Внеклассное мероприятие «Экскурсия в моем городе» (9–11 классы)
Художественные промыслы народов Пензенского края.
Традиции деревянной резьбы в оформлении зданий Пензы.
Введение.
Каждое общество, каждый народ имеет свою культуру и традиции. Для России ценности духовно - нравственного характера всегда преобладали в менталитете российского общества, позволяя снижать риски и неудачи социальных и политических импровизаций. Духовно - нравственные ценности передаются от поколения к поколению и являются той основой, без которой невозможно представить Россию.
Одной из наиболее важных составляющих русской культуры являются народные художественные промыслы, имеющие глубокие национальные корни. В каждом регионе сложились свои ремесла и особенности. Одним из таких традиционных и неповторимых народных промыслов в Пензенской области стала деревянная резьба.
Русское деревянное зодчество с его неповторимыми узорчатыми наличниками, резными ставнями и крылечками всегда манило своим неповторимым очарованием, скромным простодушием и неуловимым изяществом. В горделивых и величественных храмах, в избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, русский человек выражал свое представление о прекрасном. Он не видел родину без золотистой рубленой избы, грозной сторожевой башни и дивного храма. Корни народного деревянного зодчества следует искать в тех далёких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом - деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Из дерева рубили избы, наводили мосты, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки и великолепные резные наличники. Многие крепости русских городов, в том числе и Пенза, также были деревянными.
Пенза, основанная в середине 17 века, как форпост на границе восточных земель русского государства - один из наиболее неповторимых городов России. Своеобразна она уже самим своим местоположением: между средней полосой России и Поволжьем, между Мордовией и «классическими» черноземными землями. Эти земли были богаты лесами, поэтому из дерева были возведены практически все строения городка: сторожевые башни, укрепленные ворота, городская церковь, дом воеводы и жилые здания. Здания были сложены из одинаковых дубовых венцов, но все отличались друг от друга благодаря деревянной резьбе
Пензенские мастера - плотники, работающие артелями, славились своим мастерством по всей России. Их приглашали работать в соседние губернии. Обычно, трудились целыми семьями, передавая секреты деревянного зодчества от отца к сыну и совершенствуя мастерство на протяжении нескольких веков. Каждая семья имела не только свои приемы строительства, но и свои любимые мотивы в оформлении строений, великолепные узоры сплошным ковром покрывали фронтоны и наличники домов, составляя гордость каждого хозяина.
Однако, дерево - материал недолговечный. Его разрушают дожди, снег, ветер, солнце, огонь и людская небрежность. Да и срок службы дерева 100 - максимум 300 лет! Время не пощадило деревянных памятников архитектуры того далекого времени. Лишь в тех местах, где улицы Пензы подходят к древнему холму бывшей крепости и посадов, сохранились образцы малоэтажного деревянного зодчества с изумительными резными крылечками и кружевными подзорами.
Развитие цивилизации сказывается на жизни деревянных строений и с каждым годом все меньше остается старых деревянных зданий. Поэтому все острее становится проблема сохранения и развития древнего ремесла. Ведь именно сегодня важно не потерять и сберечь то ценное, что накапливалось народными умельцами в течение веков. Их художественная форма выражает черты иной культуры, эстетические идеалы русского человека.
Анкетирование, проведенное среди жителей Пензы, показало устойчивый интерес горожан к истории родного края, к народным ремеслам. 86% опрошенных считают необходимым сохранение и развитие традиций деревянной резьбы в Пензе и области.
Актуальность данной темы в последние годы вызвана повышением уровня запросов населения и осознанием важности нарастающей проблемы сохранения исторического и культурного наследия.
Целью данной работы является развитие эмоционально - эстетического восприятия русского деревянного зодчества Пензенского края, исследование характера и особенностей исторических элементов деревянного зодчества в Пензе.
Новизна работы заключается в разработке программы по сохранению памятников деревянного зодчества, имеющей поэтапное практическое применение.
В соответствии с поставленными целями исследования в работе определены следующие задачи:
Выявление сохранившихся памятников деревянного зодчества в Пензе;
Проведение фотофиксации обмерных работ с целью получения исходного картографического материала;
Сопоставление приемов резьбы в русском деревянном зодчестве и в городе Пензе;
Анализ и выявление индивидуальных характерных черт в оформлении окон, дверей, крылец и т.п.;
Разработка предложений по созданию пешеходного и автобусного экскурсионного маршрутов по памятникам деревянного зодчества Пензы.
Генезис и развитие деревянного зодчества в Пензе.
«В Пензе вся история России, вся ее таинственная даль» - это слова Е. Евтушенко, гостя множества городов, которым Пенза, наверное, уступит и в красоте, и в богатстве. Но для человека, здесь родившегося или связавшего с ней свою судьбу, Пенза будет главным городом на земле - неповторимым, прекрасным, единственным, как жизнь. С течением времени город что-то утрачивал и что-то обретал, хорошел - менялся, как с годами меняется человек, накапливая в себе мудрость.
Город Пенза был основан по указу царя Алексея Михайловича. Первое упоминание его в исторических документах относится к 1663 году. Город возвели под руководством Ю. Котранского, как форпост укрывающий Русское государство от набегов степных кочевников с юго-восточной зоны. Город окружали непроходимые лесные чащи. Все здания в Пензе были деревянными. Здесь имелись деревянная крепость, посад и три слободы: Черкасская, Пешая, Драгунская, проникнуть внутрь можно было только через укреплённые деревянные ворота.
Сохранилось описание Пензы 1707 г. Голландский художник Корнелей де Бруин, путешествующий по России, пишет: «Город очень большой, и лежит на запад - юго-запад от реки Пензы, и частью на горе: в нем есть кремль, довольно большой и обнесенный деревянной стеной с башнями. Улицы в нем широкие и имеется несколько деревянных церквей. Он простирается значительно в длину, довольно красив и приятен по множеству деревьев, которыми окружен...». В 1765 году подполковник А.Свечин свидетельствовал: «Городское укрепление сделано стоячее, наподобие острога, из весьма толстого дубового дерева, по углам и в середине одного 7 башен, ров, ширина которого не менее пяти, а глубина с двух сажен».
Первое столетие своего бытия, город оставался, как, впрочем, и многие другие города окраин России, поселением, застроенным деревянными домами. Это были одноэтажные, приземистые деревянные домики, тесно примыкавшие друг к другу и вытянувшиеся в линии, позволяющие представить себе направление главных улиц города. С давних времён непременным условием оформления усадьбы, дома более или менее состоятельного жителя русского города была деревянная резьба, стоимость которой доходила до 20% от стоимости дома!
На формирование планировки города, построенного из дерева, большое влияние оказывали пожары, уничтожавшие целые улицы. Не пощадили они и древнейшие образцы деревянных узоров. Но пензенские мастера вновь и вновь возрождали дома, а с ними и древнейшие приемы резьбы, не только передававшиеся из поколения в поколение, но и постоянно совершенствовавшиеся.
Художественные промыслы в Пензе, как и в целом в России, достигли своего расцвета к концу 18 - середине 19 века. Именно в это время сформировались основные конструктивные и декоративно - художественные приемы возведения и украшения зданий. В отличие от столичных городов, где в целях пожарной безопасности практически полностью отказались от деревянного строительства, в губернских городах продолжали строить деревянные здания.
Обычно центр города застраивался более официальными каменными сооружениями, а на соседних улицах, где проживала местная аристократия, возводились деревянные или кирпично - деревянные хоромы. И связано это было вовсе не с нехваткой материальных возможностей для «каменного», как его называли строительства, а с великолепными природными свойствами древесины. Этот прекрасный строительный материал экологичен, он хорошо сохраняет тепло зимой, а летом не нагревается, в деревянном здании «легко» дышится. Состоятельные горожане предпочитали сочетать удобства городской жизни с более «здоровым» деревянным жилищем усадебного типа. Такими усадьбами застраивались улицы Дворянская, Садовая, Пешие и др. Если здание строилось комбинированным, т.е. с каменным нижним этажом, то в нем размещались слуги и подсобные помещения, а сами господа предпочитали жить в уютных верхних деревянных этажах.
В конце 19 века, в связи с подорожанием земли в центральной части города постепенно начинают исчезать усадебные деревянные постройки. Сады заменяются небольшими парадными дворами и городским сквером (ныне сквер им. М. Ю. Лермонтова, 1892 г.). Однако все склоны холма продолжают покрываться деревянной застройкой, утопающей в садах. Особую гордость состоятельных владельцев домов составляет декоративное оформление фасадов. Для выполнения резного убранства домов из Русского Камешкира, небольшого сельца Пензенской губернии, в Пензу приглашаются братья Сорокины, Ганюшкины. Да и местные умельцы постоянно совершенствуют свое мастерство, соперничая за право получения лучших заказов богатеющих купцов, обустраивающих улицы Троицкую и Никольскую (К. Маркса, Володарского)
Сложная международная обстановка перед первой мировой войной в Росси поощряла национальный патриотизм. Поэтому архитекторы часто обращаются к собственному русскому наследию в поисках форм в духе "национального романтизма". В русской архитектуре стремление к воспроизведению национальных форм породило различные направлёния, состоявшие в большинстве случаев в обращении к формам древнерусского зодчества.
Одним из направлений в русской архитектуре конца 19 века стало подражание культуре фасадов и интерьеров современных зданий убранству крестьянских изб. Здания с такой «народной» архитектурой применяли стилизацию орнаментов народного прикладного искусства, вышивок. Очень часто использовались деревянные срубы с применением богатой деревянной резьбы. Именно к этому периоду относятся и наиболее ценные сохранившиеся памятники деревянного зодчества в Пензе, которыми были застроены улицы Гладкова, Горького, Ключевского.
В советский период массового деревянного строительства в Пензе не велось связи с новыми эстетическими ориентирами, были утрачены многие уникальные памятники деревянного зодчества, усадьбы превращены в коммуналки (ул. Горького 18, ныне снесенный). Остановить уничтожение памятников материальной культуры помог Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В Пензе в деревянных усадьбах был открыт музей народного творчества (1975 г.), сценического искусства им. В. С. Мейерхольда (1984 г.), В.О. Ключевского (1991 г.).
Постепенно у современных архитекторов начинает возрождаться интерес к деревянному зодчеству. Появляются уникальные здания, снискавшие себе славу не только в России, но и далеко за ее пределами. Это ресторан «Засека» и другие общественные здания. Да и современные строители коттеджей проявляют интерес к такому древнему и такому прекрасном деревянному зодчеству. (Дом на ул. Огарева. 113).
Таким образом, анализируя и возрождая традиции декоративного оформления художественных промыслов, мы имеем возможность обогатить современную архитектуру, создавая глубоко национальные и запоминающиеся сооружения.
Конструктивно-художественные особенности художественных промыслов.
Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определённая объёмно - конструктивная схема, прежде, чем появились шедевры мировых художественных промыслов!
Год от года, век от века складывались архитектурно - строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Многие из них и сегодня применяют и в деревянном строительстве. Деревянные конструкции обладают целым рядом достоинств:
Доступность материала (для строительства применяется 27 пород дерева)
Эстетически привлекательный внешний вид;
Национальная традиция;
Лёгкость обработки;
Возможность транспортировки;
Высокая прочность и хорошие теплотехнические качества;
Взаимозаменяемость конструктивных элементов - брёвен.
От врагов, недружелюбных соседей и диких зверей спасались жители русских селений за надёжными деревянными крепостными стенами - городнями. Стены скреплялись тарасами, дополнительным рядом стен с заполнением землёй и камнем.
Ворота защищали рубленые башни - стрельницы для дозора. Иногда стены и башни покрывались слоем глиняной обмазки. Над укреплёнными главными воротами располагали часовню или место для иконы. По её названию давали звание воротам, например, Спасские ворота в московском Кремле.
Главная постройка любого города или деревни - изба. Простая русская изба, дошедшая до нас - замечательный памятник архитектуры. Избы ставили большие, добротные, иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ними, с крытым двором.
При строительстве применялся стандартный модуль - бревно длиной 5-6 метров. Такой модуль не ограничивал высоты здания. Если же требовалось увеличить объём здания, то делались прирубы.
Основу каждого дома составлял 4-х угольный сруб, сложенный из ряда венцов с выпусками концов бревен по углам, иными словами, рубленный «в обло» - с остатком: в морозные зимы это мешало промерзанию сруба, а в непогоду предохраняло от загнивания. Врубка без остатка, «в лапу», применялась в том случае, если здание было многогранным.
В каждом венце делали продольный паз, а в верхних или нижних концах делались «чаши» - вырубки для крепления бревен между собой. Избы чаще всего имели самцовую конструкцию кровли, ранее широко распространенную в России. Суть ее в том, что в самцы - бревенчатые обрубки, примыкающие треугольником в чело избы, врубаются длинные бревна - слеги, по которым на оба ската настилают тес (плоские, колотые доски), являющиеся покрытием кровли. Верхние концы теса, лежащие на верхней, князевой слеге, обычно вводились под тяжелое бревно, в нижней части имеющее паз - охлупень, или шелом, конек. Внизу тесины упираются в поток (желоб), который отводит воду с крыши. Желоба, в свою очередь, лежат на крючьях - курицах, вырубленных из тонких стволов елей: у них чаще всего, встречаются корни, отходящие от ствола почти под прямым углом - готовый крюк. Если вынос крыши был большим, то устраивались повалы - кронштейны из 3-4-х выпусков бревен верхних венцов срубов.
Богатые избы были крыты тёсом, а поплоше - дранью. Кровли церквей и часовен имели более сложную декоративную форму. Наиболее часто встречались шатровые и луковичные завершения на изящной шейке, применялись такие типы покрытия, как бочка, перебитая бочка. Для покрытия глав, шеек, бочек, и кокошников применялась деревянная черепица - лемех.
Застеклённых окон до 18 века не существовало. Передние окна воеводской избы обивались слюдой, у изб простых служилых людей - бычьими пузырями, а чаще были просто волоковыми, то есть заслонялись подвижными деревянными щитами. В зимнее время, когда топилась изба, как говоря теперь по-чёрному, через такие оконца «вываливался» дым. Обстановка в избе была самая простая: полы, лавки, полати.
Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили их и в глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И, поскольку в душе плотника уживались и строитель, и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но ещё обязательно и красивым.
Старые мастера не только придавали самые разнообразные формы покрытиям зданий. Чтобы выступающие из-под кровельного настила концы слег-обрешетин не облезали, их закрывали декоративно оформленными досками - причелинами. Стык крыши закрывала короткая резная доска - полотенце. Под потоком – декорации - подзоры. Над крышей гордо возносился конёк - стилизованная голова лошади, символа достатка в семье.
Художественно прорабатывались отдельные детали здания. Образ любого деревянного сооружения будет незавершенным без высокого резного крыльца, окон и узорных наличников. На наличниках окон плотник топором вырезал птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнца.
Каждый хозяин стремился, чтобы именно его дом стал самым нарядным и запоминающимся. «Красные» были косящатыми, т. к. они были обрамлены косяками. Конструкции косяков закрывались резными наличниками, а то и ставнями. Такие окна были признаком состоятельного хозяина. Волоковые оконца, вырубавшиеся на половину двух соседних бревен, служили вытяжкой для дыма. Они обеспечивали сохранение тепла и чистоту в доме: вдоль стен от печи на уровне головы размещались длинные деревянные резные воронцы, отделявшие «чистую» половину избы от «черной». Позже воронцы использовались в качестве полок для домашней утвари. Под воронцами - лавки с резным подзором. В красном углу - божница. Под ней у стола самое главное место в доме.
Каждый мастер стремился отразить в уборе избы свое видение мира и понимание прекрасного.
Таким образом, делая вывод по данной главе, можно отметить, что несмотря на определенную единую конструктивную ячейку (сруб), применяемую при возведении всех деревянных зданий, пензенские мастера, варьируя и творчески подходя в каждом отдельном случае предавали неповторимый облик зданий с новыми, самобытными элементами.
Особенности декоративного оформления зданий в г. Пензе.
Много интересных памятников деревянного зодчества расположено на территории Пензы. К сожалению, некоторые из них до сих пор малоизвестны.
Пензенские и камешкирские плотники снискали себе славу умением виртуозно украшать избы солнечной резьбой. Наиболее древней и, к сожалению, очень редко использующейся сейчас в Пензе является глухая или долбленая резьба. Пользуясь лишь долотом, мастера затейливо вырезали на цельной доске узор, возвышающийся 1 - 7 сантиметров, причем, разные части рисунка выступали на разную высоту. Это предавало богатую игру светотени. Такая резьба была очень трудоемка, и к 19 веку подобный декор стал редкостью, на смену ему пришла пропильная и прорезная ажурная резьба карнизов, наличников и их деталей. При такой резьбе рисунок пропиливался по трафарету на гладкой тонкой доске. Это было проще, быстрее и вполне удовлетворяло заказчиков. Ряды сквозных кружев придавали впечатление пышности и богатства, нависая ажурным балдахином над фронтонами.
Любая резьба всегда подчеркивала архитектурные членения и придавала зданию божественную выразительность и завершенность. Резные детали не просто украшала её, а создавали весь облик улицы и города в целом.
Одним из самых выразительных элементов зданий является его фронтон, чело - треугольное завершение покрытия дома. С языческих времен именно он носил знаки - обереги, охраняющие дом от всяческих напастей и приносящие богатство и спокойствие.
Конек на крыше или подкова на фронтоне были символом достатка. Для Пензы особенно любимым декоративным элементом был языческий «солярный» знак – «солнышко» (Чкалова 17. 35, 48) или «полусолнышко» (ул. Гоголя 33. 35). Деление «полусолнышка» на 5 частей символизировало знание своих «семейных корней» до пятого колена.
Три переплетенных между собой кольца – христианский символ Троицы, встречается чаще в районах бывших посадов (ул. Ключевского, Либерсона). Языческий знак засеянного поля – диагонально перекрещенные линии встречается в Пензе довольно редко (ул. Пушкина, 84). Иногда, обычно в домах послевоенной постройки, встречаются изображения двух голубков – символ мира и лада в семье.
К наклонным сторонам фронтона (чела кровли), слегка отступая, примыкают резные доски, скрывающие торцы слег – «причелины». Скаты кровель завершались свисающими кружевами - досками «подзоров». Часто на фронтонах пензенских домов встречаются древние художественно – конструктивные элементы – «полотенца». Эта резная доска под коньком кровли прикрывала выступающий торец верхней, «главной», - «князевой» слеги. Постепенно стремление к усилению декоративных качеств конструктивного элемента привело к появлению «тройных полотенец» (ул. Ключевского, 24, 26)
В отличие от других населенных мест, в Пензе довольно редко в декоративном убранстве дома использовались изображения птиц (ул. Старочеркасская, 16 - изображение уточки) или людей (Набережная р. Пензы, 26). Практически отсутствуют характерные для таежных мест изображения животных. Но зато в орнаментах растительного характера пензенские мастера не знают себе равных. Узоры отличаются поразительным разнообразием и изяществом. Довольно распространен в Пензе прием использования в резьбе элементов русской вышивки.
Изящные узоры в солнечный день отбрасывали на стены дома резную тень, многократно повторявшую рисунок и усиливающую общий декоративный фон. Довольно распространенным приемом в оформлении причелин и подзоров было применение элементов классицизма: имитация в дереве каменных метоп, наличников, кронштейнов (ул. Ключевского, 38)
Особое внимание хозяева дома уделяли оформлению окон – «оку» дома. Настоящим украшением на его лице были «наличники». В их резном убранстве встречаются элементы волют, характерных для стиля барокко (ул. Кураева, 25, ул. Чкалова, 14), арочные завершения, кокошники (ул. Серафимовича, 15), сдвоенные окна (ул. Бурденко, 25). Еще одной пензенской особенностью в оформлении окон были небольшие фронтончики на верхней доске наличников, напоминающие резные домики-скворечники (ул. Горького, 18). Обработка фигурных пилястр рельефными насечками в виде чешуек была не случайна: купец Николаев занимался рыбной торговлей. К сожалению, дом снесен. А вот ставни редко применялись в домах Пензы. Видимо, сказывался открытый характер пензенцев. Только на ул. Сурской, Чехова, Набережной можно увидеть окна со ставнями, укрывающими дом от холодного влажного ветра с реки.
Непременным атрибутом пензенских усадебных домов были резные калитки, крыльца и ворота (ул. Герцена, 23). Нарядные крылечки довольно традиционны для Пензы, как и для всей русской деревянной архитектуры. В отличие от северных домов, крыльца пензенских домов невысоки – 5 – 6 ступеней. В их оформлении, обычно, преобладают элементы, сходные с элементами фронтона, но часто в несколько упрощенном виде. Резные колонки, поддерживающие фронтон крыльца довольно просты по форме. Сейчас на них редко встречаются накладные узоры. Только старые фотографии сохранили былое изящество крылец пензенских деревянных домов. К сожалению, большинство сохранившихся зданий частично утратили былую красоту. Часто в домах центральной части города отсутствуют даже парадные крылечки, выходившие на улицу.
Отличительной чертой декоративного оформления деревянных зданий в Пензе является их многостилевость. Она проявляется как в объемно – пространственном решении и планировке, так и во всех декоративных элементах оформления зданий: фронтонах, наличниках, оформлении калиток и ворот.
Предложения по реализации программы сохранения памятников деревянного зодчества Пензы.
Осознание сопричастности к прошлому, личной ответственности перед будущими поколениями за продолжение истории родного края, сохранение и развитие традиций и богатого народного опыта привело к необходимости создания программы по сохранению памятников деревянного зодчества Пензы и знакомства с ремеслами Пензенской области. Она включает системный многоуровневый подход в зависимости от возможного финансирования:
Первый уровень. Создание пешеходного и автобусного экскурсионных маршрутов по памятникам деревянного зодчества Пензы, знакомящих с бытом пензяков и различными видами ремесел и художественных промыслов Пензы и Пензенской области.
Второй уровень. Разработка социального проекта «Солнечные узоры» по организации музея деревянного зодчества Пензы.
Третий уровень. Организация национальных центров в местах паломничества и туризма Пензенской области, выполненных в формах деревянного зодчества.
Наименьших капиталовложений требует первый уровень программы, предусматривающий создание экскурсионных маршрутов по памятникам деревянного зодчества Пензы. Они позволяют проследить характер декоративного оформления деревянных зданий Пензы.
Пешеходная экскурсия берет свое начало на улице Ключевского и предусматривает осмотр деревянных зданий по улицам: Ключевского, Кураева, Горького, Урицкого, Красной, Куйбышева.
Название улицы далеко не абстрактно: здесь в одном из отреставрированных зданий расположился музей уроженца Пензы, выдающегося русского историка В. О. Ключевского. Именно отсюда с небольшой исторической справки о городе можно начать пешеходную обзорную экскурсию по Пензе деревянной. Целесообразно и посещение музея В.О. Ключевского.
Улица Ключевского представляет собой настоящий заповедник пензенского деревянного зодчества. Здесь можно наблюдать наибольший архитектурный стилевой контраст. На улице сохранились 32 дома, и каждый дом по – своему уникален. Настоящей достопримечательностью современной Пензы является традиционный деревянный дом № 62 на улице Ключевского. На его примере можно рассказать о конструктивно-художественных особенностях русского деревянного зодчества.
На улице Ключевского представлены практически все особенности декоративного оформления зданий в г. Пензе. Невозможно встретить в одном районе, а тем более на одной улице повторяющиеся узоры. Интересным исключением являются два дома – близнеца по ул. Ключевского 24 и 26. Дома с изящной ажурной резьбой ранее объединявшиеся соединительной террасой принадлежали двум братьям – близнецам. В таком трогательном виде хозяева выразили свою братскую любовь.
После осмотра зданий улицы и музея Ключевского маршрут пешеходной экскурсии проходит по улице Кураева, где в нижней ее части сохранилось несколько зданий с простыми, но очень гармоничными фасадами. На улице Горького сохранились два интересных здания.
Далее маршрут пешеходной экскурсии проходит по улицам Урицкого, Красной, Куйбышева и завершается в Доме народного творчества.
Автобусная экскурсия охватывает несколько больший район деревянного зодчества с посещением улиц: Красной, Ключевского, Горького, Володарского, Гладкова, Бакунина, Кирова, Славы, Урицкого, Либерсона, Набережной, Советской, Куйбышева.
Маршрут берет свое начало у Краеведческого Музея (улица Красная, 73), где посетителей знакомят с историей Пензы. От музея он проходит вниз по улице Красной, делает круг по улице Ключевского, далее экскурсантов знакомят с памятниками деревянного зодчества по улицам Горького, Володарского, Гладкова. Интерес представляет жилой дом № 24 по улице Гладкова, принадлежавший до революции купцу Д. В. Львову. Он имеет великолепное резное убранство, образующее сплошной ковер деревянных кружев. Сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и растительных мотивов, надолго приковывает к себе взгляд внимательного прохожего. На улице Володарского лаконичная простота уличных фасадов деревянных зданий часто контрастируют со сложной конфигурацией стен, выходящих во дворы: тут сохранилось немало пристроек, эркеров, лоджий, галерей. Подобная усадебная планировка дворов, придающая им своеобразную интимность, свойственна архитектуре русского классицизма.
Примером такого здания может послужить жилой дом по улице Володарского 9. Здание построено в начале 19 века на усадьбе О. И. Копыловой. Это один из лучших памятников деревянной архитектуры Пензы, соединивший в своем облике народные традиции, принципы классицизма и романтизма. Дом является великолепным образцом воплощения в дереве приемов, характерных для каменного зодчества. В обработке фасада использованы украшения, выполненные в редкой для нашей области технике объемной резьбы. Ныне здание занимают областной центр медицинской профилактики, областной комитет общества Красного Креста.
Деревянный дом № 59, построенный в 1881 году по проекту Э.С. Миляновского, принадлежал семье Мейерхольда. В нем провел детские и юношеские годы В.Э Мейерхольд. В 1984 году здесь был открыт Музей сценического искусства.
Встречаются в деревянной архитектуре Пензы мотивы древнерусской архитектуры, характерные для национального романтизма – речь идет о доме № 24 по улице Куйбышева. Он был построен в1877 году по заказу владелицы дома губернской секретарши А. Р. Челюсткиной. Проект пензенского архитектора Ф. С. Федотова разработан под влиянием столичных архитекторов. Здание является самым ранним представителем «русского» стиля деревянной жилой застройки Пензы. Здесь же расположен дом № 45а. Ныне в этом доме располагается Музей народного творчества, открытый в 1975 году, а в первой половине 19 века эта обширная усадьба, доходившая до улицы Красной, принадлежавшая М. Н. Загоскиной. Сейчас от усадьбы сохранились лишь часть парка и главный дом, расположенный в глубине двора в окружении елей. Свое пышное декоративное убранство он получил значительно позже, вероятно, в конце 19 века, когда усадьбой владел купец О. К. фон Эйнем, либо при другом ее владельце – лесопромышленнике С. Л. Тюрине. Это один из редких примеров городского особняка, сочетающего в себе традиционную классическую композицию фасада (симметричный ризалит, четырех колонные портики первого этажа и мезонина) и декоративное оформление в «русском стиле». На примере одного этого здания можно ознакомиться практически со всеми видами существующей резьбы. В каждом из фрагментов фасада применен определенный ритм, использован тот или иной прием декорирования. Накладные детали на точеных столбах – колоннах напоминают маскароны, навершия оконных наличников вызывают в памяти украшения в форме раковин, а капители первого этажа – плоскостные изображения конских голов с гривами Усадьбу без преувеличения можно назвать лучшим памятником деревянной архитектуры Пензы. В музее народного творчества, с его удивительной коллекцией народных умельцев, мы предлагаем завершить свою экскурсию по памятникам деревянного зодчества нашего города.
Социальный проект «Солнечные узоры» предусматривает:
создание заповедной зоны деревянной архитектуры, которая позволит добиться включения Пензы в туристическую зону «Золотого кольца России»;
организацию музея деревянного зодчества Пензы и Пензенской области, в котором часть экспонатов может находиться под открытым небом.
создание творческой мастерской по изготовлению деревянных архитектурных элементов, элементов благоустройства и МАФ
Наиболее масштабным уровнем программы по сохранению памятников деревянного зодчества является Организация национальных центров ремесел в местах паломничества и туризма Пензенской области. Центры, образующие определенную цельную инфраструктуру, могут размещаться, например, на Святых источниках Соловцовки, в районе Наровчатских пещер и т.п.
Программа заинтересовала представителей партии «Единство», которые предложили Союзу предпринимателей рассмотреть создание социальных проектов «Солнечные узоры» и «Живая вода». Последний проект, в рамках реализации губернаторской программы «Родники» предусматривает благоустройство родниковой зоны с. Соловцовка с созданием малых архитектурных форм (купальня и источник на роднике Сергия Радонежского), мест отдыха и комплекса для паломников, выполненного в стиле русского деревянного зодчества. Социальные проекты требуют значительных капиталовложений и проведения дополнительных проектных работ.
Заключение.
В процессе проведения научно – исследовательской работы рассмотрен большой архивный материал, в том числе архивные данные обмерных работ студентов Пензенского строительного колледжа более чем за 20 лет, проведены фотофиксационные и обмерные работы на объектах города, были проанализированы различные элементы декоративного убранства, раскрыты основные закономерности художественного построения композиций фасадов пензенских деревянных зданий.
Авторы выражают благодарность Нине Александровне Левкович за предоставленные фотографии деревянных зданий старой Пензы и работникам краеведческого музея и музея народного творчества за содействие в работе.
Результатом проделанной работы стали графические таблицы с выявленными наиболее характерными для местной пензенской деревянной архитектуры элементами декоративного оформления фасадов зданий.
Сохраняя и возрождая традиции декоративного оформления деревянного зодчества, мы имеем возможность обогатить современную архитектуру, создавая глубоко национальные и запоминающиеся сооружения. Элементы деревянного зодчества могут быть использованы при проектировании современных оригинальных общественных зданий, при разработке индивидуальной малоэтажной застройки и создании малых архитектурных форм ландшафтного дизайна. Потребность в разработке сооружений с подобным декоративным убранством фасадов и интерьеров значительно увеличилась в связи с возросшим интересом населения к национальному зодчеству и национальной культуре в целом.
Предложенные экскурсионные маршруты позволят не только ознакомить жителей и гостей города с историей и прекрасным творчеством наших предков, но и привлечь внимание общественности к проблемам сохранения и восстановления памятников деревянного зодчества Пензы. Создание заповедной зоны деревянной архитектуры позволит добиться включения Пензы в туристическую зону «Золотого кольца России»
Знать, гордиться и бережно сохранять историческое наследие нашей малой родины, развивать его культурные традиции – этот лозунг должен стать девизом каждого, кто глубоко осознал свою сопричастность к прошлому, личную ответственность перед будущими поколениями за продолжение истории всей страны.
Литература.
Багрянский Ю. Деревянное кружево //Культура и жизнь. 2005. № 1.
Бархатов А. С резными ставнями окно //Лит. Россия. 2011
Бирюкова, Н.В. История архитектуры – М.: Инфра-М, 2011
Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой. М: Просвещение, 20014
Дворжанский А.И. ДЕРЕВЯННАЯ РЕЗЬБА / Пензенская энциклопедия. М.: научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004.
Зайцев. Б., Пинчуков П. Солнечные узоры. М.: Московский рабочий, 2009
Назарова Н., Савин О. Таланты народные. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2014
Приложения.
Приложение-1. Фрагменты резного оформления домов. Солярные орнаментальные мотивы.
Приложение-2.Фрагменты резного оформления домов. Причелины.
Приложение-3. Фрагменты резного оформления домов. Карнизные подзоры.
Приложение-4. Фрагменты резного оформления домов. Кокошник оконного наличника
Приложение-5. Фрагменты резного оформления домов. Кокошник оконных наличников
Приложение-6. Фрагменты резного оформления домов. Подоконная доска.
Приложение-7. Результаты анкетирования.
Опрошено |
126 человек (15-72года) |
Интерес к истории родного края |
84% |
Интерес к народным ремеслам |
91% |
Занимаются народным творчеством |
17% |
Занимаются резьбой по дереву |
2,5% |
Считают необходимым сохраниение и развитие традиций деревянной резьбы в Пензе и области |
86% |
Приложение-8. Автобусный экскурсионный маршрут по памятникам деревянного зодчества Пензы.
Приложение-8. Пешеходный экскурсионный маршрут по памятникам деревянного зодчества Пензы.
Глоссарий.
Балясина - фигурный столбик в балюстрадах
Барабан - многогранная или цилиндрическая часть здания (обычно с окнами), опирающаяся на своды или подпружные арки и служащая основанием для купольного покрытия
Венец - один ряд брёвен в срубной конструкции
Врубка - способ соединения брёвен: «в лапу» (без остатка), «в обло» (с остатком)
Выпуски - (помочи) - концы брёвен, выпускаемые из сруба для поддержки кровель, сеней, галерей, крылец и др.
Глава - внешняя форма купола в виде шлема, луковицы, конуса
Карниз - венчающая часть стены здания в виде горизонтальной выступающей плиты, защищай щей стену от дождя и служащая нижней опорой для крыши Клеть - прямоугольный деревянный сруб
Конёк – стык двух скатов кровли, завершающийся горизонтальным ребром с декоративным украшением
Кремль - центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами и башнями
Кронштейн - вид «консоли» в форме выступающего бруска или балки, нередко профилированного со спиральными завитками
Курица (кокора) - элемент без гвоздевой кровли: ствол ели с ответвлением одного из корней, который служит крюком для закрепления его в слегах Лежень - поперечный брус в конструкции пола и ли потолка
Лемех - элемент покрытия шатров глав храмов в деревянном зодчестве: в виде продолговатых изогнутых дощечек
Луковица - шаровидный, напоминающий головку лука, купол здания (чаще всего храма) Маскарон - декоративный элемент в архитектуре в виде скульптурного изображения лица человека или животного
Матица матка) - главная несущая балка деревянного перекрытия
Модерн - творческое направление в европейской архитектуре: характеризуется скульптурностью форм, синтезом искусств, отказом от классической архитектуры Наличник - декоративный элемент: обрамление оконного или дверного проёма Повал - верхняя расширяющаяся часть деревянного сруба, увеличивающая вынос карниза; ля улучшения отвода воды от стен
Подклет - нижний этаж зданий в средневековой русской архитектуре, обычно служебного и хозяйственного назначения
Полотенце - (кисть, ветреница) - резная доска, закрывающая стык «причелин»
Полуколонна - колонна, выступающая из стены на половину ствола Портал монументальный вход в здание
Посад - часть поселения, расположенная за крепостной стеной кремля, детинца, монастыря
Прируб - сруб, прирубаемый к основному срубу (в деревянной архитектуре) Причелина - доска на фронтоне деревянного сооружения, прикрывающая торцы слег тесовой кровли
Ряж - сруб в виде «клети», служащий основанием под сооружение
Сандрик - карниз над проёмом окна или двери, иногда завершается фронтоном
Слега - тонкое бревно, используемое, как горизонтальный элемент в под кровельной конструкции
Сруб - сооружение из четырёхугольных бревенчатых венцов
Филенка - небольшое поле, ограниченное какой-либо «рамкой»: дверная, стенная
Фронтон - обычно треугольная часть крыши, образуемая скатами кровли
Щипец - «фронтон», не имеющий карнизной тяги, разделяющей его со стеной