Сценарий урока «Экскурсия в музейную комнату»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шадринская средняя общеобразовательная школа
Сарапульский район, д.Шадрино,
Сценарий урока -экскурсии в музейную комнату
(для учащихся начальных классов)
Работу выполнила:
Юшкова Татьяна Анатольевна –
зам директора по ВР,
первая квалификационная категория
2017 год
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Живы в памяти старшего поколения голодные и холодные годы войны. Нам надо знать о людях, подаривших нам Великую Победу! Часто на страницах газет и на телевидении современную молодежь обвиняют в бездуховности, в отсутствии ответственности. Но это не так. У нашей молодежи есть желание творить, созидать, сделать что-то полезное для своей страны. Возможно, что беседы с людьми прошедшими и испытавшими весь ужас войны, помогут, вырастить достойных людей. Одно дело слышать и читать о Великой Отечественной войне, совсем иное, когда общаешься с непосредственными участниками событий. Молодое поколение должны брать пример и гордиться своими земляками, героическими людьми. Время стирает из памяти события прошлого, да и самих свидетелей подвигов становится с каждым годом все меньше, но история Великой Отечественной войны должна остаться в памяти
Именно поэтому я сочла необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории музейной комнаты , которая имеет все эти материалы и очень хочется, чтобы её восстановили .
Наша деревня Шадрино находился в глубоком тылу, но шадринцы приняли самое активное участие в смертельной схватке с фашизмом. Маленькая деревня в Удмуртии дала стране 135 человек, уроженцев деревни Шадрино , которые к сожалению погибли на Великой Отечественной войне.
. Но, несмотря на то, что после разгрома фашистской Германии прошли десятки лет, в истории нашего края, отражающей вклад шадринцев в Победу, осталось еще много «белых пятен».
Целью данной работы является отражение вклада шадринцев в Победу над фашистской Германией. Восстановление героики дней Великой Отечественной войны, увековечивание подвига шадринцев - воинов и тружеников тыла представляется особенно актуальным к дням воспоминаний о Великой Победе 1945 года.
Задачи:
- Собрать воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны, живых свидетелей истории;
- Обобщить и систематизировать собранные материалы для того, чтобы их можно было бы использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных празднованию Победы.
Источники : музейная комната , руководителем которой является Коробейников И.С. – житель нашей деревни Шадрино который занимался сбором воспоминаний жителей деревни Шадрино - участников и очевидцев событий; данные, полученные в Совете ветеранов ; музейные и архивные материалы;
Ценностью данной работы является то, что в ней собраны малоизвестные факты из прошлого деревни Шадрино периода Великой Отечественной войны и даже опровергнуты некоторые утвердившиеся стереотипы. Руководителю музея Коробейникову Ивану Сергеевичу удалось открыть для широкой общественности новые имена героев, собрать информацию, которая не была известна долгие годы. 72 года отделяют нас от Победы в Великой Отечественной войне. Но, хотя война все дальше и дальше уходит в прошлое, потомки всегда будут помнить, то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
Немало подвигов в эти дни было совершено на нашей Российской земле. Одни из них хорошо известны, другие – остались лишь мгновениями войны. Именно о таких подвигах, вернее о людях их совершивших я хочу рассказать в своей работе.
Заключение.
Годы войны – века памяти. Семьдесят два года назад закончилась Великая Отечественная Война. За это время заросли травой окопы и траншеи, возродились из руин города, выросли новые поколения, изменился строй и название государства. Но неизменным осталось чувство благодарности к тем, кто принёс долгожданную победу в мае 45-ого. Я восхищаюсь земляками – воинами и рада, что представилась возможность рассказать о их подвигах в годы Великой Отечественной войны. Очень важно успеть записать и сохранить воспоминания о событиях 1941-1945 годов. Ведь для будущих поколений, минувшая война – это уже история, которую мы изучаем по книгам. Поэтому я планируем продолжить работу по изучению страниц Великой Отечественной войны и славных подвигов советских воинов. Низкий поклон памяти отважных героев, подаривших нам Победу.
Проходят дни, но год от года,
Как взлет, как в будущее мост,
Твой подвиг в памяти народа
Встает во весь могучий рост!
Экскурсия в «Комнату Памяти»
Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы с вами находимся в «Комнате памяти», руководителем которой является Коробейников И.С., все экспозиции, которые вы видите, задуманы и выполнены его руками.
Сегодняшнюю экскурсию по нашей «Комнате Памяти» для вас проведу я, Юшкова Татьяна Анатольевна
30 ноября 1939 года началась Советско – финляндская война.
Она продолжалась до марта 1940 года. Красная армия победила в этой войне, но понесла большие потери. 126 тысяч красноармейцев погибли. С финской стороны погибло 24 тысячи человек. Из нашей деревни Шадрино в этой войне погибло 2 человека. На фото Советско-финляндская война
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
В музее находится амуниция фашистских солдат.
На этом стенде фотографии наших односельчан, которые с первого дня войны находились в действующей армии
С 23 июня 1941 года началась мобилизация. Многих мужчин из деревни Шадрино забрали на войну. Этот стенд посвящен мобилизации.
В первые месяцы войны Красная армия отступала, неся большие потери. На этом стенде фотографии наших односельчан, которые погибли впервые месяцы войны. Здесь вы видите диораму «Поле боя».
В начале декабря 1941 года немецкие войска были остановлены на подступах к Москве. Немецкие солдаты замерзали в суровую русскую зиму. Из-за отсутствия зимнего горючего и масел техника у них вся встала.
Сложились условия для наступления Красной Армии. Многие наши односельчане воевали под Москвой.
На разъезде Шолья в сентябре- октябре были сформированы две дивизии. Это 94-я кавалерийская и 357-я стрелковая. Эти дивизии в ноябре выехали на фронт защищать Москву. На этих стендах фотографии наших односельчан, которые воевали в этих дивизиях.
В начале сентября 1941 года Ленинград был взят немецкими войсками в кольцо, то есть полностью был окружен. 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Около миллиона жителей города умерли с голоду. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Многие наши односельчане воевали под Ленинградом.
Некоторые красноармейцы попадали в плен. Они находились в лагерях для военнопленных. Многие из них там погибли и стенд посвящен узникам концлагерей.
Сталинградская битва – самое крупное сражение второй мировой войны. В городе Сталинграде бои шли за каждый дом. В итоге этого сражения немецкая армия была окружена. 90 тысяч немецких солдат и офицеров попали в плен.
На стендах имеются фотографии наших односельчан, которые участвовали в Сталинградской битве.
Очень много наших солдат пропало без вести. То есть мы не знаем где и как они погибли. На этом стенде, пропавшие без вести, в 1942 году.
Летом 1943 года была Орловско – Курская битва. Было очень большое танковое сражение. Хотя Красная Армия понесла очень большие потери, но это сражение она выиграла.
На стенде фотографии наших односельчан, которые воевали на Орловско-Курской дуге.
Здесь вы видите телефонную связь Красной Армии.
Во время Великой Отечественной войны Шадринская школа была начальной
школой. Было только 4 класса. Этот стенд посвящен нашей школе.
Тяжело было на фронте, да и в тылу было нелегко. В колхозе все сельскохозяйственные работы легли на плечи женщин, стариков и детей. Всю мужскую работу приходилось делать женщинам и подросткам. Здесь вы видите некоторые орудия труда тех времен.
Зимой часть колхозников отправляли на лесозаготовки. Фронту нужна была древесина. Этот стенд посвящен тем, кто работал на лесозаготовках. На полях колхоза работала женская тракторная бригада. Здесь вы видите фотографии членов этой бригады.
Наши односельчане принимали активное участие в освобождении от фашистов Украины, Белоруссии, республик Прибалтики, Восточной Пруссии. Эти стенды посвящены им. Здесь и награды и документы.
И вот она – долгожданная победа!
Первого мая 1945 года Берлин был взят Советскими войсками. Германия была полностью разгромлена.
На этом стенде фотографии наших односельчан, которые принимали участие во взятии Берлина. Здесь лежат их награды и документы.
135 человек, уроженцев деревни Шадрино погибли на Великой Отечественной войне.
Сегодня мы героев вспоминали
Что нашу землю от фашистов отстояли
Велик их подвиг, вечна слава их
Они живут и будут жить в сердцах людских.
Ради счастья и жизни на свете
Ради воинов павших тогда
Да не будет войны на планете
Никогда, никогда, никогда.
Наша экскурсия завершена, спасибо за внимание.
Приложение 1
Описание творческой работы, представленной на Фестиваль
Фамилия, имя, отчество педагога: Юшкова Татьяна Анатольевна
Должность и место работы: зам. директора по ВР
Творческая разработка: урок / мероприятие по теме : урок- экскурсия в музейную комнату
Возрастная категория детей: ступень обучения – начальная / основная / средняя
Метод когнитивного обучения, использованный в разработке, метод эмпатии
В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль?
Посредством чувственно- образных и мысленных представлений ученик пытается переселиться в изучаемый объект ,почувствовать и понять его изнутри.
Касимова Людмила Михайловна