12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самигуллина Алсу Рауфовна39
Учитель биологии высшей категории
Россия, Татарстан респ., Казань



Цель: развитие личностных качеств ребенка, его  воображения и творческого потенциала.

Задачи:

- реализовать принцип наглядности обучения средствами музейных экспонатов и экспозиций;

- укрепление связи полученных знаний с жизнью;

- повышение научности обучения;

-  изучение истории развития природы родного края;

- . формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.

ВАЖНО: отсутствие презентации теоретической части; много самостоятельной работы учащегося в музейной экспозиции; во вступительной беседе должна присутствовать интрига урока («изюминка»).

3 важных этапа музейного урока:

1) подготовка урока в музее - вступление ( 5-10 минут);

2) проведение урока (групповая работа детей от 20-40 минут);

3) подведение итогов (10-15 минут).

Продолжительность урока:  80 минут  - 1 час 20 минут.

Проектные задания имеют разный уровень сложности и объем задействованных экспонатов. На самих карточках подобной информации не содержится.


Образец карточки проектного задания:

карточка к уроку «Развитие жизни в кембрийский период. Палеозой. Господство одних и вымирание других организмов», место экспозиции зала №3: 1.Изучите экспозицию «Джеспилиты Кривой Рог». Прочитайте информацию на информационном стенде «Джеспилиты». В результате жизнедеятельности каких организмов вырабатывался кислород, и для каких процессов он использовался? О каком ароморфозе идет речь? Как это повлияло на дальнейший ход эволюции? 2.Изучите информационный стенд «Ордовикская система», рассмотрите объекты экспозиции. Какие организмы господствовали в эту эру? Сделайте фотографии объектов, представленных на экспозиции. Какие организмы вымирают в конце ордовика? Подумайте, с чем это могло быть связано? Назовите полезное ископаемое и моллюска, из которого оно сформировалось. Данный моллюск широко обитал в ордовике. 3.Обсудите результаты в рабочей группе и подготовьте сообщение для других рабочих групп. Какой вывод по работе вы можете сделать? Какая дополнительная информация вам нужна, чтобы выполнить это задание?


Соотношение времени – 20% слушают и 80% действуют.

Перспектива: творческое партнерство музейных сотрудников и учителей.

Тандем: проектная деятельность учащегося – учитель (координатор) -  музейный педагог (научный консультант).

Выводы:

Необходима предварительная подготовка;

Теоретическая часть - вводная беседа 5 минут, заключительная беседа 10 минут;

Систематическое изложение материала не проводится;

Практическая часть – работа над заданиями по экспозиции;

Структура- общее вступление, работа по группам, общее заключение;

Средства наглядности – музейная экспозиция;

Численность и организация группы – до 30 человек, делятся по 15 человек;

Результативность опыта:

- расширение общего кругозора учащихся;

-обучение общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал;

- предоставление возможности проявить свою творческую индивидуальность, социально-коммуникативные умения;- повышение мотивации учащихся к изучению предмета;

- увеличение количества учащихся 9 классов, которые выбирают биологию для сдачи профильного экзамена (с 2 человек в 2010  -2011 учебном году до 36 человек в 2016-2017 учебном году), высокие показатели ЕГЭ (86-100 баллов);

- повышение активности учащихся в олимпиадах и улучшение достигаемых результатов.

.

IIМеждународная научно-практическаяконференция «Развитие творческого потенциала личности в процессе изучения естественно-географических дисциплин в школе и ВУЗе: предметный и метапредметный аспект»



Использование образовательного потенциала музейной среды в формировании экологического и эволюционно-исторического мировоззрения учащихся профильных естественно-математических классов

(лаборатория учителя)

t1590661120aa.jpg


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №167», Центр детского творчества «Танкодром»



Самигуллина АР., учитель биологии и педагог дополнительного образования



28-29 марта 2019г.

«Скажи мне, я забуду,

Покажи мне, я запомню,

Позволь мне сделать это,

И оно станет моим навсегда»

( китайская пословица)

Зачем нужен музейный урок?

Обогащение школьной программы

Расширение жизненного кругозора ребенка

Получение и применение знаний в реальных проблемных ситуациях

Выход на метапредметный уровень

Реальные условия для творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся

Проблемы

Музейные работники не знают требований к уроку по новым образовательным стандартам

Музеи не заинтересованы в самостоятельной деятельности учителя и учащихся

Способы реализации: проведение музейных  уроков в краеведческих музеях.

Музейный урок  - это НЕ экскурсия в музее

Музейный предмет- источник знания!


Полезные ссылки для учителя:

cmr.msk.ru –проектный, консультационный, экспертный и информационно-аналитический центр в области музейного дела.

Урок в музее. Проект для взрослых. globallab.org.

Урок в музее. Сборник статей. –М., Московский Центр музейного развития, 2016.

 Данная работа будет интересна педагогам для проектирования новых уроков в музее по различным предметам. 

t1590661120ab.jpg

Контактная информация:

МБОУ «Школа №167»

420100,  г.Казань, ул.Сахарова -9,тел. 8(843)2638519

wkola167@mail.rualsou76@mail.ru






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Паненкова Ирина Михайловна, 28.05.20 в 19:40 0Ответить Пожаловаться
Алсу Рауфовна, спасибо за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.