12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Касимова 184
Россия, Ульяновская обл., село Кивать
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
3

Статья «Экологическое воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве»

Экологическое воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве.

Стандарты второго поколения  направлены на формирование   метапредметных  умений и навыков.    Формирование экологической культуры младших школьников напрямую связано с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.

Проблема экологического воспитания младших школьников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Начальная школа является важным звеном системы непрерывного экологического образования.

Одна из главных задач в моей работе - научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты. Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности на примерах своего региона. Симбирско – Ульяновский край исторически складывался как полиэтнический регион. В соответствии с данными переписей населения край с незапамятных времён отличался разнообразной многонациональностью с преимущественной долей русского, мордовского, татарского и чувашского населения. При этом взаимодействие народов осуществлялось на основе диалога и Палеолога, который затронул все стороны культуры живущего в едином территориальном пространстве населения: быт и нравы, фольклор, материальное производство, религию и экологию. Культура межнационального общения всегда выступала в качестве важнейшей характеристики целой личности.

Моя задача, как  учителя, заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы, но и выделять её из культурно-исторических традиций мордовского народа. Необходимо ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно учить детей выделять мир природы из традиций, обычаев, обрядов и легенд родного народа. Считаю необходимым, воспитание нравственности и эстетического отношения к окружающей действительности, содействие формированию нормы поведения в природе в условиях поликультурной среды в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали. На мой взгляд, большие возможности в решении данной проблемы имеет проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Исследовательская работа рассматривается мною как одно из важнейших условий развития познавательной активности, экологического воспитания, формирования гражданственности и патриотизма. Большие возможности для исследовательской работы открывают уроки окружающего мира, факультативных занятий по родному (эрзянскому) языку. Проводимая работа в данном направлении в классе и в школе в целом привела к разработке мною программы внеурочной деятельности: «Традиции и обычаи моего народа». Мероприятия, предусмотренные внеурочной деятельностью, направлены на формирование чувства принадлежности к своей стране и своему народу; развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности, воспитание экологической культуры и стремления к овладению глубокими знаниями и патриотическими качествами в процессе изучения истории, культуры, природных богатств родного края, села. Программа внеурочной деятельности «Традиции и обычаи моего народа» гармонично влилась в программу РИП «Формирование гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа», реализуемую педагогическим коллективом МОУ СШ с.Кивать им. д.т.н. А.И. Фионова. Считаю, экологическое воспитание невозможно без воспитания патриотизма.

Работа в классе над долгосрочным  проектом на тему: «Храни, мой друг, родную речь, чтоб на Земле себя, сберечь», способствует экологическому воспитанию младших школьников в  поликультурном образовательном пространстве через ознакомление с природой родного края, путём выделения экологических элементов из мордовского фольклора, традиций и обычаев. В данный проект входят мини-проекты: «Истоки, бережно храня», «Живи, родник», «Достояние поколений», «Сказка стала былью» и другие. Главная  цель проводимой  работы  заключается в формировании начал экологической культуры через поликультурное воспитание,  формирование  у детей осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе. Работа над составными частями долгосрочного проекта способствует формированию бережного отношения к водным источникам, природе родного края, расширению знаний об исторических событиях родного края, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма на основе этнокультурных традиций мордовского народа. Работа в классе проводится в тесном сотрудничестве: учитель – ученик - родитель с привлечением жителей села.

Исследовательская работа учащихся реализуется через внеклассные мероприятия, творческие проекты, праздники и пр. Проектно-исследовательская работа способствует выявлению одарённых детей, создаёт условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Большое содействие оказывают экологическому воспитанию «Экологические сказки» с элементами исследовательской работы.

Тема экологии актуальна в любом содержательном аспекте. В ходе подготовки к проведению праздника «Пасха радость нам несёт», важно отметить ценность экологически чистых яиц и ценность окрашивания пасхальных яиц экологически чистыми методами. В то же время проводится мастер-класс по окрашиванию пасхальных яиц с привлечением жителей села. Работа по экологическому воспитанию проводится в поликультурном образовательном пространстве.

В ходе подготовки к мероприятию детьми проводилась большая исследовательская работа на тему «Пасха». Дети искали сведения о способах окрашивания пасхальных яиц народными средствами, изучили народные пасхальные игры, узнали от настоятеля местного храма правила поведения во время подготовки к встрече Великой Светлой Пасхи.

Как учитель начальных классов считаю, что  тема моей работы актуальна  на сегодняшний день, так как  формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры младших школьников. 

Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Экологическое воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве»  способствует привитию  любви к родному краю, формированию  элементарных  представлений  о природе  родного  края, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа. Дети  на эмоциональном уровне испытывают  любовь и привязанность к своему родному краю, к селу,  родному дому, школе,  испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережнее относятся к ней.

Родители больше проявляют интерес к деятельности своих маленьких школьников по воспитанию у детей любви к природе  родного края, принимают активное участие в организации экскурсий, проведении внеклассных мероприятий.

Верно сказал Л.А. Владимирский: «То,  что нам дарит наша земля и родная природа  –  рассветы и закаты, пение птиц,  журчание ручейка, капельки росы на траве,  ласковый ветерок в июльскую жару,  морозные узоры на окнах зимой,  нежные резные снежинки,  курлыкающие караваны журавлей в небе осенью,  белые лилии в речной заводи,  грибы,  ягоды и плоды -  всё это бесценное достояние нашего народа,  и мы должны не только любить,  ценить,  восхищаться всем этим, но должны и понимать,  что за ежедневной  суетой нынешней  непростой и не у всех счастливой жизни  очень важно всё это беречь и хранить».

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.