Творческая работа «Экосенсорная среда как средство развития экологического эмоционально-чувственного восприятия дошкольников»
Ильина Лариса Валерьевна, воспитатель
«Экосенсорная среда как средство развития экологического
эмоционально-чувственного восприятия дошкольников»
Сегодня много говорят и пишут о проблемах экологии во всём мире, и о том, что необходимо начинать формировать экологическое сознание, экологическую культуру человека уже с дошкольного возраста, и всё это, конечно, правильно. Но мне хотелось бы рассмотреть проблему экологического воспитания подрастающего поколения несколько с иной точки зрения.
В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой и отчуждением его от природы в силу ряда определённых причин. В глобальном масштабе - это последствия техногенных факторов и урбанизации, негативно влияющей на окружающую среду, делая её более агрессивной и менее доступной (фото 1), особенно, для детей и людей с ограниченными возможностями здоровья. На уровне дошкольного учреждения - это несоответствие требований СанПиН, запрещающих или ограничивающих содержание в групповых комнатах живых природных объектов требованиям образовательной программы дошкольного образования. Это, в свою очередь, и отсутствие либо нехватка в дошкольных организациях дополнительных площадей для оборудования спецпомещений экологической направленности.
По мнению доцента педагогических наук, автора концепции экологического образования дошкольников Рыжовой Н.А, это отчуждение может быть частично преодолено посредством «Экологизации образовательного пространства, позволяющего восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения ребёнка с природой на основе единства чувственного и социального окружения человека». И здесь очень важно не упустить тот момент, когда ребёнок как губка впитывает в себя всё то, что видит, слышит и чувствует вокруг, подражая и копируя образцы нашего взрослого поведения в окружающем мире. Поэтому наша задача, задача взрослых наставников, заронить в душу ребёнка зёрнышки доброты и красоты, сочувствия и сострадания к живому, беззащитному. Данная идея легла в основу работы по развитию экологического эмоционально-чувственного воспитания дошкольников.
Думаю, никто не будет оспаривать утверждение о том, что раннее детство является наиболее сензетивным периодом жизни ребёнка для развития экологического (и не только его) эмоционально-чувственного восприятия, развития личностной культуры, ее базиса, соответствующего общечеловеческим ценностям. Начальное отношение к природной среде складывается у дошкольников на основании чувств, эмоций, которые возникают в процессе наблюдения за ее красотой. Но одних лишь эмоций для развития осторожного отношения к природе недостаточно. Педагогу необходимо стремиться соединять возникшие вследствие прямого общения с природной средой чувства дошкольников со знаниями по охране природы, а это становится побудителем разной природоохранной деятельности. И здесь я хотела бы поделиться с вами опытом работы нашего МБДОУ (фото 2-3) по воспитанию «экологии души» у детей дошкольного возраста, представив вашему вниманию долгосрочный проект «Прикоснись к природе сердцем», рассчитанный на календарный год, начиная с тёплого времени года. Структура данного проекта представлена в виде модуля - паутинки, состоящего из сегментов практической образовательной деятельности на каждый календарный период года. Каждый сегмент, в свою очередь, включает ряд определённых задач, соподчинённых общей цели: «Создание экосенсорной среды для развития экологического эмоционально-чувственного восприятия у детей дошкольного возраста».
Принципы работы:
единства познания, переживания и действия;
наглядности и активности в познании детьми природы;
творчества;
междисциплинарности и интегративности;
природосбережения.
Для реализации проекта в сегментах «весна-лето-осень» на территории МБДОУ была создана специальная экосреда с особым природным ландшафтом. Это новый экологический продукт с интригующим и звучным названием – Sensory garden, что в переводе означает «Сенсорный сад».
Сенсорный сад - это специально организованная территория, создающая благоприятные условия для общения людей (особенно детей) с природной средой в котором обязательно присутствуют элементы для активизации пяти чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Сенсорный сад представляет собой современную образовательную технологию, основанную на развитии эмоционально-чувственной сферы детей.
Основополагающими элементами сенсорного сада являются архитектурные и растительные модули:
Созерцательный,
Исследовательский,
игровой.
Каждый модуль имеет свои образовательные и воспитательные задачи, где природа сада направлена на развитие экологической эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Для оформления сенсорного сада необходим различный материал - строительный, природный, посадочный, наборы ёмкостей для размещения природного материала (фото 4). В процесс обустройства привлекаются родители воспитанников (фото 5) как непосредственные участники образовательного процесса, а также спонсоры и волонтеры (фото 6).
В созерцательный модуль включили разнообразную цветовую палитру цветущих растений (фото 7-9). Красочные плоды, листва и кора также в значительной мере увеличивают зрительную привлекательность сада.
Мир звуков природы в саду – это шум листьев, музыка ветра, пение птиц и звуки воды. Некоторые из них можно воспроизвести при помощи звуковых шейкеров и маракасов, изготовленных из природного материала (фото 10), рукотворного водопада (фото 11) с аудиозаписью звуков природы или уединиться в беседке из дикого винограда и слушать…
Усилению тактильных ощущений с природой способствует ходьба по специальной сенсорной дорожке, вымощенной естественными материалами с речным песком, галькой, ветками деревьев, опилками, травой (фото 12).
Также в этом секторе высажены травянистые растения, до которых детям можно дотрагиваться без ущерба для растений. Это пружинистый мох (фото 13-14), грубая кора берёзы и многое (используем фантазию) др.
Развитию обоняния способствует "копилка запахов", в которой собраны сильно пахнущие растения, такие как душица, мята, шалфей (фото 15) .
Обилие цветов, запахов, звуков и материалов - отличная возможность узнавать как можно больше о природе.
Исследовательский модуль включает территорию "размышления о природе" с кормушками и домиками для птиц (фото 16-17), солнечные часы (фото 18), высокие спилы деревьев для занятий, водопад.
Игровой модуль - это архитектурные сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей: деревянные спилы различной высоты, бревно-балансир (фото 19). Украшают сад деревянные скульптурки сказочных персонажей – Маша и медведь, Емеля со щукой у колодца, Баба-Яга на дубе том и другие (фото 20).
В каждом секторе установлены различные информативные подсказки и указатели, способствующие активизации ребёнка к взаимодействию с природой (фото 21).
В сегменте проектного модуля « Зима - ранняя весна» практическая деятельность с детьми переносится в экологическую комнату, оснащенную экосенсорным оборудованием: экоСтол с комплектом различного природного материала (шишки, желуди, ракушки, камешки, песок и др.) (фото 22) , «копилка запахов» (набор сухих смесей пряно и сильно пахнущих растений), учебно-методический материал (фото 23-24) (картотека дидактических экосенсорных игр, аудиотека звуков природы и природных явлений, звуковые шейкеры и маракасы, рукотворный мини-водопад и др.).
Содержание работы.
Реализация поставленных задач будет зависить от отношения педагога к той деятельности, которой будут заниматься дети в созданной экосреде, отношения детей - будут ли они гостями или хозяевами в парке, будет ли это простая забава или свободное времяпрепровождение, или интересное дело.
Чем мы занимаемся. Это:
- экосенсорные игры (дидактические игры с природным материалом, направленные на развитие эмоционально – чувственной сферы.)
- поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность;
- творческие экоминутки;
- двигательные игры и упражнения;
- выставки, вернисажи, конкурсы, театральные постановки, досуги, развлечения (в том числе с участием родителей).
Практическая деятельность (фото 25-34);
Игры, используемые в работе.
Цель:
развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка при общении с природой;
развивать познавательно-исследовательский интерес к природе;
развивать творческие способности;
воспитывать готовность к природоохранной деятельности.
Блок. Игры по развитию эмоционально - чувственной сферы.
Место проведения: сенсорный сад.
«Знакомство с деревом» (для детей старшего дошкольного возраста).
Цель. Развивать «внутреннее зрение», эмоциональные чувства - радость, нежность, сочувствие, удивление и другие переживания.
Ход игры.
Дети разбиваются на пары. Одному ребёнку завязываются глаза, второй выступает в роли сопровождающего (берёт первого ребёнка за руку и подводит к любому понравившемуся дереву).
Задание: помочь «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, предложить потереться щекой о кору дерева, спросить: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники и т.д.».
Когда ребёнок закончит исследование, его нужно отвести на то место, откуда началось путешествие, но другим путем. Затем снимается повязка и игрок должен найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не просто дерево, а множество совершенно разных деревьев.
«Тотем»
Цель. Идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.
Ход игры. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.
Тотем – это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.
Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем рассказать о нём, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.
«Послушай и расскажи…» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Продолжать развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Место проведения. Эту игру можно проводить как на площадке (сенсорный сад), так и в групповом помещении (экологической комнате).
Ход игры. Предложить детям закрыть глаза, и отправится в путешествие «Мир звуков природы» – это шум листьев, музыка ветра, пение птиц и звуки воды. (Некоторые из звуков можно воспроизвести при помощи звуковых шейкеров и маракасов, изготовленных из природного материала). Воспитатель предлагает послушать и рассказать, на какое природное явление похож тот или иной звук. Побуждать детей к развитию воображения.
Игры с экоСтолом. Комплект различного природного материала - шишек, желудей, ракушек, камешков, песка и др.) можно использовать при организациит множества игр на развитие мелкой моторики, логики, памяти, музыкальных способностей и творческого мышления.
Цель. Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память.
Развивать умственные способности, умение классифицировать.
Ход игры. Положите перед малышом несколько каштанов и один желудь. Пусть кроха попробует разобраться, что здесь лишнее. Если ребенок еще не понимает слово «лишнее», подскажите ему: «Вот у нас семейка каштанчиков. А вот желудь. Что лишнее? Желудь лишний! Давай уберем его…» А потом среди желудей спрячется каштан, а потом красный кленовый листочек или камешек… Постепенно малыш поймет, что вы от него хотите, и будет с легкостью справляться с подобными заданиями.
«Песочная терапия» (для детей младшего дошкольного возраста).
Первый вариант: "Песочные прятки"
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности.
Игровое задание: Найди в песочке, спрятавшие камешки.
Второй вариант: "Создание узоров на песке"
Цель: развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения.
Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т.д.)
«Лото» (для детей старшего дошкольного возраста).
Цель: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, устный счет, умение соотносить количество с цифрой.
Материал: карточки, разделенные на 2 части. С одной стороны цифра, с другой пустое поле.
Правила игры: В этой игре лото, задача ребенка узнать цифру на карточке и выложить на пустом игровом поле соответствующее количество камешков, желудей, ракушек и т.д.
Блок. Игры на развитие творческих способностей, познавательно-исследовательского интереса к природе.
«Природные духи»
Цель. Развивать познавательную активность, любознательность, творческое
мышление, воображение, фантазию.
Продолжать работу по развитию изобретательности в игре, в использовании материалов и идей.
Место проведения: сенсорный сад (созерцательный модуль - "копилка запахов", в которой растут сильно пахнущие растения, такие как душица, мята, шалфей.).
Ход игры.
Предложить детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы. В качестве примера можно дать такой запах:
почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.
Мята + солнечный свет = аромат мятного солнца.
Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дать детям несколько минут для обследования территории и выбора своих запахов.
Усадить детей в круг и предложить оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорить о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.
Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив деятельность таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха.
Цель. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Материал. Шишки, желуди, каштаны – замечательный материал для поделок! Особенно симпатичными получаются человечки и разные зверушки. Из готовых фигурок можно сделать настоящую осеннюю выставку. А подставкой для них станет лист плотного картона, покрытый мхом, кусочками коры, сосновой хвоей – будет похоже на лесную полянку.
«Волшебный мешок»Место проведения. Игра может проводиться как на прогулке, так и в групповом помещении.
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование: большой яркий мешок, прозрачные пластиковые бутылки с разными наполнителями, повязка на глаза.
Предварительная работа.
Дети вместе с педагогом насыпают в бутылочки примерно на 3/4 природный материал (крупный песок, мелкие камешки, сушеные ягоды рябины, желуди, горох и т. п.) и играют с ними, слушают, как он звучат.
Ход игры. Дети «случайно» находят в сенсорном саду большой мешок, педагог предлагает поиграть в новую игру. С помощью любой считалки выбирается ведущий. Ему завязывают глаза, он опускает руку в мешок, достает оттуда одну из бутылочек, трясет ее, слушает, как она звучит, и пытается угадать, чем она наполнена. Водят по очереди все дети.
«Жизнь камней»
Цель. Развитие опыта ощущений, распространение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения.
Ход игры. Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.
Педагог предлагает каждому узнать о жизни своего камня (проводится познавательно-исследовательская деятельность):
- рассмотреть его цвета и сосчитать их;
- прощупать шероховатые и гладкие места, определить тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;
- понюхать камень и определить его запах;
- послушать камень, постучав по нему ногтем.
Что может рассказать этот камень?
Всегда ли он лежал на этом месте?
Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой и ответить на вопросы:
-Где на камне-планете можно построить дом?
- А где образуется озеро?
- Где будет посажен сад?
- Это грязная планета или чистая? и т.д.
Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.
Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».
Примечание. По возвращении в следующий раз в «Сенсорный сад» детям предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.
«Найди свой предмет»
Цель. Развитие у детей тактильных ощущений.
Материалы. В зависимости от вариантов можно использовать различные предметы: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.
Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.
Блок. Воспитание готовности к природоохранной деятельности.
«Конкурс плакатов»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Дать детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.
Ход. Поговорить с детьми о том, что от обычных традиционных призывов «Берегите лес от пожара!» мало пользы. Объяснить, что привлечь внимание людей к проблеме можно другим способом, к примеру, выбрав плакат как выразительное дизайнерское решение.
Разделить детей на несколько групп. Сказать, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложить детям самим придумать какой-нибудь лозунг.
Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно нужно приготовить кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Также понадобятся природные материалы и конечно, пара коробков спичек!
