12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурова Наталья Александровна168












Конспект внеклассного мероприятия


Экскурсия


«Старинный город Елец»

























Елец, 2019

Введение


Ознакомление обучающихся с историей и культурой города Ельца – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ним. Красота и многообразие нашего родного края непосредственно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, творчески  выражать свое мироощущение. С помощью обращения к темам на внеклассных занятиях педагог   помогает обучающимся научиться замечать и выделять характерные особенности городской архитектуры, культуры, природы родного края; устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями истории родного края.

Данное занятие строится в соответствии с требованиями  системно - деятельностного подхода, поэтому на занятии используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно - поисковый, исследовательский. Высокая умственная и практическая активность обучающихся заставляет думать, рассуждать, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, развивает любознательность, воспитывает интерес к истории и культуре родного края.

Различные формы работы обучающихся (фронтальная, групповая, в парах и в группах с использованием различных каналов восприятия информации) позволяют детям научиться взаимному сотрудничеству, уважительному отношению к собеседнику.

Цель применения дополнительных материалов, в том числе ИКТ, на занятии: Использование ИКТ обеспечивает доступ к разнообразной информации (фото и видео материалы); способствует активизации познавательной сферы учащихся к изучаемым темам за счет наглядности и занимательности; развивает способности и интересы учащихся, а также повышает эффективность процесса обучения.


Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал.


Продолжительность занятия - 45 мин.

1. Общая характеристика занятия

Наименование: внеклассное мероприятие для студентов 1 курса образовательных организаций среднего профессионального образования - экскурсия «Старинный город Елец»


Тип занятия: внеурочное занятие.

Форма проведения занятия: интерактивное занятие, виртуальная экскурсия


Цель занятия: ознакомление иногородних студентов с основными улицами, площадями, проспектами города Ельца, создание условий, способствующих развитию познавательного интереса студентов, к истории и культуре города.


Задачи занятия


1.образовательные задачи:

ознакомление иногородних студентов с основными улицами, площадями, проспектами города Ельца.

формирование знаний об истории родного города и края.

ознакомление обучающихся с культурными памятниками города Ельца и историей их возникновения, их особенностями.


2.развивающие задачи:

развивать навыки работы в группах (умение договориться в группе, принять общее решение).

развивать память, образное и логическое мышление учащихся.

развивать творческую активность.


3. воспитательные задачи:

воспитывать культуру общения и поведения.

воспитывать взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу.

прививать навыки позитивного группового взаимодействия.

воспитывать самоконтроль и способность к анализу деятельности.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:


учащиеся смогли проявить самостоятельность и ответственность за свои действия и за команду;

учащиеся получили опыт работы в команде;

учащиеся проанализировали свою деятельность и деятельность своей команды.



Метапредметные результаты:


учащиеся совместно с педагогом сформулировали цель занятия; ставили для себя задачи;

учащиеся получили опыт работы  в командеприходили к общему мнению, совместно выполняли задания на основе согласования различных позиций;

учащиеся смогли сформулировать и аргументировать свое мнение, обсудить содержание и результаты совместной деятельности;

учащиеся смогли установить причинно-следственные связи;

учащиеся смогли сравнить, сопоставить, проанализировать, обобщить представленную информацию;

учащиеся выполнили задания педагога в команде, проанализировали причины ошибок, нашли ошибки в работе (в том числе собственной).


Предметные результаты:

у обучающихся сформировано общее представление об истории родного города, о культурном наследии и современной жизни края;

иногородние студенты ознакомлены с основными улицами, проспектами и площадями города Елец.

обучающиеся познакомились с культурными памятниками города Елец.



Учебно-методическое обеспечение занятия:


Список литературы

Борисова Н.В. Природа и культура Елецкого края Текст. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010

Крющенко Т.Г. Бунинские места в городе Ельце. Путеводитель.Елец,1994г.

Краснов С.В., Сионова С.А. Пособие – путеводитель по национальном парку Бунинская Россия.

Наше наследие. Елец в старинных открытках.- Елец, 2009г.


Интернет ресурсы

1.Сайт Администрации городского округа город Елец - http:// www.elets-adm.ru

2.Сайт MБУК Елецкй городской краеведческий музей - http:// www.eletsmuseum.ru




2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

Деятельность педагога

время

Деятельность обучающихся

1 этап занятия (организационно-мотивационный)

Цель этапа педагога


Организационно-мотивационный: приветствие, знакомство.

- организация группы для занятия,

- мобилизация внимания,

- создание благоприятной психологической атмосферы на занятии,

- включение учащихся в деятельность;

- установить взаимодействие между всеми объектами занятия.

3 минуты



Перед занятием обучающиеся занимают свои места


Цель этапа обучающихся



- Приветствие педагога, друг друга.

- Настрой на продуктивную работу в рамках занятия (организационно и эмоционально).


2. Основной этап занятия

Мотивация на образовательную деятельность. Совместное формулирование темы.


