12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Октябрина361
Россия, Тамбов
3

Статья «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лобова А.С.,Мишустина А.В.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, aleona.lobova@yandex.ru

Научный руководитель Иванова Н.Н.,

кандидат педагогических наук, профессор

В последние годы в обществе растет число детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. У многих из них повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Соответственно растет и уровень детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. В массовые детские сады все чаще приходят дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Изучением эмоциональной сферы детей с ЗПР занимались такие авторы как Г.М. Бреслав, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.М. Самодумская, У.В. Ульенкова и другие. Развитие эмоций, как отмечают, Л.И. Божович , А.Н. Леонтьев тесно связано с развитием мотивов поведения, становления у ребенка новых потребностей и интересов.

Многие авторы, такие как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.М. Самодумская, У.В. Ульенкова отмечают недостаточность эмоциональной сферы детей с ЗПР, её незрелость, проявляющуюся в нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений.

В своих работах А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин указывают, что в процессе игры происходит подготовка ребенка к новой высшей ступени его развития[1]. Присутствующие в игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его как личность.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, состояние беспокойства, тревожность, эмоциональная истощаемость[2]. Им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость, поэтому они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу как на занятиях, так и в игре.

Для выявления особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР был проведен эксперимент. Констатирующий этап эксперимента был организован на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Аленушка» г.Тамбова. В исследовании приняли участие группа старших дошкольников (4-5 лет) в количестве 8 человек. Для исследования особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР была подобрана методика «Распознавание эмоции».

По результатам диагностики был сделан вывод (рисунок 1):

50% испытуемых имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы

38% испытуемых имеют средний уровень развития эмоциональной сферы

12% испытуемых имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы

Рисунок 1. Распознавание эмоций

Исследование показало, что если дошкольник имеет задержку психического развития, то его эмоциональная сфера неустойчива, ей присущи инфантилизм, тревожность, неустойчивость эмоционального реагирования.

Для коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы мы рассмотрим сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Организация сюжетно-ролевых игр начинается с разработки сюжета[3], подбора игрового материала, с формулирования группы детей и с планировки игровых ситуаций. Сюжеты должны содержать различные конфликтные ситуации, близкие ребенку по значению. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Сюжетно-ролевые игры полезно проводить совместно с родителями ребенка, так как родители знают конфликтную ситуацию, характерную для их семьи, а также так как ребенку комфортнее, легче играть с близкими людьми. Во время игры рекомендуется меняться ролями. Например, мать выступает в роли ребенка, а ребенок в роли матери.

Игра способствует всестороннему развитию ребенка[4]. Она помогает преодолеть робость, застенчивость. В игре дети учатся общаться друг с другом, находят друзей. Сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, чуткость, внимание, заботу. Дети более свободны, раскованы, не принуждены в своих действиях. Они не боятся открыто выражать свои эмоции, стремятся как можно лучше сыграть выбранного персонажа. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. При этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Когда дети многократно повторяют действия взрослых, они повторяют и их различные качества, что ведет к образованию таких качеств у детей.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре формируется эмоциональный мир ребенка, представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми, налаживается общение, приобретаются важнейшие качества.

Литература

1)Гамезо М., Петрова Е. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 95с.

2) Деревянкина H.A. Эмоции дошкольников в игре: почему это важно? // Детский сад День открытых дверей. 2001. №3. С 14-16

3)Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. М.: 1990. 35с.

4)Краснокуекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону: Феникс, 2010. 54с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.