«Зоологический балет»
Цель: идентификация с животными и растениями.
Ход игры. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Детей следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.
В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.
Таким образом, Сенсорный сад гармонизирует физическое и психическое состояние ребёнка через вовлечение его в деятельность внутри сенсорно обогащенной природной среды.
Результативность работы.
Работа по проекту велась в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста. Для фиксации результатов были разработаны критерии оценки деятельности с детьми по проблеме (см.ниже). Количество детей группы - 25 ребёнка.
Критерии по развитию экологического эмоционально-чувственного восприятия |
Уровни развития (60%) |
||||||
2016г. |
2017г. |
||||||
В. |
Ср |
Н. |
В. |
Ср. |
Н. |
||
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка при общении с природой: - ребенок проявляет доброжелательность, внимание, заботу, любовь к природе; |
10 |
55 |
35 |
70 |
25 |
5 |
|
- проявляет радость, сочувствие, удивление и другие переживания по отношению к животному и растительному миру, явлениям природы; |
30 |
70 |
0 |
90 |
10 |
0 |
|
- проявляет эмоциональное отношение к прекрасному в природе ( умение увидеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желать сохранить её); |
15 |
55 |
30 |
50 |
35 |
15 |
|
- проявляет эстетические эмоции (чувство прекрасного), переживает восторг, радость открытия, удивление и сомнение; |
45 |
50 |
5 |
95 |
5 |
0 |
|
Развитие познавательно-исследовательского интереса к природе: - ребенок проявляет интерес к природным объектам и явлениям; |
60 |
35 |
5 |
90 |
10 |
0 |
|
- любит задавать вопросы о характере и происхождении объектов и явлений; |
0 |
20 |
80 |
35 |
55 |
10 |
|
- проявляет интерес к опытам и экспериментам с природными материалами; |
95 |
5 |
0 |
100 |
0 |
0 |
|
Показатели в творческой деятельности: - ребенок выполняет деятельность по своему, а не по заданному образцу; |
10 |
15 |
75 |
30 |
20 |
50 |
|
- изобретателен в играх, в использовании материалов и идей; |
30 |
25 |
45 |
45 |
25 |
30 |
|
- способен к оригинальным движениям, стремлению к точности, завершенности любого вида деятельности. |
45 |
25 |
30 |
60 |
35 |
5 |
|
В двигательной деятельности: - имеет развитую зрительно-моторную координацию; |
40 |
45 |
15 |
70 |
25 |
5 |
|
- хорошо владеет чувством движения, умением маневрировать. |
55 |
45 |
0 |
90 |
10 |
0 |
|
Воспитание готовности к природоохранной деятельности: - участвует в посильной деятельности по уходу за растениями и животными; |
95 |
5 |
0 |
100 |
0 |
0 |
|
- знает правила поведения человека в природе; |
25 |
45 |
30 |
80 |
15 |
5 |
|
- гуманно относится к объектам живого мира; |
35 |
25 |
40 |
70 |
25 |
5 |
|
- имеет представления о последствиях негативного воздействия на окружающую среду и человека. |
10 |
30 |
60 |
85 |
15 |
0 |
Подводя итоги, хочется сказать о результатах нашей работы. Дети с удовольствием ухаживают за садом, бережнее стали относится к окружающей среде – не рвут цветы и растения, не оставляют мусор после себя. Многие выпускники, став школьниками, теперь кружковцы Станции юных натуралистов.
Таким образом, образовательная технология «Sensory garden» ( «Сенсорный сад»), основанная на развитии эмоционально-чувственной сферы детей гармонизирует физическое и психическое состояние ребёнка через вовлечение его в деятельность внутри сенсорно обогащенной природной среды.
Использованные источники
Интернет-ресурс:
1.http://www.accbud.ua/landscape/style/sensornyj-sad--ili-aktualnaja-landshaftnaja-tema-sovremennosti
3.http://worldofteacher.com/3947-1440.html
4.http://gigabaza.ru/doc/333-p4.html
Литература:
1. Запорожец А.В. Сенорное воспитание дошкольников: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1993. - с.98
2. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я Развитие сенсорной среды детей - М.: Просвещение, 2007. - С. 5-6.
3. Ашикова, С. Совместная с детьми творческая деятельность /С.Ашикова // Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 – 35 с.
4. Кирпичникова, Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. 2005. - № 2. 36 с.
5. Любина, Г., Желонкина, О. Рука развивает мозг// Ребенок в детском саду. 2004. № 1. - 7 с.
6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства – М.: ТЦ Сфера, 2002.-192 с.
7. Поделки из природных материалов/ О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.
приложение
DOCX / 7.58 Мб
Любовь Витальевна
Мастина Ольга Валерьевна
Ильина Лариса Валерьевна