Новые технологии экологического образования. Использование технологии дополненной реальности в экологическом образовании

1
0
Материал опубликован 24 September 2019 в группе

Пояснительная записка

Доклад был подготовлен с использованием информации из интернет-ресурсов, так как была задана тема выступления и предполагалось знакомство слушателей с технологией дополненной реальности. Все сервисы мною опробированы и приведены в качестве примеров в презентации. 

ИСТОЧНИКИ:

V Международный экологический форум «Экопросвещение»


Новые технологии экологического образования.
Использование технологии дополненной реальности в экологическом образовании


Дополненная реальность до некоторого времени предполагала только коммерческое использование. Однако развитие технологий, операционных систем, распространѐнность планшетов и смартфонов среди учащихся, общие мировые тенденции к использованию мобильных устройств в образовании побудили производителей контента и технологий дополненной реальности обратить свое внимание на относительно новый рынок приложений для образования. Проекты на основе дополненной реальности интересны как для учителей, и для учащихся.

Значимость использования технологии AR заключается в том, что она предлагает новый подход к обучению и познанию, связывая объекты реального мира с цифровыми данными. Эта технология способна отлично работать на вовлечение обучающихся в интересный исследовательский опыт экологической направленности.

С помощью передовых технологий «дополненной реальности» информация о реальном окружающем мире и его процессах становится для детей интерактивной с возможностью цифрового взаимодействия.

Современные интерактивные технологии вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, добавляют взаимодействие и игровой элемент, развивают творческие способности, пространственное воображение и навыки проектной деятельности.

Имея под рукой набор бумажных маркеров, можно в любой момент представить учебный объект не только в объеме, но и проделать с ним ряд манипуляций, посмотреть на него «изнутри» или разрезе.

Актуальность внедрения AR-технологии в экологическое образование заключается в том, что использование настолько инновационного средства повышает мотивацию учащихся, уровень усваивания информации, синтезируя различные формы ее представления.

Огромным плюсом использования технологии «дополненной реальности» является ее наглядность, информационная полнота и интерактивность. Что позволяет вовлечь в образовательную деятельность не только учебные классы, учебное оборудование и УМК, но и рекреационные пространства, превращает любую поверхность в информационно насыщенную зону.

Приведу примеры использования элементов технологии «дополненной реальности» в моей образовательной практике на базе МКОУ «Алнерская основная школа».

Самым распространенным случаем применения технологии AR является создание и использование QR-кодов. В переводе с английского - «быстрый отклик». Понимать это следует буквально, ведь QR-код представляет собой двухмерный штрих-код, содержащий информацию, на которую можно легко откликнуться, считав ее при помощи специального сканера, установленного на смартфоне.

Основной принцип QR-кода в том, что он может работать как гиперссылка. Это особенно удобно, когда необходимо сообщить большое количество информации или упростить ее использование. Прочитать QR-код может каждый, у кого есть мобильный телефон или планшет с фотокамерой и установленной программой для распознавания зашифрованной информации, которую можно бесплатно скачать в интернете.

Я прошу тех, у кого есть такое приложение. Попробовать отсканировать код с экрана.

При проведении уроков, занятий и внеклассных мероприятий я использую QR-коды для работы учащихся в группах и индивидуально. Дети работают в удобном для них режиме, выполняют задания, используя собственные гаджеты и ресурсы информационного пространства школы (прежде всего, доступ к школьной системе wi-fi). При проведении учебных занятий QR-коды используются также для онлайн опросов и викторин.

Весьма интересным для учащихся и педагогов является такая форма внеурочной деятельности как OR-квест. Например, в летнем лагере на базе нашей школы проходили экологические квесты. Этот вид игровой деятельности образовательной направленности приобрел эффектное дополнение в виде использования командами QR-кодов. Такие квесты нацелены на преобразование традиционных школьных пространств в интерактивную СМАРТ-среду, что соответствует мировым тенденциям развития образования.

К основным преимуществам использования QR-квестов в школьной практике можно отнести: исключительно положительное отношение учащихся к данной форме работы; низкая ресурсная затратность педагога при подготовке такого квеста; усиление мотивации школьников к самостоятельной деятельности за счет игрового, познавательного, командного и соревновательного аспектов; внедрение новых типов поисково-познавательных заданий; повышение самооценки учащихся; возможность использовать при обучении большие объемы информационных ресурсов; открытое и оправданное использование учащимися гаджетов в образовательных целях.

Также QR-коды мы попробовали внести в дидактические игры в дошкольной группе. Например, моими учащимися была создана книжка «Животные Калужской области». Воспитатель или ребенок в роли эколога или исследователя наводит свой гаджет на соответствующий маркер и, перейдя по ссылке, знакомится с видеороликом, а воспитатель может прочитать справочную информацию о нем. Кстати, при работе над книжкой учащиеся провели большую работу: искали и отбирали информацию о животных. Затем её кодировали и уже после этого занимались вёрсткой книги. Пока она небольшая, но будет постоянно пополнятся.

А ещё мы создали обучающую игру «Победим Мусорного Монстра», в ходе которой дошколята знакомятся с основами раздельного сбора мусора. QR коды используются как маркеры для помощи в определении видов мусора и его сортировки. Эта игра подходит и для учащихся начальных классов.

В перспективе мы хотим с помощью QR-кодов превратить классные, рекреационные пространства и пришкольную территоию в тематические зоны – экологическую тропу, литературную гостиную, заповедник, экскурсионный маршрут, игровую комнату и пр.

Еще один элемент технологии «дополненной реальности», который я использую в образовательном процессе, представляет собой приложение «Quiver» - 3D-модель раскрасок. Данное приложение, прежде всего, интересно дошкольникам и младшим школьникам. Установив приложение на смартфон или планшет, скачав раскраски с сайта, плоское изображение можно «оживить» и проделать с ним ряд манипуляций. Сам по себе игровой эффект, безусловно, играет важную роль, но я заинтересована в поиске образовательных эффектов. Например, при закреплении материала по теме «Птицы» картинку надо раскрасить строго в соответствии с реальными цветами конкретной птицы.

Можно предложить детям самостоятельно найти информацию, например, о каком-либо животном (представленном в раскрасках) и подготовить рассказ о нем в сопровождении показа этого животного в приложении.

Ещё одна программа«Plickers» работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребенку выдается по одной карточке. Сама карточка квадратная, на каждой стороне отмечен вариант ответа (A, B, C, D). Учитель задает вопрос, ребенок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку кодом к учителю и соответствующей стороной кверху.

Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. Это приложение я использую при решении экологических задач, проведении игр и викторин.

Зоопарк в дополненной реальности AR – ещё один инструмент в изучении природы. Это увлекательная развивающая Виртуальная Энциклопедия, в которой можно оживлять животных, играть с ними и узнавать о них интересные факты прямо со смартфона. Есть ещё приложения такого же плана Animal 4d+, Live animal.

Ещё одно приложение дополненной реальности «Экспедиции» помогает рассматривать вопросы, связанные с климатическими катаклизмами. Например, дети могут увидеть торнадо изнутри и сверху, узнать, как зарождаются цунами.

Используя в экологическом образовании детей AR-технологии мы воспитываем в детях бережное отношение к природе, даём им возможность в будущем прогнозировать и решать экологические проблем с помощью передовых технологий.

Дополненная реальность – это реальный путь продвижения вперед не только потому, что мы живем в век информационных технологий, а потому, что дополненная реальность, как для учащегося, так и для взрослого человека – это наиболее результативный способ познания окружающей мира.


Спасибо за внимание!


Презентация к докладу
PPTX / 83.85 Мб

Ссылки на ресурсы:

  1. Генераторы QR-кодов https://qrcode.tec-it.com/ruhttps://ru.qr-code-generator.com/ и много других
  2. Plickers
  3. Quiver
  4. Animal 4d+
  5. Экспедиции

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.