

Логопедическая игра «Насекомые»

Подвижные игры «День-ночь», «Пчелки и ласточка»

Беседы, речевые ситуации:

От чего зависит окраска насекомого? (Например: Почему божья коровка красная?)

Что будет, если сломать муравейник?

Весело ли бабочке, когда ее ловят?

Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?

Если бы я был насекомым, то каким, и почему.

Почему паук не насекомое?

Какой прок от паука?

Улитка – это насекомое или нет?

Есть ли польза от насекомых?

Могут ли насекомые приносить вред человеку?

Понравилась бы бабочкам зима?

Что будет, если пропадут все насекомые?

Знакомство с Красной книгой Ярославской области

Продуктивная деятельность:

лепка

рисование

Конструирование из счётных палочек (по схемам и составление своих фигур)

3 этап. Итоговый: выставка творческих работ, обобщение полученных данных.

Маленькие исследователи нашли ответы на все свои вопросы. Теперь они знают: только у насекомых шесть ног, у пауков – 8 ног, и только пауки могут делать паутину, а у улиток - одна нога и та брюхо, поэтому они называются брюхоногие моллюски; и насекомые, и пауки, и брюхоногие – это животные; всё в природе взаимосвязано, а от поведения людей зависит состояние окружающей среды.

Результаты проектной деятельности:

У воспитанников:

повысился уровень экологической грамотности;

сформировался устойчивый интерес к природе;

сформировались представления о насекомых, паукообразных и брюхоногих моллюсках;

сформировались представления о взаимосвязях в природе, о связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

У педагога:

пополнилась методическая копилка,

обогатилась РППС группы.

Список литературы

1. Насекомые и другая мелкая живность. 300 удивительных фактов. Иллюстрированная энциклопедия для детей / Бедуайер К., Паркер С. – М.: Росмэн, 2017.

2. Насекомые. Мир под ногами / Стив Сетфорд. – М.: Астрель. Аст, 2001.

3. Насекомые. Полная энциклопедия / Перевод с англ.М.Авдониной. – М.: Эксмо, 2007.

4. Красная Книга Ярославской области / Администрация Ярослав. обл., Департамент агропром. комплекса охраны окружающей среды и природопользования Ярослав. обл., Ярослав. гос. пед. ун-т им К. Д. Ушинского ; [Е. Н. Анашкина и др.]. - Ярославль : Александр Рутман (AR), 2004 (ОАО Яросл. полигр. комб.)

Интернет-ресурсы:

5. Интересные факты о несекомых: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1941/12-faktov-o-nasekomyh-kotorye-dolzhen-uznat-rebenok-za-leto

6. Интересные факты о несекомых: http://kartinkinaden.ru/otdyh/animals/905-interesnye-fakty-o-nasekomyh.html

7. Речевые игры по теме «Насекомые»: http://ishpulatova.umi.ru/igralochka/rechevye_igry_po_teme_nasekomye/

Приложение.

Речевые игры на тему «Насекомые»

«Закончи предложение»

Цель: развивать умение употреблять существительные во всех формах косвенных падежей.

-Бабочка пролетела над …

- Пчела села на …

- Оса ужалила …

- Муравей несет ….

- Божья коровка ползет по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

- Муравьи построили …

- Пчелы собирают …

- Бабочки сели на …

- Пчелы живут в …

«Один – много»

Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа.

1 муха - много мух.

1 комар - много комаров.

Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

«Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать антонимы к словам.

Майский жук большой, а комар …(маленький)

Божья коровка – легкая, а майский жук … (тяжелый)

У бабочки крылья широкие, а у стрекозы… (узкие)

У жука усы толстые, а у бабочки… (тонкие)

У шмеля спина широкая, а у водомерки… (узкая)

Майский жук - тяжелый, а бабочка …(легкая)

«Назови ласково»

Цель: развивать умение образовывать существительные в уменьшительной форме.

Комар — …(комарик)

Пчела – …(пчелка)

Усы – …(усики)

Лапы – …(лапки)

Голова – …(головка)

Муравей — …(муравьишка)

Крылья - …(крылышки)

Жук – …(жучок)

Шмель - …(шмелек)

Крыло - … (крылышко)

«Какая бывает …?»

Цель: развивать умение подбирать прилагательные.

Например:

Бабочка какая? (красивая, легкая, разноцветная …)

Муравей какой?

Пчела какая?

Гусеница какая? И т.д.

 

«Что умеет делать …?» 

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.

Например:

Бабочка, что делает? (Летает, порхает, пьет нектар, машет крылышками)

Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)

Пчела, что делает? (летает, жужжит, собирает нектар).

Двигательная деятельность на тему «Насекомые»

 

Пальчиковая игра «Пчела»

Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела
(загибаем пальцы).
А за нею шмель-шмелек —
И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали
(машем ладошками),

От усталости упали (опускаем ладони вниз).

Физкультминутка «Наша бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

И нектара всласть поела.

На цветочке посидела,

В лес волшебный улетела.

Физкультминутка «Трудолюбивый муравей» 

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но, зато какой хороший
Муравьи возводят дом.


 

Логопедическая игра «Насекомые»

Жу-жу-жу – жужжит пчела,

Хороши мои дела (руками изображаем полет пчелы).
Зу-зу-зу – комар пищит,
Укусить скорей спешит
(соединяем указательный и большой пальцы).

Уф-уф-уф – как паровоз,

Шмель пыхтит, — пыльцу повез (топаем ногами).
Жук гудит: гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу (ритмично хлопаем в ладоши).

Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: «Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!» Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.