Проект «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии (слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата)»

0
0
Материал опубликован 28 November 2017

Проект

«Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии (слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата)»

Выполнила :

Алимбаева А.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

I.Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии (слуха,речи,зрения,опорно-двигательного аппарата )………………………………………………………………………..5

1.1Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии зрения...............................…………………………...5

1.2 Дети с тяжёлыми нарушениями речи…….………………………………...8

1.3Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата …………………11

1.4 Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии слуха…....................................……………………..13

II. Научно-практическая часть……………………………………………..15

2.1 Методы обучения детей с нарушением зрения…………………………..15

2.2Методы, формы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата ………………………17

2.3 Чем обеспечивается результативная коррекционно — педагогическая работа в школе с детьми с нарушениями слуха?……………………………..20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………………24

Приложение……………………………………………………………………25

Введение

Закон РК «Об образовании» гарантирует получение образования каждому ребенку, что подтверждает возможность широкого внедрения данной модели включения детей с особыми потребностями в образовательный процесс массовой школы.

Анализ количественного состава детей с ограниченными возможностями позволил определить их количество по каждой категории: неслышащие – 1092, слабослышащие, позднооглохшие - 1175, незрячие – 936, слабовидящие – 256,

с нарушением двигательного аппарата - 895,

с тяжелыми нарушениями речи – 1866,

с легкой умственной отсалостью – 5895,

с умеренной умственной отсталостью – 1463,

с задержкой психического развития – 1910 .

(Источник: Данные управлений образования областей и гг. Астаны, Алматы)

Детей с различными нарушениями здоровья становиться больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальные условия, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными потребностями, их интеграцию в образовательную среду и социализацию.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие как:

-ухудшение экологической обстановки

- рост детского травматизма

- патология беременности и родов

- отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни

- высокий уровень заболеваемости родителей

- неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.Цель:

Сформировать представления об особенностях коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата

Задачи:

Изучить особенности коррекционно-педагогической работы .Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы при различных нарушениях

Актуальность:

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым

годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных

учреждениях специальные условия, обеспечивающих формирование

доступной среды для детей с ограниченными потребностями, и интеграцию в образовательную среду и социализацию.

Гипотеза:

Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями будет наиболее эффективным через успешную интеграцию в образовательный процесс массовой школы.

I.Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии (слуха,речи,зрения,опорно-двигательного аппарата )

1.1Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии зрения.

С каждым годом растет численность слабовидящих детей. Чаще всего нарушения зрения сопутствуют двигательные нарушения.

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного и подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться. По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на: врожденные, наследственные, приобретенные. Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста.

Чем раньше начаты систематические коррекционные занятия, тем больше вероятность восстановления зрительных функций к школьному возрасту.

Увеличение числа детей с тяжелой врожденной зрительной патологией, не получивших своевременного лечения и тифлопедагогической помощи, становится основной причиной появления в дальнейшем слабовидящих дошкольников и школьников с сочетанной патологией.

Ощущения бывают: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, температурные. При зрительной патологии все вышеперечисленные являются компенсаторными.

Восприятие.

Легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов

Значительно сложнее осуществляется:

восприятие объемных предметов,

различия расстояния между ними,

восприятия красного, зеленого и синего цветов

Внимание

снижены устойчивость иобъём внимания

трудность переключения

рассеянность внимания в период ношения окклюзии(закрытие одного глаза)

слабая концентрация

Память

быстрое забывание

отсутствие сосредоточенности

рассеянность

скорость запоминания

точность запоминания

Мышление

затруднения:

при анализе, синтезе, сравнении, классификации

Личность

Большая роль в формировании психических процессов у детей с нарушением зрения принадлежит социальному окружению.

Учитывая все эти особенности можно выделить ряд задач педагогического сопровождения:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка

- оказание помощи ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания социализации

- психологическое обеспечение образовательных программ

- развитие психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов

Решить эти задачи возможно только при комплексном подходе всех участников образовательного процесса, включая и мед работника который будет вести диагностику здоровья ребенка и родителей.

Для успешной организации процесса обучения нужно:

активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;

обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.

Обучить ребенка перцептивным действиям (рассматривание, ощупывание);

Сформировать представления о сенсорных эталонах;

Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.

