Экологический проект «Наши маленькие соседи»
Подготовила: Сомова Н.Н.,
воспитатель МДОУ
детский сад №9 «Березка»
Тип проекта: познавательный.
Срок осуществления: месяц (июнь).
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Вопросы, направляющие проект:
«Жуки, гусеницы, пауки и улитки – это насекомые?»
«Нужны ли насекомые?»
«Что будет, если пропадут все насекомые?»
Цель проекта: формировать у детей экологически грамотное поведение в природе на примере группового участка.
Задачи:
Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.
Формировать представления детей о насекомых, паукообразных, брюхоногих, характерных их особенностях.
Воспитывать доброе отношение к «маленьким соседям».
Формировать представления о взаимосвязях в природе.
Формировать представления о связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.
Формировать представления о Красной книге. Познакомить детей с насекомыми Ярославской области, занесенными в Красную книгу.
Расширять словарный запас слов.
Этапы работы
1. Разработка проекта.
Подбор познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Подбор дидактических, речевых и подвижных игр.
Размещение информации в родительском уголке.
Составление перспективного плана мероприятий.
2. Основной этап.
Наблюдение в природе.
В ходе наблюдения у ребят появлялись вопросы:
Почему жуки, бабочки, гусеницы, муравьи – это насекомые, а пауки – нет?
Что едят насекомые, пауки и улитки?
Куда зимой исчезают насекомые, пауки и улитки?
Ответы на них мы искали вместе в энциклопедиях.
А дома юным исследователям найти нужную информацию помогли родители с помощью Интернета.
Чтение художественных произведений и беседы по содержанию:
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук»
В. Драгунский «Он живой и светится»
В. Бианки «Сова»
К. Ушинский «Капустница»
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»
Д. Мимин-Сибиряк «Сказка про козявочку»
Сказки про насекомых «Кто там?»
Просмотр мультфильмов:
«Лунтик»
«Пчелка Майя»
«Дюймовочка»
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», лото «Насекомые».
Речевые игры:
«Один – много»
«Назови ласково»
«Какой бывает…?»
«Что делает…?»
«Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
«Закончи предложение» (подбор антонимов)
Игры на двигательную активность:
Пальчиковая игра в стихотворной форме «Пчела» (заучивание стих.)
Физкультминутки «Наша бабочка», «Трудолюбивый муравей»
Логопедическая игра «Насекомые»
Подвижные игры «День-ночь», «Пчелки и ласточка»
Беседы, речевые ситуации:
От чего зависит окраска насекомого? (Например: Почему божья коровка красная?)
Что будет, если сломать муравейник?
Весело ли бабочке, когда ее ловят?
Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?
Если бы я был насекомым, то каким, и почему.
Почему паук не насекомое?
Какой прок от паука?
Улитка – это насекомое или нет?
Есть ли польза от насекомых?
Могут ли насекомые приносить вред человеку?
Понравилась бы бабочкам зима?
Что будет, если пропадут все насекомые?
Знакомство с Красной книгой Ярославской области
Продуктивная деятельность:
лепка
рисование
Конструирование из счётных палочек (по схемам и составление своих фигур)
3 этап. Итоговый: выставка творческих работ, обобщение полученных данных.
Маленькие исследователи нашли ответы на все свои вопросы. Теперь они знают: только у насекомых шесть ног, у пауков – 8 ног, и только пауки могут делать паутину, а у улиток - одна нога и та брюхо, поэтому они называются брюхоногие моллюски; и насекомые, и пауки, и брюхоногие – это животные; всё в природе взаимосвязано, а от поведения людей зависит состояние окружающей среды.
Результаты проектной деятельности:
У воспитанников:
повысился уровень экологической грамотности;
сформировался устойчивый интерес к природе;
сформировались представления о насекомых, паукообразных и брюхоногих моллюсках;
сформировались представления о взаимосвязях в природе, о связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.
У педагога:
пополнилась методическая копилка,
обогатилась РППС группы.
Список литературы
1. Насекомые и другая мелкая живность. 300 удивительных фактов. Иллюстрированная энциклопедия для детей / Бедуайер К., Паркер С. – М.: Росмэн, 2017.
2. Насекомые. Мир под ногами / Стив Сетфорд. – М.: Астрель. Аст, 2001.
3. Насекомые. Полная энциклопедия / Перевод с англ.М.Авдониной. – М.: Эксмо, 2007.
4. Красная Книга Ярославской области / Администрация Ярослав. обл., Департамент агропром. комплекса охраны окружающей среды и природопользования Ярослав. обл., Ярослав. гос. пед. ун-т им К. Д. Ушинского ; [Е. Н. Анашкина и др.]. - Ярославль : Александр Рутман (AR), 2004 (ОАО Яросл. полигр. комб.)
Интернет-ресурсы:
5. Интересные факты о несекомых: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1941/12-faktov-o-nasekomyh-kotorye-dolzhen-uznat-rebenok-za-leto
6. Интересные факты о несекомых: http://kartinkinaden.ru/otdyh/animals/905-interesnye-fakty-o-nasekomyh.html
7. Речевые игры по теме «Насекомые»: http://ishpulatova.umi.ru/igralochka/rechevye_igry_po_teme_nasekomye/
Приложение.
Речевые игры на тему «Насекомые»
«Закончи предложение»
Цель: развивать умение употреблять существительные во всех формах косвенных падежей.
-Бабочка пролетела над …
- Пчела села на …
- Оса ужалила …
- Муравей несет ….
- Божья коровка ползет по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
- Муравьи построили …
- Пчелы собирают …
- Бабочки сели на …
- Пчелы живут в …
«Один – много»
Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа.
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.
«Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать антонимы к словам.
Майский жук большой, а комар …(маленький)
Божья коровка – легкая, а майский жук … (тяжелый)
У бабочки крылья широкие, а у стрекозы… (узкие)
У жука усы толстые, а у бабочки… (тонкие)
У шмеля спина широкая, а у водомерки… (узкая)
Майский жук - тяжелый, а бабочка …(легкая)
«Назови ласково»
Цель: развивать умение образовывать существительные в уменьшительной форме.
Комар — …(комарик)
Пчела – …(пчелка)
Усы – …(усики)
Лапы – …(лапки)
Голова – …(головка)
Муравей — …(муравьишка)
Крылья - …(крылышки)
Жук – …(жучок)
Шмель - …(шмелек)
Крыло - … (крылышко)
«Какая бывает …?»
Цель: развивать умение подбирать прилагательные.
Например:
Бабочка какая? (красивая, легкая, разноцветная …)
Муравей какой?
Пчела какая?
Гусеница какая? И т.д.
«Что умеет делать …?»
Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.
Например:
Бабочка, что делает? (Летает, порхает, пьет нектар, машет крылышками)
Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)
Пчела, что делает? (летает, жужжит, собирает нектар).
Двигательная деятельность на тему «Насекомые»
Пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела (загибаем пальцы).
А за нею шмель-шмелек —
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (опускаем ладони вниз).
Физкультминутка «Наша бабочка»
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
И нектара всласть поела.
На цветочке посидела,
В лес волшебный улетела.
Физкультминутка «Трудолюбивый муравей»
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но, зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Логопедическая игра «Насекомые»
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Хороши мои дела (руками изображаем полет пчелы).
Зу-зу-зу – комар пищит,
Укусить скорей спешит (соединяем указательный и большой пальцы).
Уф-уф-уф – как паровоз,
Шмель пыхтит, — пыльцу повез (топаем ногами).
Жук гудит: гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопаем в ладоши).
Русская народная игра «Пчелки и ласточка»
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: «Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!» Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке.