Эколого-патриотический проект «Бросовые материалы: возвращение к жизни»
Автор: Ермакович Елена Николаевна, педагог дополнительного образования.
Объединение: «Мастерская рукоделия».
Направленность: художественная.
Организация: МБУДО «Центр детского творчества», г. Лесной, Свердловская область.
Эколого-патриотический проект
«Бросовые материалы: возвращение к жизни»
Введение
Актуальность.
Цель и задачи.
Краткое описание проекта.
Условия осуществления проекта.
Ожидаемые результаты.
Основная часть
Этапы планирования проектной деятельности.
Этапы реализации проекта.
Анализ этапов предстоящей деятельности.
Практическое выполнение проектных работ.
Заключительная часть
Вывод по проектной деятельности.
Приложения
Введение
Актуальность. Метод проектов в настоящее время пользуется особой популярностью, как у педагогов, так и родителей. Он позволяет использовать нетрадиционные формы общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, социумом, привлечение их внимания к различным проблемам и актуальным темам. Определяя тему и содержание проекта, мы исходили из того, что проблема эколого-патриотического воспитания на современном этапе актуальна и сложна. Его можно назвать одним из самых важных направлений в работе с школьниками. Это обусловлено многоаспектностью и многозначимостью понятий «экология» и «патриотизм» в современном мире.
Выбирая тему экологического проекта, мы руководствовались актуальностью данной проблемы для окружающей природы и здоровья человека. Природа Земли давно и очень существенно изменена человеком. Мы нещадно берем от природы все ее дары. А возвращаем горы мусора, выбрасывая все подряд, загрязняя окружающую среду. Сегодня задача всего мира в том, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось от природных ресурсов, возродить что еще можно к жизни после их переработки. Поэтому в наше время важно так использовать те материалы, которые еще могут послужить во вторичном использовании.
Цель проекта. Вовлечение обучающихся в общественно-полезную, социально-значимую деятельность, способствующую их саморазвитию, личностному росту, гражданскому самосознанию и эколого-патриотическому воспитанию посредством изготовления поделок из бросового материала.
Задачи:
Развить познавательный интерес по теме и повышение значимости охраны окружающей среды.
Способствовать расширению знаний детей об экологической безопасности, пониманию детьми значимости безотходных технологий.
Формировать личностно-эмоциональное отношение к эколого-патриотической теме охраны окружающей среды. Активизировать экологические чувства, желание творить добрые дела с заботой об окружающей среде и полезные поделки из бросового материала.
Объединить сообщество детей и воспитывающих их взрослых в рамках темы данного проекта.
Активизировать творческий потенциал участников проекта, возможность проявить свои творческие способности в процессе работы над проектом.
Сформировать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности.
Научить разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды; способам рационального использования бросовых материалов для повторного употребления в бытовой и детской деятельности.
Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологической обработки вторичных материалов.
Разработать методическое обеспечение по данной теме.
Краткое описание проекта. Проведение работы по экологическому воспитанию обучающихся посредством изготовления ими поделок из бросового материала с последующим участием с ними в конкурсах.
Проект реализуется по направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- привлечение родителей к сбору материалов и участию детей в конкурсе.
Участники проекта:
- обучающиеся объединения «Мастерская рукоделия», 8-10 лет, 2-3 год обучения;
- руководитель – педагог дополнительного образования Ермакович Елена Николаевна;
- родители обучающихся.
Вид проекта: познавательно – информационный, практический, открытый, среднесрочный.
Тип проекта: творческий.
Форма проведения: творческая мастерская, творческое конкурсное участие.
Форма организации детей: индивидуальная.
Методы и приемы: организационные, мотивационные, формирование умений и навыков, наглядные, словесные, репродуктивные, практические, демонстрационные.
Сроки выполнения работ и обобщения результатов:
Подготовка теоретического материала в рамках проекта: 6 часов.
Информационный этап: 6 часов
Подбор и обработка материалов: 6 часов.
Изготовление поделок: 6 часов.
Подготовка поделок к участию в выставке и конкурсе: 4 часа.
Размещение материалов для участия в конкурсе, участию в выставке и конкурсе, публикациях реализации проекта: 6 часов.
Продукты (из бытового мусора):
1. Поделка: «Собака Такса». Материал: втулки от бумажных полотенец и туалетной бумаги.
2. Поделка: «Собери пазл «Собака». Материал работы: утеплитель Пеноплекс.
3. Поделка: «Снеговик». Материал работы: вспененный прокладочный материал.
Дата реализации и место проведения проекта:
Реализация проекта: октябрь 2017 – январь 2018 г.
Выставка работ к Новому году.
Представление работ на областной конкурс «Новогодняя игрушка из бытового мусора» в рамках партийного проекта «Экология России».
Условия осуществления проекта:
- осознанное отношение детей к эколого-патриотической проблеме и заботе по охране окружающей среды.
- продуктивное творческое взаимодействие педагога, родителей, детей;
- дружный коллектив (социально-активные обучающиеся и их родители, принимавшие участие в подборе материалов для осуществления проекта);
- активная конкурсная мотивация участия и представления результатов творческой работы;
- высокий уровень педагогической, коммуникативной культуры родителей, их заинтересованности в эколого-патриотическом воспитании и развитии детей;
- наличие ресурсов для реализации проекта.
Ресурсы проекта.
Аудио-видео аппаратура.
Взаимодействие и план совместных действий с родителями.
Кабинет объединения с материально-технической базой.
Справочная и художественная литература.
Наглядный иллюстрированный материал.
Бросовые материалы для осуществления проекта.
Вспомогательные материалы для работы.
Наглядность. Для создания атмосферы проявления личностно-эмоционального и эколого-патриотической отношения к теме охраны окружающей среды были использованы все виды пропаганды, наглядной агитации, аудио-видео ролики по проблемам окружающей среды и ее защиты, и др.
Для активизации творческой активности при изготовлении работ применялись: опорная схема изготовления поделок на доске, технологическая карта выполнения поделок.
Адресаты: обучающиеся, родители, педагоги, посетители онлайн выставки.
Пути распространения информации. Результаты деятельности будут распространены посредством: онлайн выставки; публикации результатов участия в творческом конкурсе в СМИ, в группе учреждения на сайте «ВКонтакте».
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
Изготовление обучающимися проектных продуктов. Получение навыков изготовления проектных продуктов из бросовых материалов для их вторичного использования в игровой деятельности детей.
Воспитательные:
Эколого-патриотическая направленность проекта способствует формированию гражданского самосознания. Используя вторичные материалы, обучающиеся осознают личный вклад и собственную значимость в деле охраны окружающей природы.
Развивающие:
Возможность использования поделок, сделанных своими руками, в игровой деятельности, развивает чувство сопричастности к всеобщему социально-полезному делу, повышает уверенность в своих творческих способностях, способствует личностному росту.
Контроль:
Представление отчетной информации по реализации проекта.
Участие в выставке и творческом конкурсе.
Публикации в средствах массовой информации.
Публикация в Сборнике методических материалов учреждения.
Основная часть
Этапы планирования проектной деятельности
1-й этап – выбор проблемы для проекта. Обоснование выбора темы.
2-й этап – мотивационный: целеполагание, погружение в проект.
3-й этап – планирование и анализ деятельности. Схема обдумывания.
4-й этап – практический, деятельностный. Изготовление проектных продуктов. Обучающийся работает активно и самостоятельно, консультируется по необходимости у педагога, родителей. Демонстрация результатов, участие проектных продуктов в выставке и творческом конкурсе.
5-й этап – заключительный. Экономическая оценка проектных работ. Оформление материалов и фото ряда реализации проекта.
6-й этап – итоговый (рефлексивный): самооценка деятельности, обмен впечатлениями и ответы на вопросы: Что дало мне участие в проекте? Как работалось индивидуально? Что я узнал нового? Чему научился? Что не совсем получилось? Над чем еще надо поработать?
7-й этап – распространение информации по реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Наименование этапа | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Организационный этап | Подготовка теоретического материала в рамках проекта. | Октябрь |
Изучение информации об эколого-патриотической проблеме, важности заботы и охраны окружающей среды. | Октябрь | |
Подготовительный этап | Беседа по эколого-патриотической проблеме и осознанию значимости и важности участия каждого человека в социально-полезном деле. | Октябрь |
Занятие и беседа: «Использование бросовых материалов для вторичного использования». | Октябрь | |
Выбор вариантов участия в реализации проекта. | Ноябрь | |
Выбор способов изготовления и конечного результата, названий тематических поделок. | Ноябрь | |
Определение сроков реализации проекта. | Ноябрь | |
Разработка этапов проекта. | Ноябрь | |
Разработка эскизов творческих поделок. | Ноябрь | |
Подбор материалов для изготовления поделок (ткань, инструменты, схемы, карточки, планы, технологическая карта). | Ноябрь | |
Подбор и обработка материалов, необходимых для реализации проекта, с участием родителей. | Ноябрь | |
Основной этап | Практическая работа по изготовлению поделок. | Декабрь |
Выставка творческих проектных работ в ПК-5 ДПЦ к Новому году. | Декабрь | |
Подготовка проектных и фото материалов для участие поделок в областном конкурсе | Декабрь | |
Участие поделок в областном конкурсе «Новогодняя игрушка из бытового мусора» в рамках партийного проекта «Экология России». | Декабрь | |
Заключительный этап | Экономическая оценка проектных работ. | Декабрь |
Получение дипломов творческого областного конкурса «Новогодняя игрушка из бытового мусора» в рамках партийного проекта «Экология России». | Январь | |
Рефлексия (анализ). Самооценка результатов и эффективности реализации проекта. | Январь | |
Обобщение итогов работы с детьми. | Январь | |
Подготовка отчета о проектной работе. | Январь | |
Распространение информации по реализации проекта. | Май |
Анализ этапов предстоящей деятельности
Схема обдумывания. Назначение. Адресат. Сроки исполнения. Материалы. Габаритные размеры. Техника исполнения. Оформление работы. Размещение работ для демонстрации результатов проекта. Экономический расчет. Обобщение и публикация результатов деятельности.