Цель этапа педагога

- совместно с детьми сформулировать тему занятия;

- формирование познавательного интереса;

- формирование умений общаться и действовать в соответствии с правилами;

- познакомить (актуализировать знания) с понятиями: краеведение, краевед, ведать

30 минут



Цель этапа обучающихся

- включиться в познавательную деятельность;

- актуализировать свои знания;

- сформулировать с помощью педагога тему занятия

Цель этапа педагога


- активизировать внимание учащихся;

- актуализировать необходимые знания учащихся;

- создать условия для совершенствования умений учащихся:

слушать, анализировать, обобщать, работать группой

- формировать навык самоконтроля;

- здоровье сбережение (включение в работу различных анализаторов: слуховых, зрительных, двигательных);

- обеспечение контроля за точностью выполнения упражнений;

- оказание индивидуальной помощи.



Цель этапа обучающегося


- актуализировать необходимые знания;

- обогатить словарный запас, расширить кругозор;

- проявление личных качеств при выполнении упражнений (волевые, физические);

- развивать умение грамотно излагать свои мысли;

- умение анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи;

- учиться контролировать себя, слышать педагога, товарищей;

- учиться работать в команде;

- выполнить практическую работу.


Цель этапа для педагога:


- подвести итоги занятия,

- формировать коммуникативную компетентность у обучающихся

- создать условия для применения учащимися полученных знаний;

- формировать умение анализировать, сравнивать, оценивать действия и возможности свои и товарища;

- проверить усвоение новых знаний.

- развивать умения рефлексии.


7 минут













Цель этапа для обучающегося:


- применить теорию на практике;

- формировать умение объективно оценивать свои знания и умения, а также умения и знания своего товарища.

- нести личную ответственность за общий результат деятельности:

- учиться анализировать, сравнивать, оценивать;

- закрепить полученные знания;

- оценить свою включенность в занятие и качество выполненной работы.


Ход мероприятия:

Вступительное слово преподавателя:

Старинный город на юге России с непростой судьбой. Множество достопримечательностей привлекают сюда туристов и оставляют незабываемые впечатления.

Елец – районный центр Липецкой области. Находится в 78 километрах от Липецка при впадении реки Ельчик в реку Быстрая Сосна. Его население более 100 000 человек, а площадь – 34 кв. километра.

Летописи впервые упоминают о городе в 1146 году. Его жители воевали и с половцами, и с татаро-монгольской Ордой. В 1395 году город разрушили воинами Тамерлана, князя Федора взяли в плен, а в 1414 году земли были окончательно разорены татарами, и оставшиеся жители ушли в Рязань.

После долгого забвения, лишь в 1591 году царь Федор Иоаннович принимает решение о строительстве на этом месте крепости, для чего направляет туда «служивых людей» из городов южной Руси. Одновременно с крепостью и городом, где, в основном, жили военные, образовался и Елецкий уезд.

В Смутное время жители Ельца поддержали Лжедмитрия, а в 1618 году город был сожжен поляками.

В 1796 году Елец стал уездным городом. Основа экономики – торговля хлебом, главная беда – пожары. В результате одного из них, 1769 году город нужно было отстраивать заново, изменилась его планировка, а крепость исчезла.

Экскурсия по достопримечательностям города

1.Просмотр презентации с краткими пояснениями:

Выступления студентов

Вознесенский собор

Адрес: Красная площадь, д.1.

Это визитная карточка города. Храм построен в русско-византийском стиле по проекту архитектора К.А. Тона (автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве). Известно, что за красоту этого проекта автор получил «монаршее благоволение» от Николая I в 1843 году. Собор строился 44 года на пожертвования горожан и купцов, освящен в 1889 году.

Ранее на этом месте находился другой собор (Николая Чудотворца), но он не отвечал по размерам нуждам растущего города, поэтому был разобран.

Вознесенский собор поражает своими размерами – высота (с крестом) 74 метра, ширина 34 метра, а длина – 84 метра. У собора 5 глав, запроектированная колокольня достроена не была, имеется трапезная.

Внутреннее убранство насчитывает порядка 220 росписей, среди которых помимо икон, выделяются живописные работы художников - передвижников А.И. Корзухина и К.В. Лебедева. Иконостас трёхъярусный, позолоченный, его автор – московский архитектор А.С. Каминский.

В 1934 году собор был закрыт. Прямо в храме сжигали иконы, смывали золото с помощью гальванических устройств. В разорённом помещении организовали хранилище для зерна. Однако, в 1947 году храм возвратили верующим, и в настоящий момент он является Кафедральным действующим собором.


В городе представлены многочисленные памятники церковной архитектуры — 13 храмов (10 из которых действующие), два монастыря.

Великокняжеская церковь

Адрес: Ул. Советская, 30.

Это самая роскошная и необычная их культовых построек в Ельце. Её особенность заключается уже в том, что построена она, практически за 1 год, причём, строили даже зимой, соорудив специальный отапливаемый шатёр над строительной площадкой.

Освящена церковь в 1911 году, построена на средства купца А.Н. Заусайлова и являлась частью комплекса, в который входил также Дом Призрения и воздвигнутая в 1883 году часовня в память убитого народовольцами Александра II.

Очень красивый, богато украшенный архитектурными деталями храм, несмотря на не слишком большой размер, производит сильное впечатление.

Внутри можно полюбоваться иконостасом из художественной керамики и майоликой в отделке купола. Церковь восстановлена, буквально, из руин (была уничтожена после революции), а хрустальный её крест, спрятанный в надёжном тайнике, занял своё место уже в XXI веке после реставрации. В солнечную погоду он представляет собой зрелище незабываемое.


Знаменский монастырь

Адрес: Монастырская слобода, 2а.

Это женский монастырь, основанный на месте Троицкого мужского монастыря (дата основания 1629 год). В 1683 году обитель была преобразована в женскую, а в 1764 году упразднена по указу Екатерины II. В 1779 году все деревянные постройки сгорели.

Однако, несколько стариц спаслись в погребе, а прихожане построили новый деревянный храм. С 1778 по 1836 год в монастыре проживала чтимая в данной области блаженная затворница Мелания.

С 1804 по 1813 строился на территории обители каменный Знаменский храм, а в 1822 году 117 монахинь дождались указа Александра I об официальном открытии монастыря.

Расцвет монастыря – XIX век, когда строились новые каменные сооружения и монастырские стены, прибавлялись угодья, открылась бесплатная школа для девочек.

К началу ХХ века в монастыре было порядка 150 построек, число сестёр и послушниц превышало 400, в храмах хранились драгоценные реликвии.

После 1917 году монастырь был закрыт, его насельницы отправлены в лагеря и тюрьмы. В 1937 году разрушен Знаменский собор. Лишь в 2004 году обитель была открыта вновь, и началось постепенное возрождение и восстановление поруганной святыни. Сейчас уже многое можно увидеть почти в первозданном виде.



2.Выступление преподавателя

В городе имеются два кинотеатра, драматический театр «Бенефис», дома-музея, культурные заведения.

Городской драматический театр «Бенефис»;

МБУК «Городской краеведческий музей»;

Художественный отдел МБУК «Городской краеведческий музей»;

Мемориальный дом-музей И. А. Бунина;

Дом-музей Н. Н. Жукова;

Дом-музей Т. Н. Хренникова;

Музей народных промыслов и ремёсел;

Бюст генералу М. А. Милорадовичу



3.Выступление студентов:

Краеведческий музей

Адрес: ул. Ленина, 99.

Впервые упоминается в 1901 году, его организовал студент Н.М. Гусельников с целью предоставления наглядных пособий для школьников. Во время революции 1917 года был уничтожен, но уже в 1918 году открыт в доме купца А.Н. Заусайлова. В организации музея принимал активное участие писатель М. Пришвин.

Сегодня комплекс объединяет 6 музеев:

Краеведческий

Здесь представлены материалы по истории края.

Работает с 9:30 до 16:30, кроме понедельника.

Адрес: ул. Советская, 70.

Здесь постоянно действующая экспозиция русской и западно-европейской живописи XVIII– XXвека, в том числе, картин Айвазовского, Поленова, Верещагина. Работают временные выставки.

Музей открыт с 9:30 до 16:30, выходные среда, четверг.

 Дом-музей Т.Н. Хренникова

Адрес: ул. Маяковского, 16.

Музей мемориальный, в его создании принимал участие сам композитор.

Кроме понедельника и вторника открыт с 9:30 до 16:30, цены на билеты те же.

Дом-музей Н.Н. Жукова

Адрес: ул.9 декабря, 42.

Народный художник, почётный гражданин города. В экспозиции мемориальные вещи и работы мастера.

Открыт для посещения музей кроме воскресенья и понедельника с 9:30 до 16:30, цены на билеты те же.

Музей народных ремесел

Адрес: ул. Ленина, 68.

Открыт в 2007 году в купеческом доме, принадлежавшем А.Н. Заусайлову. В экспозиции представлены работы мастеров прошлого и наших современников – кузнецов, кожевенников, кружевниц, мастериц бисероплетения и лоскутного шитья.

Литературный музей И.А. Бунина

Адрес: ул. Горького, 16.

Открыт в 2008 году, в залах представлены экспозиции, посвященные детским и гимназическим годам писателя, история рода, увлечения И.А. Бунина, есть зал, где можно увидеть предметы быта того времени.



4.Выступление преподавателя

Прогулка по старинному городу, словно возникшему из школьного учебника истории, обязательно доставит им удовольствие и запомнится надолго.

Елец – удивительный город, он завораживает, удивляет и вызывает желание приезжать сюда снова и снова.

В центре Ельца, недалеко от мужской гимназии (школы № 1) , на той же улице Манежной, а ныне Ленина, расположено здание, построенное из красного кирпича. Это женская гимназия, открытая в Ельце в 1874 году. Редко какому из старинных елецких зданий посчастливилось быть столь детально изображенным в художественных текстах И.А. Бунина, как этой казенной гимназии – сейчас учебному корпусу № 1 Елецкого государственного университета, единственного в России вуза, удостоенного имени И. А. Буни­на, писателя, ставшего всемирно известным Нобелевским лауреатом.


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.04.20 в 15:37 1Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Благодарю за познавательный материал и расширение кругозора!

Отредактировано 04-04-2020 15:39

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.