12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гаврилова Елена Геннадьевна13 |
Экологическое воспитание школьников
«Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе».
Н.Н.Моисеев, академик РАН.
20 век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Но в тоже время он поставил жизнь на земле на грань экологической катастрофы.
В последнее десятилетие, когда антропогенные нагрузки на окружающую природную среду во много раз возросли, экологические проблемы стали одними из наиболее значимых глобальных проблем всего человечества.
Из них наиболее существенны следующие проблемы:
Загрязнение (вод, почв, атмосферы);
Кислотных дождей;
Радиационного поражения территории;
Оскудение биоресурсов (исчезновение отдельных видов растений и животных организмов);
Обезлесение и опустынивание территорий;
Проблема продовольствия.
Интерес общественности всего мира к этим проблемам огромный. Все чаще в средствах массовой информации дается оценка качеству окружающей среды. Это убеждает нас в том, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. С этой целью я стала постепенно вводить в курсы физической и экономической географии элементы экологических знаний.
Считаю, что выбранная мною тема «Формирование экологического мышления на уроках географии» актуальна. Поэтому я думаю, что экологическое образование должно осуществляться с раннего детства, еще в детском саду. В системе же обучения оно должно, на мой взгляд, носить непрерывный и целенаправленный характер. Привитие ребенку бережного отношения к окружающей среде, позволит воспитать в дальнейшем человека с рациональным отношением к своей деятельности, способного предвидеть результат своей работы.
Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс экологические знания, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к географии и повышаться качество образовательного процесса.
Активное взаимодействие «учитель»- «ученик», «ученик»- «ученик» в процессе развития экологических знаний, объективная оценка знаний с помощью тестов, практических работ в процессе самообучения.
Результативность опыта развития экологических знаний на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:
1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов.
2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи экзамена.
3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, исследовательских проектов).
Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Я уверена, что формирование экологического мышления и развитие экологических знаний создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.
Отношение к окружающей среде носит не только интеллектуальный, эмоционально-волевой, но и практически-действенный характер.
Безусловно, теоретические знания должны сопровождаться формированием соответствующих умений, применяемых в практической деятельности.
Экология - наука комплексная. При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития) я учитываю следующие положения:
• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• содержание должно отличаться научностью. Школьники должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• содержание должно способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
• экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• обучающийся должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.
При изучении природы материков и страноведческой части на всех уроках рассматриваем вопросы охраны природы. Использую при этом самые разнообразные формы урока: конференция, лекция, игра-путешествие, ролевые игры, просмотр презентаций, учимся проводить дискуссию и др. Я считаю, что дискуссия является одним из наиболее эффективных методов изучения особенно региональных экологических проблем. Вопросы для дискуссии на уроке предлагаются заранее, в порядке выполнения домашнего задания. А система продуманных целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит учеников к обоснованным, продуманным, самостоятельно сделанным выводам. Выводы никем не навязываются.
Виды работ учащихся на уроке стараюсь тоже разнообразить: групповая форма по карточкам - заданиям или «визитным карточкам»; творческие работы: сочинения, экологические рисунки, плакаты, географические диктанты с ошибками («Из дневника капитана Врунгеля»), составление кроссвордов, географических диктантов по новым речевым понятиям, экологические диктанты и др.
Большое значение имеют разнообразные практические задания, работы по контурным картам как индивидуальные, так и для групповых работ на уроке.
С большим желанием после изучения темы ребята подготавливают сообщения на выбранную тему, которая заинтересовала детей.
Очень нравится обучающимся выполнять работы творческого характера-сочинения, в которых дети передают свои чувства, ощущения, впечатления. Например, «Путешествие капельки». Опираюсь на имеющиеся у учеников знания, они должны описать, как они представляют себе процесс круговорота воды в природе, что происходит с водяными капельками на каждом этапе. Но развитие творческого мышления возможно только с помощью проблемного обучения.
Приведу пример структуры урока на основе логики решения проблемы, 9 класс.
задание «Пользуясь картами атласа, установить, где распространены ТЭС, ГЭС и АЭС, какие экологические проблемы будут характерны для районов распространения?».
Проблемное построение учебного прогресса предполагает отбор актуальных вопросов, как из современной науки, так и из реальной, окружающей школьников действительности.
Для выполнения проблемных заданий я рекомендую использовать на уроках разнообразные источники географических знаний – атлас, учебник, статистический материал, научно-популярную литературу, статьи текущей периодической печати, при возможности использовать ресурсы ИНТЕРНЕТа.
Приведу пример, как организуется познавательная деятельность обучающихся на основе вопросов и заданий учебников 6, 9 классов.
В 6 классах в ходе осуществления проблемного обучения на уроках часто разыгрываются игровые ситуации, практикумы, уроки - «путешествия». Например, рассматривая влияние хозяйственной деятельности человека на природу, разыгрывается игровая ситуация «Спасите остров Робинзона!»,6 кл.
Где ребята предлагают свои пути решения экологических проблем.
В 9 классе, ребята основании дополнительной информации из карт атласа, Интернета и других источников самостоятельно заполняют таблицу «Экологическая ситуация в России»
Экологическая ситуация в России.
Экологическая ситуация | Характеристика |
Удовлетворительная | В слабо загрязненных непосредственной антропогенной деятельностью районах: охраняемые природные территории, труднодоступные районы, районы с сохранившимся традиционным укладом хозяйства и др. |
Конфликтная | В районах со слабым и умеренным развитием техногенных перестроек ландшафтов, которое обеспечивает медленные изменения структуры, не затрагивающие геосистему в целом. |
Кризисная | Пограничные. В освоенных и интенсивно развиваемых регионах с высокой степенью антропогенной нагрузки. Техногенные перестройки ландшафтов вызывают необратимые изменения и смену структуры геосистемы. Ухудшается качество природных ресурсов, снижается потенциал территории. |
Бедственная | В районах, где происходит разрушение природной основы, механизмов саморегулирования. Это в основном ранее интенсивно осваиваемые районы. Резко снижается экономическая активность регионов и уровень жизни населения, возникает угроза эпидемий. |
Катастрофическая | Характерны для районов старого промышленного освоения, в которых наблюдается разрушение природных геосистем и связей в них. Непригодность для использования природных ресурсов ведет к разрушению систем природопользования, миграции населения, массовым болезням, признания района зоной экологического бедствия. Выход из ситуации невозможен без внешнего вмешательства. |
После заполнения таблицы ребята на контурных картах отмечают районы с данными экологическими ситуациями.
Презентация проектов, которые могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Обсуждение проектов.
Перспективным направлением, на мой взгляд, является использование в учебном процессе методов элементарного географического прогнозирования. Географический прогноз способствует более глубокому усвоению школьниками взаимосвязей в геосистемах, предсказанию возможных последствий их изменения человеком, выявлению оптимальных способов природопользования. Одним из приемов учебной работы является составление схематических моделей геосистем, подвергающихся воздействию человека.
В качестве примера элементарного географического прогнозирования на уроке и в других формах организации учебного процесса можно привести работу со схематическими моделями природных комплексов . Схематическая модель изменения компонентов ПТК под влиянием человеческой деятельности.
В левой вертикальной графе модели помещены компоненты природного комплекса. В остальных графах отражены взаимосвязи и взаимовлияния компонентов природного комплекса. Количество компонентов можно уменьшить в зависимости от обозначенных задач и содержания работы на уроке.
Суть работы заключается в рассмотрении многообразия взаимодействия компонентов в природном комплексе. Используя различные источники информации, учащиеся заполняют пустующие клетки таблицы примерами влияния одного компонента на все остальные. При этом учебная работа с моделью включает в себя следующие действия:
1) выявить влияние одного компонента на другие, заполнить соответствующие клетки схематической модели ПТК;
2) составить характеристику природного комплекса по типовому плану, используя содержание заполненных граф модели;
3) оценить последствия человеческого воздействия на ПТК, предсказать возможные изменения в природных комплексах, к которым может привести тот или иной вид природопользования;
4) определить направления хозяйственной деятельности людей (в том числе, природоохранные меры) с целью сохранения свойств природы.
В приводимом варианте работы со схематическими моделями указаны три компонента ПТК. В таблице указаны возможные изменения в природных компонентах в результате загрязнения человеком воздуха.
После заполнения таблицы учащимся предлагается определить пути уменьшения негативных последствий человеческого воздействия на природу.
В результате использования различных форм и методов повышается интерес к предмету географии, происходит развитие полученных ранее экологических знаний (не только констатируют очевидные факты, но и пытаются найти решение проблемы) и формирование новых. Таким образом, происходит непрерывное экологическое образование.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Наверное, нет на Земле человека, который не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов, закатом Солнца над лесом. Поэтому очень важно укрепить понимание каждого школьника, что он часть природы, и он должен заботиться о ней.
Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна, все соединено тончайшими связями, и поэтому, изучая природу надо эти связи не нарушить, а наоборот, сохраняя улучшать. Содержание школьного курса географии имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного, нравственного поколения, основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.
Автор: Гаврилова Е.Г.