Содержание деятельности.
1. Организационно-подготовительный этап: Разработка эскизов, выбор оптимального варианта. Подбор материалов. Организация рабочего места.
2. Основной этап: Соблюдение правил безопасного труда. Выполнение работы. Размещение работ для демонстрации результатов проекта.
3. Заключительный этап: Экономическая оценка проекта. Подведение итогов. Обобщение и публикация результатов деятельности.
Организация рабочего места. Для начала работы над продуктами проекта необходимо организовать свое рабочее место. При этом следует учитывать следующие факторы: кабинет (рабочее место, оборудование) освещенность, вентиляцию (доступ свежего воздуха), необходимые правила безопасности и их соблюдение.
Соблюдение правил безопасного труда:
- Использовать материалы по назначению.
- Соблюдать порядок на рабочем месте.
- Иглы держать только в игольнице.
- Нитки, ткань, образец, схема, технологическая карта изделия должны лежать посередине рабочего места.
- Класть ножницы по направлению рабочей руки (справа или слева), с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, отодвинув от края стола.
- Передавать ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями, перед работающим.
- Резать в направлении от себя, только сидя.
- Избегать попадания клея и краски в глаза, в рот, на слизистые носа и одежду.
Практическое выполнение проектных работ
Подготовительный этап.
Основные требования к поделкам. Соответствие теме. Безопасный бросовый материал, годный для переработки и вторичного использования в быту и игре. Размеры – под формат А4. Красочность оформления. Подпись обучающегося: Ф.И., возраст.
Выбор материалов, инструментов, оборудования для изготовления.
Экономическая оценка работ.
Материалы основы поделок (бытовой мусор):
Поделка: «Собачка Такса» – 0 руб. Материал работы: втулки от бумажных полотенец и туалетной бумаги – в наличии.
Поделка: «Собери пазл «Собака» – 0 руб. Материал работы: утеплитель «пеноплекс» – в наличии.
Поделка: «Снеговик» – 0 руб. Материал работы: вспененный прокладочный материал – в наличии.
Вспомогательные материалы для эскиза, выкройки и оформления поделок: бумага оформительская, копировальная бумага, линейка, ластик, простой и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, шило, нож-резак, клей ПВА, клей «Момент. Кристалл», кружево, флис, нетканый материал, атласные ленты, пайетки, бисер, нитки или шнур, чертежи и схемы: эскиз, фото или образец, опорная схема изготовления, шаблоны (выкройки). – 0 руб., в наличии.
Последовательность выполнения работ.
Подготовка эскизов, материала и размеров поделки.
Представление на выбор несколько лучших образцов.
Определение участников проекта.
Подготовка материалов для поделки.
Разработка выкройки и шаблонов для поделки.
Изготовление поделки.
Оформление и подпись изготовителя.
Практический этап.
Практический этап работы над поделками представлен в отдельных мастер-классах.
Вывод по проектной деятельности.
Выполнение данного проекта показывает возможности и перспективы работы в решении проблемы по активизации работы с детьми, родителями, педагогами и социумом по эколого-патриотическому воспитанию на основе применения бросовых материалов во вторичном использовании.
В результате реализации проекта: возможность собрать необходимый материал для эколого-патриотического воспитания детей. Фото, видео материалы, разработки могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям технологии, начальных классов, классным и социальным педагогам, родителям в организации проектной деятельности школьников, а также для проведения мастер-классов по данной тематике. Будет предлагаться для обмена опытом в средствах массовой информации, в т.ч. в педагогических интернет сообществах.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Надежда Алексеевна Паршукова