Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Коррекция развития»

4
1
Материал опубликован 21 January 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»



















Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«Коррекция развития»

для обучающихся 1-4 классов









Составители программы:

Сизова Екатерина Александровна











Шахтерск

2019 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

ограничена предметно-практическая деятельность;

недостаточное развитие предметного восприятия;

затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь; Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. В связи с этим возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей программы, которая будет способствовать развитию сенсорно-перцептивных и познавательных процессов, произвольной сферы, развитие произвольной регуляции собственной деятельности.

Общая характеристика программы

В соответствии с Государственным образовательным стандартом Начального общего образования и согласно примерному учебному плану по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрена коррекционно – развивающая область «Коррекция развития».


Рабочая программа разработана в соответствии и на основе:

Конституции Донецкой Народной Республики (статья 36);

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статьи 5, 31, 76);

Закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного благополучия» (принят Постановлением Народного Совета ДНР 10.04. 2015 года (Постановление № 40-IHC );

Государственного образовательного стандарта начального общего образования ( от 25 июля 2018 года № 665);

Концепции инклюзивного образования, утвержденная Приказом МОН ДНР от 11.04.2018 г. № 318.

Адаптированной рабочей программы «Сенсорное развитие» (автор Дьяченко С.И.), Российская Федерация, г.Ильинов.


Общая цель коррекционно-развивающей работы – создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения основных образовательных программ начального общего образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;

коррекция должна быть направлена на развитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;

коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства;

коррекционно-развивающая помощь должна начинаться с момента постановки диагноза ребенку.

Цель коррекционно-развивающих занятий– развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

выявление особых образовательных потребностей обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

создание условий для развития сохранных функций, путем развития сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы обучающихся;

формирование положительной мотивации к обучению;

снижение эмоционального и мышечного напряжения.

стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики.

Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных принципах. К основополагающими принципами можно отнести следующие:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы:

1. этап. Входная диагностика.

До проведения коррекционно-развивающей работы рекомендуется осуществить диагностику с помощью следующих методик:

Диагностика психомоторных функций (Графический тест, теппинг-тест);

Диагностика познавательных процессов и интеллектуальных функций  (Корректурная проба Бурдона, тест «Недостающие детали», таблицы Шульте, тест Векслера);

Диагностика эмоционально-мотивационной сферы (Личностный опросник Айзенка, тест Люшера).

2 этап. Реализация программы коррекционно-развивающей работы.

3 этап. Итоговая диагностика. Проводится для проверки эффективности программы с помощью следующих методик:

Диагностика психомоторных функций (Графический тест, теппинг-тест);

Диагностика познавательных процессов и интеллектуальных функций  (Корректурная проба Бурдона, методика «Исключение лишнего», «Пиктограммы», таблицы Шульте, тест Векслера);

Категория участников: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Срок реализации программы – 1 год.

Программа рассчитана на 35 часов.

Общее количество занятий – 35.

Продолжительность одного занятия – 45 мин.

Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.

Занятия проходят в индивидуальной форме.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия. Позволяет настроить обучающихся на рабочий лад и создать атмосферу доверия и принятия.

2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние обучающегося, уровень его активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать обучающегося, поднять его настроение; или, напротив, снять эмоциональное возбуждение.

3. Основное содержание занятия - совокупность коррекционно-развивающих упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Методы и технологии, используемые в занятиях:

Релаксационные методы;

Психофизиологические методики;

Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т.д;

Игровые технологии;

Информационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Данная программа рекомендована к использованию в работе педагогами-психологами общеобразовательных организаций.


Планируемые результаты освоения курса


Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости

Обучающиеся должны знать:

кинезиологические упражнения;

правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.

Обучающиеся должны уметь:

владеть карандашом, ручкой, кистью;

раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;

конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;

прекращать движение в нужной точке;

рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;

согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

выполнять творческие работы из пластилина по образцу;

конструировать несложные предметы без опоры на образец;

точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;

выполнять выразительные движения;

выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

выполнять пальчиковые упражнения;

выполнять графические работы под диктовку;

принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;

самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;


Тактильно-двигательное восприятие

Обучающиеся должны знать:

- специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.

Обучающиеся должны уметь:

- определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, объему) и называть их;

- делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;

- определять материал, из которого сделан предмет;

- путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.


Восприятие особых свойств предметов

Обучающиеся должны знать:

- особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);

- продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);

- основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.

Обучающиеся должны уметь:

- различать простые запахи (приятные - неприятные);

- сравнивать и различать разные вкусы;

- определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).


Восприятие формы, величины, цвета

Обучающиеся должны знать:

наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);

оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;

основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;

разные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).

Обучающиеся должны уметь:

чертить основные геометрические фигуры;

выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;

определять на ощупь величину предметов;

анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

использовать цвет по назначению;

сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине;

определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.


Восприятие временных отношений

Обучающиеся должны знать:

меры времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели;

единицы измерения времени (сут.,нед., мес.);

часы, их составляющие (циферблат, стрелки);

Обучающиеся должны уметь:

определять времени по часам (с точностью до 1 часа).

соотносить времена года с названиями месяцев.


Развитие зрительного восприятия

Обучающиеся должны знать:

правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.

Обучающиеся должны уметь:

выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;

узнавать предмет по части;

выделять предмет из группы;

определять картинку к заданному эталону;

находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;

делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.


Развитие слухового восприятия

Обучающиеся должны знать:

шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

Обучающиеся должны уметь:

различать речевые и неречевые звуки;

выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;

сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

различать характер мелодии (веселая – грустная).


Восприятие пространства

Обучающиеся должны знать:

понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.

Обучающиеся должны уметь:

ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;

обозначать словом направления движения;

располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;

словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);

сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

определение времени по часам;

описания предметов окружающей действительности;

обогащения чувственного опыта у детей.


Содержание программы


Развитие моторики, графо-моторных навыков

      Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

      Тактильно-двигательное восприятие

      Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

      Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

      Кинестетическое и кинетическое развитие

      Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

      Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

      Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

      Развитие зрительного восприятия

      Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

      Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

      Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

      Развитие слухового восприятия

      Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

      Восприятие пространства

      Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

      

Восприятие времени

      Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).



Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов, отводимое на усвоение каждой темы

1 класс

Входная диагностика

2 ч

Развитие моторики и графомоторных навыков

8 ч

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

12 ч

Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности

4 ч

Восприятие пространства и времени

4 ч

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

4 ч

Итоговая диагностика

2 класс

Входная диагностика

2 ч

Развитие моторики и графомоторных навыков

8 ч

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

12 ч

Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности

4 ч

Восприятие пространства и времени

4 ч

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

4

Итоговая диагностика

1 ч

3 класс

Входная диагностика

2 ч

Развитие моторики и графомоторных навыков

8 ч

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

12 ч

Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности

4 ч

Восприятие пространства и времени

4 ч

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

4 ч

Итоговая диагностика

1 ч

4 класс

Входная диагностика

2 ч

Развитие моторики и графомоторныхнавыков

8 ч

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

12 ч

Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности

4 ч

Восприятие пространства и времени

4 ч

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

4 ч

Итоговая диагностика

1 ч




Учебно-методическое обеспечение

1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.

Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.

Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - ЯР.: Академия Развития, 1997.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я..Развитие сенсорной сферы детей.– М.: Просвещение, 2011.

Митеева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. – 120 с.

Хилтунен Е. Упражнения с монтессори – материалом. – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.

https://psichologvsadu.ru/rabota-psikhologa-s-detmi-s-ovz/programmy-raboty-psikhologa-s-detmi-ovz/539-programma-s-rebenkom-zaderghko-psichicheskogo-razvitiya-dzp-zpr

https://studfiles.net/preview/1668159/























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Содержательный и полезный ресурс! Благодарю!

21 January 2021

Похожие публикации