Театральное творчество как средство развития эмоциональной сферы воспитанника
Театральное творчество как средство
развития эмоциональной сферы воспитанника
Очевидно, что в цифровом обществе заметно поднимается социальный престиж интеллекта и научного знания. Самарским регионом сделаны серьезные системные шаги в этом направлении. В рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» выполнено оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, открыты центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», технопарк «Кванториум», центры цифрового образования детей «IT-куб» в Самаре и Тольятти, «Дом научной коллаборации» на базе СамГТУ, опорные школы Российской академии наук на базе Самарского университета. Опыт управления системой образования в области высоко оценен на федеральном уровне и рекомендован для тиражирования по всей стране.
Однако, на фоне показательных изменений в области развития научного знания остаются в тени углубляющиеся проблемы в области развития эмоционального интеллекта.
Действительно. эмоционально-духовная сущность ребёнка все более отходит на второй план. С одной стороны, нынешние дети споро приспосабливаются к прогрессу, гибко ориентируются в потоках информации, ловко лавируют в сетевом пространстве. С другой стороны, они дезориентированы, не читают книг, испытывают серьезные проблемы в общении. Ответы на все требуемые вопросы ребята получают одним нажатием компьютерной мыши, и у них отпадает необходимость в проведении собственных исследований. Мозг их прагматично функционирует исключительно как приемник информации и разучается сочинять, выдумывать игры, проявлять фантазию.
В итоге дети XXI века лучше решают логические задачи, зачастую продвинутее взрослых в области новейших технологиях, но, заметно реже удивляются и проявляют способность сопереживать, проявляя апатию и безразличие.
Не добавляет оптимизма и общее положение дел в обществе. Это активное «расчеловечивание» человека, попрание традиционных человеческих ценностей, размывание границ гендерной идентичности, разрушение устоявшихся связей. Набирающие темп различные дистанционные технологии приводят к разобщенности людей, утрате ими коммуникативных навыков. На детях это отражается в первую очередь.
Как следствие, налицо различные проблемы. Переизбыток информации приводит к недостатку концентрации и внимания, рассредоточенности и гиперактивности. Наблюдается задержка развития, различные дефекты речи, оперирование значительно меньшим словарным запасом. Дети перестали быть любознательными, чтобы их заинтересовать, педагогами предлагаются зрелищные мультимедийные продукты, которые не способны заменить живую энергетику педагога. И цифровой мир затягивает все больше.
Огромной проблемой нынешних детей стало неумение дружить и даже просто общаться, ценность понятия «дружба» обесценено общением в соцсетях, а сочувствие, взаимовыручка – стали книжными терминами, поверхностно раскрываемыми ими в изложениях.
Изменение в современном мире приоритетов привело к проблеме полного непризнания авторитетов. Ориентирование детей в новейших технологиях лучше многих взрослых привело к тому, что родитель перестал быть безусловным примером для подражания, за пример для подражания принимаются возникшие невесть откуда блогеры и тиктоккеры всех мастей. Этому способствуют и сами взрослые, когда не находя времени на общение с ребенком, вручают ему гаджет, заменяя задушевные бабушкины сказки и мамины колыбельные на общение с бездушным гаджетом.
Результат плачевен – для ребенка остается все меньше интересного и значимого в реальном мире и все более привлекательным для него становится цифровой мир. Эмоциональная сфера ребенка развития практически не имеет.
Возникают непростые вопросы
- Можно преодолеть апатию и безразличие ребенка?
- Можно посредством творчества вернуть ему интерес к реальному миру и к самому себе?
- Можно заставить детскую душу трудиться, сделать творчество потребностью?
- Можно научить детей общаться, сопереживать, фантазировать?
Лучший способ развития эмоциональной сферы ребенка – это найти увлечение, способное подарить ему вживую накал страстей и выброс адреналина. И здесь на помощь приходят театральные практики. Театр может и должен стать таким полезным увлечением.
Для чего ребенок выходит на сцену?
Желание представлять подсмотренные в жизни сюжеты или характеры возникают у детей достаточно рано. Почему ребенку это важно?
Китайская поговорка гласит: «Cкажите мне — и я забуду, покажите — и я запомню, дайте сделать — и я пойму». Следовательно, ребенок изображает то, что видит для лучшего осознания. Значимым является и то, что посредством роли ребенок пытается обозначить свои переживания и эмоциональные потребности, старается приобрести новые качества или избавиться от нежелательных.
Для детей игра — основная деятельность, а игра же является основой сценических постановок. Причем игра не виртуальная, не компьютерная, а настоящая и действенная, основанная на взаимодействии, дающая испытать радость общения.
Именно в театральной деятельности, через игру, фантазирование, ребёнок может связать свое творчество с личными переживаниями, познать мир, научиться жить в гармонии с ним, строить взаимодействие с окружающими.
Театр - способ эмоциональной разрядки, источник развития чувств. Он учит эффективному управлению своим психоэмоциональным состоянием, дает знания, как работают эмоции и как с ними обращаться.
Действительно, отыгрывая роли, ребенок учится полнее понимать и выражать себя, управлять своими эмоциями. Разобрать свою роль можно, только сопереживая персонажу. И здесь мы можем говорить об эмпатии —умении сопереживать —навыке, над которым можно работать. Последние достижения нейробиологии свидетельствуют о том, что нейронные сети в мозге человека способны считывать эмоции и отвечать «зеркально». Они помогают идентифицировать поведение других людей, «примерять» его на себя, формировать реакцию. Развитый эмоциональный интеллект и эмпатия – действенные помощники в налаживании коммуникации с людьми, повышают качество и глубину общения, залог эмоционального комфорта воспитанника.
Используемые источники:
1. И.Г.Куликова «Воспитательные возможности занятий театральным творчеством». – Материалы шестой открытой Городской научно-практической конференции «Новое поколение», Самара, 2017г.
2. Н.Е.Щуркова «Педагогическая технология». - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.
3. Интернет-источник: https://ru.citaty.net/tsitaty/637648-aleksandr-sergeevich-pushkin-govoriat-chto-neschastie-khoroshaia-shkola-mozhet-byt/
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна