Статья на тему «Методика проведения экскурсий в музейной педагогике».

3
0
Материал опубликован 21 November 2019

«Методика проведения экскурсий в музейной педагогике».


Экскурсионная методика включает в себя более обширный охват, немаловажной частью которого является МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ экскурсий.

Предлагаю вспомнить некоторые постулаты, ссылаясь на имена известных всем педагогическим и экскурсионным сообществам деятелей В.А.Герда, Б.Е.Райкова, Р.А.Дьякова, Б.В.Емельянова, Н.А.Гецевич, В.Н.Шолохова, а также работы В.Сапруновой, Е.П.Пузаковой, В.А.Чистяковой, Е.Н. Ильиной, Трофименко Л.П.

«Экскурсионная методика направлена в помощь экскурсантам легче усвоить содержание. Достигается это посредством методических приемов, которые, в свою очередь поделены на приемы показа и рассказа. Практика экскурсоведения требует более широкой классификации», как утверждает Борис Васильевич Емельянов, по назначению, месту и времени использования.
Цель методических приемов – обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий; как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т.д.

Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);
– приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Классификация методических приемов проведения по Емельянову.


Приемы показа, куда входят: приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.
Приемы рассказа — это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.



Методические приемы показа.

предварительного осмотра;

панорамного показа;

экскурсионный анализ;

зрительной реконструкции (воссоздания);

зрительного монтажа;

локализации событий;

абстрагирования;

зрительного сравнения,

интеграции /восстановление, восполнение/;

зрительной аналогии,

ассоциации;

переключения внимания;

прием движения;

мемориальной доски.

Все эти приемы мы, конечно, рассматривать не будем, но некоторые из них требуют обязательных примеров и пояснения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА.

Прием ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается  в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик объекта. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

t1574339504aa.jpgt1574339504ab.jpgt1574339504ac.jpg

В музейной практике с успехом используются диарамы, макеты, минидиарамы, парки миниатюр.

Прием ЗРИТЕЛЬНОГО МОНТАЖА является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже также могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

t1574339504ad.jpgt1574339504ae.jpg
Чертежи, фото Екатерининского собора г. Краснодара

Прием ЗРИТЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ подразумевает использование различных видов сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее.

Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги "наблюдению" экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга.

Прием ЛОКАЛИЗАЦИИ СОБЫТИЙ. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.
Как указывает Авдуевская И.А. в статье
«Методика проведения экскурсий (на примере Приморского края и г. Владивостока)»: «Это прием привязки события к определенному месту, местности. При использовании этого приема необходимо пространственно ограничить место: «топнуть ногой», использовать указательный жест. Этот прием вызывает чувство сопричастности. С помощью слов: «здесь»; «с этого места»; «отсюда»; «в этом здании» происходит «привязка» события к месту, создается «эффект присутствия» – «вживание» в эпоху или событие». 

При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту: "В этой бухте разворачивались данные события»; «Именно этот крейсер доставил факел с ВЕЧНОГО ОГНЯ города Севастополя к новороссийскому ВЕЧНОМУ ОГНЮ», «Эта арка была построена, когда завод выпустил свою первую тонну цемента»; «на этой площади в турецкий период находился крупный невольничий рынок….»; «этот холм – единственное место, где уцелел этот вид дуба».

Прием ПАНОРАМНОГО ПОКАЗА дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности или места, где разворачиваются определенные события. К панорамному показу экскурсовод должен заранее подготовиться, выбрав место показа и соответствующие объекты, путем тщательного осмотра на местности или сформировать необходимую композицию из объектов самостоятельно заранее (музейная среда). Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки, гор, бухты или бухт (Севастополь). Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить какой-либо существенный объект и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

t1574339504af.jpgt1574339504ag.jpgt1574339504ah.jpg

Панорамы городов с подходящих мест.
Слева направо фото:1. Керчь с горы Митридат; 2. Новороссийск в горной системы Абрау.
3. Москва вид на парк «Зарядье» открывается с парящего моста-площадки.

В музейной практике существуют вполне красочные музеи-панорамы. К панорамному показу экскурсовод должен подготовиться заранее выбрав место показа и соответствующие объекты, путем тщательного осмотра на местности.

Прием ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОСМОТРА.

Существуют два варианта использования приема.
Первый вариант начинается со слов экскурсовода: «Перед Вами (обратите внимание на…) такой-то памятник (объект), ознакомьтесь с ним…..". Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:
а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события;
б) представить данный объект в естественной обстановке;
в) дать определенную оценку объекту;
г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения, т.е. предварительно подготовить экскурсантов к восприятию.

t1574339504ai.jpgt1574339504aj.jpgt1574339504ak.jpg

Перед Вами музейные объекты, помогающие подготовить экскурсантов осуществить предварительный осмотр объекта ШТУРВАЛ теплохода «КРАСНОДАР», локализацию событий, интеграцию, зрительный монтаж или зрительную реконструкцию.

Пример:

Вариант № 1. (Рассказ, не привязан к объектам показа, отсутствуют логические переходы).

В 60-е годы пионерия Кубани собирала металлолом и макулатуру. В 1962 году отмечала свое 40-летие и была награждена орденом Ленина. А пионеры Кубани собрали столько металлолома, что приняли решение построить свой корабль. Письмо с предложением об этом было отправлено в Центральный совет организации. В Москву.
И вскоре на Одесском кораблестроительном заводе был построен теплоход «Краснодар».
Порт приписки - Новороссийск.
Через 20 лет истек срок эксплуатации судна и его утилизировали.
А штурвал был передан во Дворец и сегодня он является экспонатом нашего музея.
Макет же корабля изготовили кружковцы нашего Дворца.

Вариант № 2.

Перед вами на фото в левом верхнем углу (представили объект) тот самый легендарный теплоход «Краснодар» (прием локализации событий), построенный на средства от сдачи металлолома, собранного пионерами Кубани в год 40-летия пионерской организации.
(прием справки) В 60-е годы пионерия Кубани собирала металлолом и макулатуру. В 1962 году и была награждена орденом Ленина. А пионеры Кубани собрали столько металлолома, что приняли решение построить свой корабль. Письмо с предложением об этом было отправлено в Центральный совет организации. В Москву.
И вскоре на Одесском кораблестроительном заводе был построен этот прекрасный, белоснежный теплоход. Порт приписки - Новороссийск. Словно на волшебной машине времени постараемся перенестись в это время:


«Летят куда-то облака,
Вдали гонимые ветрами.
За ними вслед течёт река,
Свой путь украсив берегами.

Красавец белый теплоход,
Войдя в лазоревые дали,
Скользит по глади тихих вод
На встречу дымчатой вуали».
/применен прием «Цитирование»/
Ольга Беляева

Л.П.: По истечении срока эксплуатации судна, а это, только представьте себе - 20 лет, его утилизировали, но не полностью…
Перед вами (Обратите внимание на) тот самый штурвал (прием локализации событий) теплохода «Краснодар». Его передали во Дворец, и сегодня он является экспонатом нашего музея. Его можно не только осмотреть, но потрогать и сфотографироваться с ним. (Прием освежающего отступления).
Л.П.: С теплоходом «Краснодар» связан не единственный объект нашего музея. Приглашаю Вас взглянуть также на его макет, изготовленный кружковцами нашего Дворца, предлагаю вам сначала его осмотреть…..
(Здесь целесообразен прием показа «Предварительный показ» макета, прием рассказа «вопрос-ответ»).

Прием ЭКСКУРСИОННЫЙ АНАЛИЗ.

С помощью этого приема производится детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом, или отдельных его частей.

В зависимости от типа и вида экскурсии экскурсионный анализ может быть:

а) искусствоведческим,
б) историческим,
в) естественнонаучным (природоведческим),
г) производственно-экономическим.

Примеры возможного использования приема экскурсионного анализа:

а) При посещении детского театра Кукол дается искусствоведческий экскурсионный анализ фото-триптиха театральной жизни в фойе и при этом выявляется идея произведения – развитие театрального искусства со времени появления на свет Театра Кукол.
б) Экскурсия «Музей Пионерии» краевого Дворца Творчества г. Краснодара.
Приемом исторического анализа фотографий различных периодов времени и других объектов выявляется идейное содержание работы музея в целом, проводится гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание.
в) Экскурсия «Грязевые вулканы таманского полуострова». Приемом естественнонаучного экскурсионного анализа, с показом отдельных частей вулкана, представляется деятельность вулканов «Ахтанизовская сопка», «Тиздар», «Гора Гнилая», «Шуго».
г) Экскурсия «Гончарная мастерская» приемом анализа производства керамических изделий представляется технологическая схема выпуска различной продукции из глины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА.

Первая группа  - приемы, связанные с формой рассказа: справка, описание, репортаж, комментирование, персонификация, цитирование, прием освежающего отступления, климактерический и антиклимактерический прием. Группа приемов нацелена донести до экскурсантов содержание рассказа, способствовать формированию информации, ее упорядочению, запоминанию и воспроизведению в памяти.
Вторая группа объединяет приемы: характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного (литературного) монтажа, соучастия, дискуссионной ситуации, сталкивания противоречивых версий, проблемной ситуации, индукции и дедукции.

Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

Прием ВОПРОС-ОТВЕТ. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью активизации их внимания. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов: 

а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечение некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме; 
б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи; 
в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить подтему.

Например, рассматривая в экскурсантами макет: «Ребята, что вы видите на палубе теплохода? Зачем эти приспособления? Как вы думаете, для чего использовался это колокол? Кто знает, как он называется?»

Прием ХАРАКТЕРИСТИКИ построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц. 

t1574339504al.jpg t1574339504am.jpg

В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие о других объектов.

Прием ЗАДАНИЯ используется в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: Измерить окружность ствола дерева с помощью обхвата несколькими людьми. "Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похожа эта башня? Какие предметы на фото говорят нам о …..? Постарайтесь объяснить, о чем говорит нам такая надпись". Прием направляет внимание экскурсантов на конкретный объект, определенную его часть, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема - заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.

t1574339504an.jpgt1574339504ao.jpgt1574339504ap.jpg

Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод может дать их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов.





Особые методические приемы.

Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии используются особые приемы, которые также помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ, ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода - встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.

Иногда в экскурсиях используется 
ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Например, путем ощупывания ствола деревьев, можно определить, что представляет собой кора, насколько различна её толщина и фактура. Бросив камушек на дно ущелья, измерить его глубину или сделать вывод о том, есть ли внизу вода (подводная река).

t1574339504aq.jpgt1574339504ar.jpg

Прием ИССЛЕДОВАНИЯ способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще всего он используется в экскурсиях с детьми и подростками.

В музейной экскурсии широко используется ПРИЕМ ДЕМОНСТРАЦИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ и идентичный ему ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ ПРИЕМ. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий, рисунков растений и животных или многоплановых диарам, где используются как фото и рисунки, так и макеты, чучела, натуральные материалы для улучшенной визуализации.

t1574339504as.jpgt1574339504at.jpgt1574339504au.jpg

Эффективен и КОММЕНТИРУЮЩИЙ ПРИЕМ. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату. Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Активно применяется и ПРИЕМ КОНТРАСТА.
Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

t1574339504av.jpg t1574339504aw.jpg t1574339504ax.jpg

Или же когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография или рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом.

Борис Васильевич Емельянов пишет: «В музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать ЛЕКЦИОННО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций». 

Желательно, все же не забывать про стандартные методические приемы и инновации, использовать их разнообразие… Чем больше приемов использует экскурсовод, тем ярче и привлекательней экскурсия, тем легче активизировать внимание экскурсанта и сделать экскурсию запоминающейся и эмоциональной.

Прием ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОНТАЖ. В исторических, искусствоведческих и литературных экскурсиях – использование отрывков из литературных произведений и документов, которые дают возможность все описанное представить зрительно.

Средством объединения многопланового содержания экскурсии в единое целое являются логические переходы (логические мостики).
В профессиональных экскурсиях должно быть как можно меньше формальных переходов, то есть фраз: «Пойдемте дальше», «Посмотрите налево», «А сейчас мы увидим» ...

Материал по отдельным объектам должен быть соединен в подтемы, которые с помощью логических переходов образуют единый текст экскурсии. Логические переходы могут быть выводом, обобщением, сравнением, дополнением; и они всегда должны вытекать из содержания рассказа у отдельного объекта.

Логические переходы должны быть содержательными. Рекомендуются следующие их варианты, построенные с помощью понятий:
1. Тождественных.
На природоведческой экскурсии по скверу Жукова г. Краснодар: между показом деревьев-реликтов:
Логический переход: Мы с вами познакомились с большим количеством деревьев и кустарников, большинство из которых редкие, но это не все, название дерева к которому мы сейчас подойдем вам известно, оно воспевалось поэтами, рисовалось художниками, но мало кто знает о том, что это тоже реликт, переживший ледниковый период……

Или: Лечебными свойствами обладает не только дуб курчавый, но и софора японская, это на территории России это дерево произрастает только у нас на Кубани и в Крыму.

Такие логические переходы характеризуются фразами «тоже»; «так же, как и ...»; «не только…, но и…»

2. Противоположных.
Логический переход: Маньчжурский орех прибыл в Краснодарский края издалека, но в парке есть деревья и естественного ареала произрастания. Одно из них сосна Крымская.

Или: Если в этой части Цемесской бухты не наблюдается ярко освещенных объектов и панорам – это не место для отдыха, то в пассажирском порту много ярких огней, наблюдается световая динамика – это и рабочее сердце города, и место для отдыха – торговый, лесной, рыбный и пассажирский порты.
3. Соотносительных.
Логический переход: Сосны не единственные вечнозеленые деревья, произрастающие в нашем городе и этом парке, осмотревшись, мы с вами можем различить разные виды туй, можжевеловые, ель. Предлагаю познакомиться в каждым деревом поближе.

Логический переход: Интерес у жителей и гостей города всегда вызывал величественный платан, мы проследуем к одному из самых старых деревьев в центре нашего города…

В качестве логического перехода рекомендуется использовать вопросно-ответный прием. Начиная изложение очередной подтемы, экскурсовод обращается к аудитории с вопросом и сам дает на него ответ.
Разработанные логические переходы являются активным элементом экскурсии.
Показателем удачно найденных логических переходов в экскурсии является отсутствие видимой усталости экскурсантов и, как следствие этого, неослабное внимание на всем маршруте.



Инновационные формы проведения образовательных музейных экскурсий.

«Театрализованная экскурсия»

«Экскурсия с использованием маршрутного листа»

«Квест – экскурсия»

«Анимационные программы»

«Флеш-моб» - экскурсия

Экскурсия «Музей в чемодане»

«Мастер-класс» для экскурсантов в музеи при проведении экскурсии.


Задачи инновационной деятельности в музейной педагогике.

- расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
- создание новой музейной аудитории и расширение пространства музея;
- сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;
- создание особого воспитательного пространства, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейные выставочные технологии для развития свободной, творческой, инициативной личности.

Использование технических средств.

t1574339504ay.jpgt1574339504az.jpgt1574339504ba.jpg

На фото примеры использования голограмм.

Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, кино- и видеоаппаратуры, средства для создания и визуализации голограмм и голографий, виарсредства и др.

С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы, диафильмы, голограммы и голографии. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной или видеозаписи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

Информационные технологии в работе музея.

t1574339504bb.jpgt1574339504bc.jpgt1574339504bd.jpgt1574339504be.jpg

Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

Создание и формирование электронных каталогов, форумов для общения между гостями интернет - страницы и активом музея. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды.

Включение музея в единую локальную сеть образовательного учреждения для переноса накопленной информации и размещение электронных материалов музея в интернет на веб-сайте учреждения или представление в сети собственного музейного сайта.

Создание обзорных виртуальных экскурсий по музею.

Интерактивные, проекционные и мультимедийные технологии в экспозиции.

t1574339504bf.jpgt1574339504bg.jpgt1574339504bh.jpg

На фото представлен музей ВОДЫ г. Санкт-Петербург.

Как отмечает Коваль С.В., соискатель учёной степени кандидата культурологии, специалист культурно-просветительского отдела «Музея истории города Хабаровска»: «Определив экскурсию как эффективную форму трансляции культурного опыта в музее истории города, важно отметить для экскурсовода необходимость соблюдения баланса между:

а) экскурсией как экскурсионным методом (то есть сочетающей образовательно-воспитательные функции культуры и презентацию экскурсионными методиками нематериального наследия),  и

б) экскурсией, эффективно «капитализирующей» музейное культурное наследие, продвигающей на рынке культурных услуг конкурентоспособный музейный продукт, согласно миссии данного музея включающую историчность пространства артефактов и эмоциональность в технологиях пространства образов, таких как «проживание» и чтобы «себя помнили»).

Исходя из того, что музейная экскурсия-услуга прежде всего «опирается» на подлинный предмет, интерпретированный в экспозиции, то такая «капитализация»  музейного культурного наследия будет конкурентоспособной из-за самого предмета.  Но так как музеи истории города музеи относительно молодые, в бывших музеях местного края (краеведческих музеях) такие предметы и экспозиции тоже есть. Таким образом, экскурсоводу музея истории города, который непосредственно «реализует»  услугу, так же необходимо создавать и уникальную (инновационную) интерпретацию, чтобы быть конкурентоспособным по отношению к краеведческому музею. Это достигается путём передачи духовных или нематериальных ценностей ушедших эпох в музейной интерпретации истории города.

Следовательно, в опоре на гуманитарное городское краеведение (семейные династии, выдающиеся личности города их биография и быт, городские сообщества),  можно выделить такие же выставки и экспозиции: историко-бытовые, историко-мемориальные, общественно-исторические,   «оживляющие» историко-культурные памятники города, доходные дома, старинные особняки. С учётом всех перечисленных требований, созданный экскурсоводом культурный продукт-услуга для музея истории города, может быть назван как художественно-документальная гуманитарно-краеведческая комплексная музейная экскурсия-занятие или «художественно-краеведческая музейная экскурсия».

Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, не меньшую роль играет его умение применять изученные приемы во всем их разнообразии. Сделать это можно только при профессиональном подходе и подготовке.









Список литературы.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2008.

Индисова Т.Г. Подготовка и проведение экскурсии. Методическое пособие; Великий Устюг -2016 г.;

Добрина Н.А. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.

Серебрякова В.Г. «Методика проведения музейной экскурсии» - методические рекомендации, ГБУ ДО Ростовской области ОЭЦУ, 2018 г. 10 с.

Требования к методической разработке экскурсии: Методич. рекомендации. – М.: Турист, 2009.

Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / под ред. Дукельского В.Ю. (отв. ред.). — Москва, 2010. – 199 с.

Музей в мире культуры. Мир культуры в музее / Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия 5–6 декабря 2013 г. — Труды СПбГИК. — 2015. – Т. 212 – 320 с

Государственный стандарт Российской Федерации. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 50690-94. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. N 180 Дата введения 1 января 1995 года.

Государственный стандарт Российской Федерации. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ И ЭКСКУРСАНТОВ
ГОСТ Р 50644-94. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32 Дата введения 1 июня 1994 года.

Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru

https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-turizme.

Международный научно-исследовательский журнал
https://research-journal.org/culture/forma-translyacii-kulturnogo-opyta-muzeya-v-sisteme-kultury-na-primere-muzeya-istorii-g-xabarovska/

«Методика проведения экскурсий (на примере Приморского края и г. Владивостока)» Автор - Авдуевская И.А. Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток статья 09.08.2017 г.
https://excursovod-ru.livejournal.com/342128.html

http://tourism.esrae.ru/8-9



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.