12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
maria14
1

Театральное искусство как средство развития эмоциональной сферы младших школьников.



Театральное искусство как средство развития эмоциональной сферы младших школьников.

Шихова Мария Владимировна учитель начальных классов

Филимонова Надежда Николаевна учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы»



Аннотация

В статье раскрывается один из современных подходов к развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста через театральное творчество. Материал нацелен на выявление положительных моментов в освоении актерского мастерства, раскрытия творческих потенциалов. В работе представлен сценарий мероприятия, подготовленный учителями для школьного этапа Фестиваля театрального творчества «Сказки моего детства».

Ключевые слова: эмоциональная сфера, театральное творчество, стрессоустойчивость, критическое напряжение психики, восприятие жизненных проблемных ситуаций.

В условиях современного технологически развитого общества остро звучит проблема отсутствия необходимых эмоций у детей и подростков. Эмоциональная сфера является своеобразным регулятором психического состояния и стрессоусойчивости в жизни людей. В период отсутствия такой масштабной доступности коммуникативных и игровых технологий дети вырабатывали модели поведения в различных ситуациях в ролевых играх, принимая на себя поочередно роли положительных и отрицательных персонажей, составляя сценарии соперничества и проблемных ситуаций с последующим выводом и решением. Подобные игры позволяли детям принимать последовательные обдуманные решения, развивать восприятие жизненных проблемных ситуаций в более легком состоянии, без стресса и психологического напряжения.

В последние годы среди молодёжи участились случаи психических срывов. Отсутствие модели поведения ведет к критическому напряжению психики, возникает паника, стресс, потеря чувствительности и самоконтроля. Эмоциональный взрыв приводит к полной апатии.

Именно в младшем школьном возрасте одним из уникальных средств формирования психической составляющей части жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество. У творческой личности есть преимущества, способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.

Творчество – это путь развития эмоций, раскрытия внутренних резервов. Можно сказать, что творчество – это универсальное средство для развития личности ребенка. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [18, с. 245].

Рассматривая с данной позиции детское театральное творчество, можно говорить о его широком и разнообразном применении в общем и эстетическом развития школьников. Театральное искусство включает в себя актерское мастерство, художественное творчество, музыкальные таланты, дар сочинения. Каждый ребенок найдет здесь себя. Дети, обыгрывая ситуации из знакомых им произведений учатся правильно выбирать ту или иную модель поведения в соответствии с проблемной ситуацией. Сама игра актеров учит проявлению необходимых на сцене эмоций. Дети могут без сложностей определить, когда нужно смеяться, когда плакать, в какой момент нужно проявить сочувствие, а когда проявляется гнев и, главное, к чему он может привести. Есть возможность исправить у детей агрессивное поведение некоторых учащихся по средствам отыгрывания в сценках причины поступков и их последствий. Чрезмерно возбудимые дети смогут примерить на себя более спокойные роли, что позволит им лучше справляться со своим состояние, выработав модель. Застенчивые дети, примеряя на себя роли, как бы надевают на себя маски и начинают выпускать свои внутренние ресурсы. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требуют от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. «Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка» [65, с. 132].

В настоящее время детский театр - занял прочное место в системе разностороннего воспитания современных детей. Это и школьные театральные кружки, и драматические кружки при театрах, и мастер – классы сценического искусства и много другое.

В нашей школе ежегодно проходит фестиваль театрального творчества, где каждый класс представляет свою постановку любимой детской сказки.

Наш класс представил мюзикл по русской народной сказке «Снегурочка», куда включили все виды детского творчества. Дети пели, танцевали, готовили декорации, подбирали костюмы и играли роли.

Сценарий мюзикла «Снегурочка»


Жили-были старик со старухой. Жили хорошо, дружно. Все бы ничего, да одно горе — детей у них не было.

Вот и зима снежная пришла, намело сугробов, высыпали ребятишки во дворы поиграть.


Танец «Новогодний флешмоб»


А старик со старухой про свое горе думают.

А что, старуха, давай мы себе из снега дочку сделаем.

Давай.

Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.


Музыкальная игра «Лепим, лепим ком большой»


Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. 

Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.


Федярова Варвара песня «Весну звали»


Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

Нынче проводы зимы,
Встреча молодой весны.
Хороша весна-красна,
К нам опять спешит она.

Всех блинами угощают,
Чай горячий наливают,
Будут петь и танцевать,
Пламя ярко разжигать.

С Масленицей всех, ура!
Выпекать блины пора!
С маслом, сыром и медком.
Пить их с чаем, с молоком.

Песни петь и танцевать,
Зиму со двора прогнать.
Приходи, весна, скорей,
Солнышком нас всех согрей!


Танец «Масленица»


А Снегурочка вдруг запечалилась.

Что с тобой, дочка? Что ты такая невеселая стала?

- Иль тебе не можется?

Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее становится. От солнца прячется.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.


Танец «Лягушата»


А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.


Стали подружки кликать её:

Ау, ау, Снегурочка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.


Все актеры песня «Гори, гори ярче»


Список литературы

Бандарина, З. Театральное искусство детям / Литература и искусство, 8 октября. - М., 1987.

Русская народная сказка Снегурочка/сборник «Лавка сказок»/ издательство «Качели», Санкт Петербург, 2018





Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 04.04.23 в 08:23 1Ответить Пожаловаться
Коллега, в списке литературы у Вас нет 18 и 65 источника. Ссылки на них не должны быть и в тексте
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.