12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Марина Евгеньевна88
Россия, Саратовская обл., Саратов
1

Экспериментальная работа по проблеме: «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата»







Экспериментальная работа по проблеме: «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата»




Воспитатель средней группы

Щербакова М.Е.

















г. Саратов 2022 г.

Экспериментальная работа по проблеме: «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата»


Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает серьезную озабоченность в обществе и государстве. Результаты комплексных медицинских обследований, проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о высокой пораженности детей дошкольного возраста: лишь 10% из них признаны здоровыми.

Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

Основное направление в работе МБДОУ – коррекция нарушений опорно–двигательного аппарата. В соответствии с этим направлением коллектив МБДОУ решает задачи воспитательно-образовательной, коррекционной работы. Это дифференцированный подход к состоянию здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий – лечебная физкультура, массаж, использование здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема поиска инновационных форм работы с детьми, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, в МБДОУ является актуальной.

Цель экспериментальной работы заключается в обосновании инновационных форм работы с детьми, направленной на решение задач физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.


Методика и организация экспериментальной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ г.Саратова с участием 10 детей четырехлетнего возраста.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, используемых в МБДОУ, включили инновационные формы работы с детьми. При внедрении новой формы работы – «оздоровительно-игрового часа», учитывались:

- продолжительность и интенсивность двигательной активности;

- обогащение содержания и увеличение количества основных движений;

- индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений;

- ярко выраженная тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.

Основным приемом организации такого часа для детей младшего возраста является «игровой прием».

«Оздоровительно-игровой час» для детей данного возраста организует воспитатель после дневного сна. Его длительность 10-15 минут. Ведущая роль в данной форме работы с детьми принадлежит воспитателю. Организация оздоровительного часа предусматривает творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и другое. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей.

Другой инновационной формой физического развития детей стал «Час двигательного творчества», когда дети имеют возможность сами выбирать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.

Для «Часа двигательного творчества» используются разнообразные виды деятельности: от хорошо известных, знакомых детям подвижных игр, для совместной со взрослыми или сверстниками деятельности в сложно-организованном пространстве. «Час двигательного творчества» проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и активном участии инструктора по физической культуре, поощряется также участие родителей. Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.

В работу с детьми ввели «динамический час», который организуется воспитателем, инструктором по физической культуре на дневной прогулке. Его длительность составляет 15-20 минут. Содержание определяется в соответствии с возрастом. Упор был сделан на основной вид деятельности – игру.

Структура «динамического часа» состоит из 2-х частей:

оздоровительно-коррекционная разминка – подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки;

оздоровительно-развивающая – тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.

Число заданий в первой, второй части зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения «динамического часа».

Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений использовали образно-игровые сюжеты: «циркачи», «спортсмены». В зависимости от различных условий «динамический час» проводился по разным вариантам:

- игровые упражнения и подвижные игры;

- игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

- игровые упражнения, игры-эстафеты;

- игровые упражнения, хороводные игры.

В наиболее неблагоприятные погодные условия «динамический час» организовывался в спортивном зале при соблюдении температурного режима, в облегченной одежде. «Динамический час» проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Можно производить замену одной или нескольких структурных единиц с обязательным сохранением двигательной нагрузки и с учетом интересов детей и природно-климатических условий в день его проведения.




t1665411140aa.gif








План оздоровительно-игрового часа на месяц.


Дата

Вид деятельности

Время (мин.)

Основные движения

Оборудование

I неделя

- ходьба по канату с мешочком на голове, бег по кругу;

- игра «Поймай пушинку»;

- подвижная игра «Самолеты;

- упражнения в беге «змейкой».

3


3

5

3

равновесие


подпрыгивание

бег

бег

мешочки с песком


игрушка «пушинка»

конусы

II неделя

- ходьба на носках, приставным шагом, в стороны;

- игровое упражнение «Перепрыгни через ручеек»:

- подвижная игра «Перелет птиц»;

-игровое упражнение «Петушок».

4


3


5


3

ходьба


прыжки


бег


подпрыгивание


----


канат


маски птиц

шапочки петушков

III неделя

- упражнение в беге «По узенькой дорожке»;

- упражнение «Пролезь в обруч»;

- подвижная игра «Птички и кошка»;

- подвижная игра «Найди себе пару».

3


4


5


3

бег


лазанье


подпрыгивание, бег

бег, ориентировка в пространстве

канаты


обруч


маски кошки, птиц

платочки

IV неделя

- ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;

- прокатывание мяча друг другу;

- игровое упражнение «Кто дальше»;

- подвижная игра «Цветные автомобили».

4



3


3


5

ползание



катание


метание


бег

гимнастическая скамья


мячи


мешочки с песком


цветные рули


Результаты исследования

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп до начала эксперимента не выявил достоверных различий между ними (протоколы тестирования физической подготовленности детей). В течение месяца с экспериментальной группой проводились:

«Оздоровительный игровой час» в группе.

«Динамический час» на дневной прогулке.

«Час двигательного творчества» в спортивном зале.

По окончанию эксперимента в экспериментальной группе наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физической подготовленности, обусловленное вероятно, как естественными процессами роста и развития детей и естественным уровнем их двигательной активности, так и целенаправленным использованием инновационных форм работы с детьми.

Прирост показателей физической подготовленности детей опытных групп в процессе эксперимента (%)


t1665411140ab.png

Средний прирост показателей в контрольной группе - 12,6%.

Средний прирост показателей в экспериментальной группе – 15,5%.

Сравнительный анализ показателей, характеризующий физическую подготовленность детей опытных групп, после проведения эксперимента позволил выявить достоверные различия результатов во всех четырех контрольных упражнениях из четырех:

- в прыжке в длину с места;

- в упражнении «Рыбка»;

- в метании мяча;

- в статическом равновесии.

При этом дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы в результатах всех двигательных тестов.

Установлено, что использование инновационных форм работы с детьми, оказали более выраженное положительное влияние на уровень освоения двигательных умений. Это проявилось в снижении числа детей с ниже среднего уровнем освоения двигательных умений от 11% до 0% в экспериментальной группе и с увеличением числа детей со средним уровнем от 16,5% до 24,7% и высоким уровнем от 8,2% до 37,2% освоения двигательных умений. В то время как в контрольной группе количество детей с ниже среднего уровнем освоения двигательных умений снизилась с 11% до 4%, а количество детей со средним уровнем освоения двигательных умений увеличилось с 24% до 58%, с высоким уровнем – с 8,3% до 12,5%.

t1665411140ac.gif


t1665411140ad.png


Вывод: внедрение здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ, инновационных форм работы с детьми, позволило повысить уровень освоения двигательных умений, а также без увеличения нагрузки детям была предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволило реализовать главную их потребность – потребность в движении.

Таким образом, используемые инновационные формы работы обеспечивают решение задач физического воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Исходный уровень физического развития детей взят на основании «Общероссийской системы мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи» (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 года № 916).


Протокол тестирования физической подготовленности детей средней группы (контрольная группа) МБДОУ  г.Саратова


п\п



Ф.И. ребенка

Результаты (оценка)


Средний балл

Прыжок в длину с места (см)

Упражнение «рыбка» (сек)

Метание

мяча (м)

Статическое равновесие на одной ноге (сек)

1.

Абрамян Каролина

55/2

15/4

3,0/4

6/4

3,5

2.

Винокуров Александр

45/2

12/3

2,5/3

3/3

2,8

3.

Ильин Артем

55/3

15/4

2,7/3

5/4

3,5

4.

Левина Кира

----

15/4

3,0/4

6/4

4,0

5.

Соснаускас Кирилл

45/2

10/3

2,0/3

5/4

3,0


Итого:





3,4


Протокол тестирования физической подготовленности детей средней группы (контрольная группа) МБДОУ  г.Саратова


п\п



Ф.И. ребенка

Результаты (оценка)


Средний балл

Прыжок в длину с места (см)

Упражнение «рыбка» (сек)

Метание

мяча (м)

Статическое равновесие на одной ноге (сек)

1.

Абрамян Каролина

60/3

17/4

3,5/4

6/4

3,8

2.

Винокуров Александр

50/3

13/3

2,8/4

4/3

3,3

3.

Ильин Артем

60/4

17/4

3,0/4

5/3

3,8

4.

Левина Кира

----

18/4

3,5/4

7/4

4,0

5.

Соснаускас Кирилл

50/3

11/3

2,3/3

6/4

3,5


Итого:





3,7


Протокол тестирования физической подготовленности детей средней группы (экспериментальная группа) МБДОУ  г.Саратова


п\п



Ф.И. ребенка

Результаты (оценка)


Средний балл

Прыжок в длину с места (см)

Упражнение «рыбка» (сек)

Метание

мяча (м)

Статическое равновесие на одной ноге (сек)

1.

Добина Мария

55/3

17/4

2,2/3

6/4

3,5

2.

Егоров Владимир

68/4

13/3

3,0/4

5/3

3,5

3.

Шпак Данила

55/3

14/3

2,5/3

4/3

3,0

4.

Саченкова Валерия

60/4

18/4

3,5/4

5/3

3,8

5.

Кириченко Ярослав

65/4

18/4

3,0/4

5/3

3,5


Итого:





3,4

Протокол тестирования физической подготовленности детей средней группы (экспериментальная группа) МБДОУ  г.Саратова


п\п



Ф.И. ребенка

Результаты (оценка)


Средний балл

Прыжок в длину с места (см)

Упражнение «рыбка» (сек)

Метание

мяча (м)

Статическое равновесие на одной ноге (сек)

1.

Добина Мария

65/4

20/5

2,6/3

7/4

4,0

2.

Егоров Владимир

75/5

15/4

3,5/4

6/4

4,1

3.

Шпак Данила

65/4

20/5

3,0/4

4/3

4,0

4.

Саченкова Валерия

68/4

20/5

4,0/5

6/4

4,5

5.

Кириченко Ярослав

73/5

20/5

3,6/4

6/4

4,5


Итого:





4,2

Темпы прироста физических качеств детей средней группы МБДОУ  г.Саратова в ходе экспериментальной работы (контрольная группа)



п\п



Ф.И. ребенка

Прыжок в длину с места

%

Упражнение «рыбка» %

Метание

мяча

%

Статическое равновесие

%

Средний показатель

1.

Абрамян Каролина

8,7

12,5

15,3

0

12,2

2.

Винокуров Александр

10,5

8,0

11,1

15,3

11,2

3.

Ильин Артем

8,7

12,5

10,3

0

10,5

4.

Левина Кира

----

18,2

15,3

15,4

16,3

5.

Соснаускас Кирилл

10,5

9,5

13,6

18,2

13


Итого:

9,6

12,1

13,1

16,3

12,6

Темпы прироста физических качеств по В.И. Усакову – 12,6% - хорошие. Причины прироста: естественный рост и система физического воспитания.


Темпы прироста физических качеств детей средней группы МБДОУ  г.Саратова в ходе экспериментальной работы (экспериментальная группа)



п\п



Ф.И. ребенка

Прыжок в длину с места

%

Упражнение «рыбка» %

Метание

мяча

%

Статическое равновесие

%

Сред-ний показатель

1.

Добина Мария

16,7

16,2

16,7

15,4

16,3

2.

Егоров Владимир

9,8

14,3

15,2

18,2

14,4

3.

Шпак Данила

16,7

21,1

17,9

0

18,6

4.

Саченкова Валерия

12,5

10,5

13,2

18,2

13,6

5.

Кириченко Ярослав

11,6

10,5

18,2

18,2

14,6


Итого:

13,5

14,5

16,2

17,5

15,5

Темпы прироста физических качеств по В.И. Усакову – 15,5 % - отличные. Причины прироста: целенаправленное использование естественных сил природы и физических упражнений.

t1665411140ae.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.