Статья «Экологическое воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Экологическое воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве.
Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных умений и навыков. Формирование экологической культуры младших школьников напрямую связано с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
Проблема экологического воспитания младших школьников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Начальная школа является важным звеном системы непрерывного экологического образования.
Одна из главных задач в моей работе - научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты. Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности на примерах своего региона. Симбирско – Ульяновский край исторически складывался как полиэтнический регион. В соответствии с данными переписей населения край с незапамятных времён отличался разнообразной многонациональностью с преимущественной долей русского, мордовского, татарского и чувашского населения. При этом взаимодействие народов осуществлялось на основе диалога и Палеолога, который затронул все стороны культуры живущего в едином территориальном пространстве населения: быт и нравы, фольклор, материальное производство, религию и экологию. Культура межнационального общения всегда выступала в качестве важнейшей характеристики целой личности.
Моя задача, как учителя, заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы, но и выделять её из культурно-исторических традиций мордовского народа. Необходимо ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно учить детей выделять мир природы из традиций, обычаев, обрядов и легенд родного народа. Считаю необходимым, воспитание нравственности и эстетического отношения к окружающей действительности, содействие формированию нормы поведения в природе в условиях поликультурной среды в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали. На мой взгляд, большие возможности в решении данной проблемы имеет проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Исследовательская работа рассматривается мною как одно из важнейших условий развития познавательной активности, экологического воспитания, формирования гражданственности и патриотизма. Большие возможности для исследовательской работы открывают уроки окружающего мира, факультативных занятий по родному (эрзянскому) языку. Проводимая работа в данном направлении в классе и в школе в целом привела к разработке мною программы внеурочной деятельности: «Традиции и обычаи моего народа». Мероприятия, предусмотренные внеурочной деятельностью, направлены на формирование чувства принадлежности к своей стране и своему народу; развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности, воспитание экологической культуры и стремления к овладению глубокими знаниями и патриотическими качествами в процессе изучения истории, культуры, природных богатств родного края, села. Программа внеурочной деятельности «Традиции и обычаи моего народа» гармонично влилась в программу РИП «Формирование гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа», реализуемую педагогическим коллективом МОУ СШ с.Кивать им. д.т.н. А.И. Фионова. Считаю, экологическое воспитание невозможно без воспитания патриотизма.
Работа в классе над долгосрочным проектом на тему: «Храни, мой друг, родную речь, чтоб на Земле себя, сберечь», способствует экологическому воспитанию младших школьников в поликультурном образовательном пространстве через ознакомление с природой родного края, путём выделения экологических элементов из мордовского фольклора, традиций и обычаев. В данный проект входят мини-проекты: «Истоки, бережно храня», «Живи, родник», «Достояние поколений», «Сказка стала былью» и другие. Главная цель проводимой работы заключается в формировании начал экологической культуры через поликультурное воспитание, формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе. Работа над составными частями долгосрочного проекта способствует формированию бережного отношения к водным источникам, природе родного края, расширению знаний об исторических событиях родного края, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма на основе этнокультурных традиций мордовского народа. Работа в классе проводится в тесном сотрудничестве: учитель – ученик - родитель с привлечением жителей села.
Исследовательская работа учащихся реализуется через внеклассные мероприятия, творческие проекты, праздники и пр. Проектно-исследовательская работа способствует выявлению одарённых детей, создаёт условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Большое содействие оказывают экологическому воспитанию «Экологические сказки» с элементами исследовательской работы.
Тема экологии актуальна в любом содержательном аспекте. В ходе подготовки к проведению праздника «Пасха радость нам несёт», важно отметить ценность экологически чистых яиц и ценность окрашивания пасхальных яиц экологически чистыми методами. В то же время проводится мастер-класс по окрашиванию пасхальных яиц с привлечением жителей села. Работа по экологическому воспитанию проводится в поликультурном образовательном пространстве.
В ходе подготовки к мероприятию детьми проводилась большая исследовательская работа на тему «Пасха». Дети искали сведения о способах окрашивания пасхальных яиц народными средствами, изучили народные пасхальные игры, узнали от настоятеля местного храма правила поведения во время подготовки к встрече Великой Светлой Пасхи.
Как учитель начальных классов считаю, что тема моей работы актуальна на сегодняшний день, так как формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры младших школьников.
Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Экологическое воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве» способствует привитию любви к родному краю, формированию элементарных представлений о природе родного края, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к селу, родному дому, школе, испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережнее относятся к ней.
Родители больше проявляют интерес к деятельности своих маленьких школьников по воспитанию у детей любви к природе родного края, принимают активное участие в организации экскурсий, проведении внеклассных мероприятий.
Верно сказал Л.А. Владимирский: «То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить».