Внеклассное мероприятие «По дороге в музей (экскурсия по городу)»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с родным городом; обратить их внимание на чистоту улиц и людей, которые делают наш город чистым; сформировать представление о важности и необходимости данной профессии в городе; закрепить знание о пешеходном переходе, его назначение, а также обозначение дорожных знаков; уточнить знания детей о пользе зеленых насаждений и правилах поведения на улицах города; обратить внимание на отличительные особенности в строении зданий, их назначении; формировать представление о видах транспорта, развивать познавательную активность, связную речь; воспитывать внимание, сосредоточенность, отзывчивость, умение оказать помощь другому человеку.
Материал: фотоаппарат.
Словарная работа: активизация словосочетаний: проезжая часть, пешеходный переход, грузовой транспорт, специальный транспорт, пассажирский транспорт, дорожные знаки.
Систематизация слов: дворник, шофер, пешеходный переход, экскурсия, экскурсовод.
Подготовительный этап: подготовить фотографии домов разного назначения, фотографии транспортных средств.
Предварительная работа: экскурсия по городу, в парк, рассматривание иллюстраций о нашем городе, беседа, дидактическая игра «Как избежать неприятностей»; выставка поделок «Осенние сюжеты», рассматривание альбома «Все профессии важны, все профессии нужны».
Время проведения: сентябрь —; октябрь.
Продолжительность экскурсии: 1,5—2 часа.
* * *
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в музей- По дороге в музей давайте немного попутешествуем по городу. Но в городе существуют определенные правила, которых должен придерживаться каждый его житель.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ребята, какие правила поведения пешеходов — взрослых и детей — вы знаете?
Дети. По улице надо идти спокойным шагом. Идти только по тротуару, по правой стороне. Улицу переходить только по переходу.
Нельзя играть на проезжей части, кататься на санках, лыжах, велосипеде, скейтборде...
Надо быть внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу, помогать переходить улицу маленьким и стареньким, инвалидам.
Воспитатель. По пути к месту первой остановки обратите внимание на дома в нашем городе. Вы готовы к путешествию? Отправляемся в путь.
Первая остановка — «Улица»
Воспитатель. Ребята, послушайте загадку:
В два ряда дома стоят,
10, 20,100 подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети. Улица.
Беседа с детьми по вопросам:
Какие бывают дома?
В каких домах вы живете?
Сколько этажей в вашем доме?
Для чего людям нужны дома?
Воспитатель. Перед нами два дома. Они похожи? Чем? Давайте посчитаем, сколько этажей в каждом из этих домов и поиграем в игру «Найди пять отличий».
Мы сейчас с вами находимся на главной улице нашего города. Как она называется? Как называются улицы, на которых вы живёте?
Дети отвечают.
Ребята, посмотрите, что делает эта женщина?
Дети. Она убирает мусор, чтобы в нашем городе было чисто.
Воспитатель (обращает внимание детей на работу дворника и ее спецодежду). Как называется профессия людей, которые следят за чистотой улиц в городе?
Дети отвечают.
Правильно, дворники. Работа дворника нелегкая, летом убрать мусор с улиц города, а зимой еще и очистить снег возле подъездов. Ребята, как вы думаете, нужны ли люди такой профессии нашему городу? Что случится, если улицы нашего города никто убирать не будет? Как появляется мусор на улицах города?
Дети отвечают.
Все профессии нужны, и профессия дворника тоже. Народная мудрость гласит: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». А как вы поступаете, если вам нужно избавиться от мусора?
Дети отвечают.
Пусть наш город всегда будет чистым и красивым. А женщинам, которые убирают улицы нашего города, будет меньше работы.
Давайте пойдем дальше. Если бы сейчас мы встретили пожилую женщину, и она не знала, в каком месте можно перейти улицу, что бы вы ей посоветовали? В каком месте можно это сделать? Как узнать, где переход?
Вторая остановка — «Пешеходный переход»
Воспитатель
Шагая осторожно,
За улицей следи!
И только там,где можно,
Ее переходи.
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Знай,что только переход
От машин тебя спасет!
Как называется место, по которому можно перейти улицу?
Дети отвечают.
В нашем городе есть еще пешеходные переходы, «зебры»?
Дети отвечают.
На улице пешеходам и водителям также помогают лучшие друзья — дорожные знаки. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге.
Воспитатель обращает внимание детей на предупреждающие, запрещающие и указательные знаки.
Город,в котором с тобой мы
живем
Можно,по праву, сравнить с
букварем.
Азбукой улиц, проспектов,
дорог
Город дает нам все время
урок.
Вот она азбука, над головой,
Знаки развешены над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою
беда.
Третья остановка — «Транспорт»
Воспитатель. Ребята, прислушайтесь к звукам города. Что вы слышите? Больше всего слышны звуки городского транспорта. Как называется дорога, по которой ездят машины?
Дети. Проезжая часть, или по- другому — шоссе.
Воспитатель. По этой дороге можно ходить? Почему? Обратите внимание на транспорт. Давайте сейчас назовем машины, которые мы видим.
Дети перечисляют виды транспорта.
Правильно, в нашем городе можно встретить и легковые и грузовые машины. Как называют людей, которые управляют транспортом?
Дети отвечают.
Как называются машины, которые перевозят людей? А транспорт, который перевозит пассажиров?
Дети отвечают.
Значит, по городу ездит грузовой, пассажирский, легковой транспорт. Машины «скорой помощи», пожарной части, милиции называют специальным транспортом. Если эти машины едут с включенной сиреной,значит что-то случилось, все другие машины должны уступить им дорогу. А теперь понаблюдайте за движением машин. Какие машины больше выделяют вредный газ и загрязняют воздух, почему?
Дети отвечают.
Для кого вреден этот газ? Что нужно делать, чтобы воздух в городе был чище?
Дети. Посадить деревья, кустарники.
Воспитатель. А еще?
Д е т и. Не ломать, не губить деревья и кусты.
Воспитатель. Больше растений — больше кислорода. Почему растения называют помощниками, спасателями?
Поднимите руки те, кто вместе с родителями сажал деревья возле дома или на территории нашего детского сада. Очень хорошо, но некоторым ребятам еще предстоит эта нелегкая, но интересная работа.
Четвертая остановка — «Главное здание»
Воспитатель. Мы подошли к самому главному зданию в нашем городе. Как оно называется?
В нем живут люди? Почему над зданием администрации города три флага? Что они символизируют?
Дети отвечают.
Какие растения украшают вход в здание администрации? Вам понравились цветы? Какие цветы вам понравились больше?
Круглые клумбы цветами
пестрят,
Град украшают и радуют взгляд...
Но не топчи и не порти цветы,
Если — к тому же! — сажал их
не ты...
Нужен букет, так иди и купи,
Только вот с клумбы цветы ты
не рви!
Все красотой любоваться
хотят —
Клумбы прохожим радуют
взгляд...
А где еще в нашем городе можно встретить такие красивые клумбы?
Дети отвечают.
Пятая остановка — «Краеведческий музей»
Воспитатель. Вот мы и пришли еще к одному зданию. Это краеведческий музей. Давайте вспомним правила поведения в музее.
Дети отвечают.
А сейчас нас ждет новая экскурсия.
Все идут в музей сегодня —
И подружки, и друзья.
Интересная, конечно,
Будет там... (экскурсия).
Мы одеты все красиво,
На девочках — банты.
Мы не просто дети,
Все мы ... (экскурсанты).
У дверей с табличкой «Вход»
Встретил нас ... (экскурсовод).
А пришли в музей ребята
Посмотреть на ... (экспонаты).
Фотографирование объектов города.