Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Коррекция развития»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»
Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
«Коррекция развития»
для обучающихся 1-4 классов
Составители программы:
Сизова Екатерина Александровна
Шахтерск
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).
ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.
Двигательные нарушения:
ограничена предметно-практическая деятельность;
недостаточное развитие предметного восприятия;
затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь; Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. В связи с этим возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей программы, которая будет способствовать развитию сенсорно-перцептивных и познавательных процессов, произвольной сферы, развитие произвольной регуляции собственной деятельности.
Общая характеристика программы
В соответствии с Государственным образовательным стандартом Начального общего образования и согласно примерному учебному плану по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрена коррекционно – развивающая область «Коррекция развития».
Рабочая программа разработана в соответствии и на основе:
Конституции Донецкой Народной Республики (статья 36);
Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статьи 5, 31, 76);
Закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного благополучия» (принят Постановлением Народного Совета ДНР 10.04. 2015 года (Постановление № 40-IHC );
Государственного образовательного стандарта начального общего образования ( от 25 июля 2018 года № 665);
Концепции инклюзивного образования, утвержденная Приказом МОН ДНР от 11.04.2018 г. № 318.
Адаптированной рабочей программы «Сенсорное развитие» (автор Дьяченко С.И.), Российская Федерация, г.Ильинов.
Общая цель коррекционно-развивающей работы – создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения основных образовательных программ начального общего образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
коррекция должна быть направлена на развитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства;
коррекционно-развивающая помощь должна начинаться с момента постановки диагноза ребенку.
Цель коррекционно-развивающих занятий– развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
выявление особых образовательных потребностей обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
создание условий для развития сохранных функций, путем развития сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы обучающихся;
формирование положительной мотивации к обучению;
снижение эмоционального и мышечного напряжения.
стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики.
Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных принципах. К основополагающими принципами можно отнести следующие:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы:
1. этап. Входная диагностика.
До проведения коррекционно-развивающей работы рекомендуется осуществить диагностику с помощью следующих методик:
Диагностика психомоторных функций (Графический тест, теппинг-тест);
Диагностика познавательных процессов и интеллектуальных функций (Корректурная проба Бурдона, тест «Недостающие детали», таблицы Шульте, тест Векслера);
Диагностика эмоционально-мотивационной сферы (Личностный опросник Айзенка, тест Люшера).
2 этап. Реализация программы коррекционно-развивающей работы.
3 этап. Итоговая диагностика. Проводится для проверки эффективности программы с помощью следующих методик:
Диагностика психомоторных функций (Графический тест, теппинг-тест);
Диагностика познавательных процессов и интеллектуальных функций (Корректурная проба Бурдона, методика «Исключение лишнего», «Пиктограммы», таблицы Шульте, тест Векслера);
Категория участников: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на 35 часов.
Общее количество занятий – 35.
Продолжительность одного занятия – 45 мин.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.
Занятия проходят в индивидуальной форме.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия. Позволяет настроить обучающихся на рабочий лад и создать атмосферу доверия и принятия.
2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние обучающегося, уровень его активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать обучающегося, поднять его настроение; или, напротив, снять эмоциональное возбуждение.
3. Основное содержание занятия - совокупность коррекционно-развивающих упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Методы и технологии, используемые в занятиях:
Релаксационные методы;
Психофизиологические методики;
Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т.д;
Игровые технологии;
Информационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Данная программа рекомендована к использованию в работе педагогами-психологами общеобразовательных организаций.
Планируемые результаты освоения курса
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости
Обучающиеся должны знать:
кинезиологические упражнения;
правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.
Обучающиеся должны уметь:
владеть карандашом, ручкой, кистью;
раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;
конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
прекращать движение в нужной точке;
рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;
согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;
выполнять выразительные движения;
выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
выполнять графические работы под диктовку;
принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;
самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;
Тактильно-двигательное восприятие
Обучающиеся должны знать:
- специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, объему) и называть их;
- делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;
- определять материал, из которого сделан предмет;
- путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.
Восприятие особых свойств предметов
Обучающиеся должны знать:
- особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);
- продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);
- основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.
Обучающиеся должны уметь:
- различать простые запахи (приятные - неприятные);
- сравнивать и различать разные вкусы;
- определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).
Восприятие формы, величины, цвета
Обучающиеся должны знать:
наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);
оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;
основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;
разные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).
Обучающиеся должны уметь:
чертить основные геометрические фигуры;
выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;
определять на ощупь величину предметов;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
использовать цвет по назначению;
сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине;
определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Восприятие временных отношений
Обучающиеся должны знать:
меры времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели;
единицы измерения времени (сут.,нед., мес.);
часы, их составляющие (циферблат, стрелки);
Обучающиеся должны уметь:
определять времени по часам (с точностью до 1 часа).
соотносить времена года с названиями месяцев.
Развитие зрительного восприятия
Обучающиеся должны знать:
правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.
Обучающиеся должны уметь:
выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;
узнавать предмет по части;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
Развитие слухового восприятия
Обучающиеся должны знать:
шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.
Обучающиеся должны уметь:
различать речевые и неречевые звуки;
выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
различать характер мелодии (веселая – грустная).
Восприятие пространства
Обучающиеся должны знать:
понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;
обозначать словом направления движения;
располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;
словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);
сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;
определение времени по часам;
описания предметов окружающей действительности;
обогащения чувственного опыта у детей.
Содержание программы
Развитие моторики, графо-моторных навыков
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов, отводимое на усвоение каждой темы |
1 класс | |
Входная диагностика | 2 ч |
Развитие моторики и графомоторных навыков | 8 ч |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 ч |
Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности | 4 ч |
Восприятие пространства и времени | 4 ч |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 ч |
Итоговая диагностика | 1ч |
2 класс | |
Входная диагностика | 2 ч |
Развитие моторики и графомоторных навыков | 8 ч |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 ч |
Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности | 4 ч |
Восприятие пространства и времени | 4 ч |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 |
Итоговая диагностика | 1 ч |
3 класс | |
Входная диагностика | 2 ч |
Развитие моторики и графомоторных навыков | 8 ч |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 ч |
Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности | 4 ч |
Восприятие пространства и времени | 4 ч |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 ч |
Итоговая диагностика | 1 ч |
4 класс | |
Входная диагностика | 2 ч |
Развитие моторики и графомоторныхнавыков | 8 ч |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 ч |
Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности | 4 ч |
Восприятие пространства и времени | 4 ч |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств | 4 ч |
Итоговая диагностика | 1 ч |
Учебно-методическое обеспечение
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - ЯР.: Академия Развития, 1997.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я..Развитие сенсорной сферы детей.– М.: Просвещение, 2011.
Митеева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. – 120 с.
Хилтунен Е. Упражнения с монтессори – материалом. – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.
https://studfiles.net/preview/1668159/
Кияйкина Наталья Федоровна