При работе с детьми с ослабленным зрением есть многое количество приборов, которые помогут учащимся в образовательном процессе.

для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;

для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;

для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

В нашей школе обучается ребенок с ослабленным зрением. На данных курсах я поняла, что работа с данным ребенком в нашем коллективе была построена не совсем правильно. Поэтому я поставила перед собой задачу - наладить взаимосвязь между специалистами школы в работе с данным ребенком, вести мониторинг коррекции. Буду рекомендовать технические средства обучения ребенку при чтении текстов.

Что мы используем в своей работе с детьми с нарушением зрения.Использование перфокарт «На что похоже?» (предмет и его форма)

В этих случаях используются в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду: «Какой по счету?», «Назови все желтые предметы», «Перечисли только овощи» и т.д.

Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки - в разделе предложно-падежного управления при использовании предлогов. Ведь только при точном понимании и использовании ребенком в речи предлогов (из, над, под, на, из-за, с(со), из-под, к) и таких понятий, как «выше — ниже», «дальше — ближе», «слева — справа», «близко — далеко», можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.

Неваляшка ДАЛЕКО, а мячик БЛИЗКО

Преобразование фигур, букв.Определение пространственных соотношений элементов букв

Узнавание контурных, силуэтных, точечных изображений предметов; узнавание и называние стилизованных предметов

«Спрятанные изображения»;

«Перевернутые изображения»;

«Найди отличия»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.2 Дети с тяжёлыми нарушениями речи

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучении

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

психолого-педагогические особенности детей с ТНР Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи . ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии

Этапы логопедического воздействия при дизартрии Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

Логопедическое воздействие при открытой ринолалии Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

В дооперационный период: Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

В послеоперационный период: Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

Специфические виды работы в послеоперационном периоде: Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

Нарушения темпо-ритмической организации речи . ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания: ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Медицинские препараты Лечебные процедуры ЛФК Психотерапия КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия

Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.3Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата

Основные направления коррекционной работы на уроке предусматривают:

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями в ОДА (опорно –двигательном аппарате) это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах, поэтому для каждого учащегося определяется индивидуальная программа обучения с учетом зоны ближайшего развития.

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития». Перед тем как начать работу с таким ребенком необходимо проконсультироваться с родителями ребенка, психологом, при необходимости с врачом.

Основная коррекционная задача, которую должен ставить перед собой каждый педагог, работающий с такими детьми – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка  к равноценному участию детей в различных видах деятельности. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

1.4 Особенности корекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии слуха

(Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.

Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.

Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира.

Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ООП на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Перед вами слайд в котором отражены общиепонятия, формы , виды. Данного диагноза

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук.

Вызывается широким спектром биологических и экологических факторов. Причинами могут быть заболевания внутреннего уха и слухового нерва, воспаление среднего уха или некоторые инфекционные болезни — менингит, грипп и др.; иногда — травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций. Кроме того, глухота бывает врождённая или приобретённая.

Нарушение слуха делится на две большие категории в зависимости от того, какая часть уха повреждена. Нарушение слуха также может быть на одном ухе и бинауральным, то есть на обоих ушах.

Причины нарушения

Долговременное воздействие шума

Генетическое нарушение слуха

Митохондриальные заболевания:

o Наследуемый по материнской линии синдром диабета и глухоты

o Синдром MELAS

Потери слуха, вызванные заболеваниями

Медикаментозное нарушение слуха

Проводящая потеря слуха

Сегодня мы должны стремиться к тому, чтобы дети с таким диагнозом учились в массовых детских учреждениях.

Родители глухих и слабослышащих детей выбирают обучение в массовых школах по различным причинам:

- отсутствием достаточной информации о системе специального обучения ребенка с нарушением слуха;

- престижностью пребывания ребенка с нарушением слуха в школе;

- объективной оценкой готовности ребенка с нарушением слуха к обучению в школе;

- нежеланием отправлять ребенка в интернатное учреждение.

Выбор родителей, независимо от конкретных мотивов, достоин понимания и уважения


 

II. Научно-практическая часть

2.1 Методы обучения детей с нарушением зрения


 

словесные,

наглядные,

практические,

репродуктивные,

объяснительно-иллюстративные,

проблемные и другие

Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.

Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния

Развитие тактильно - кинестетического восприятия

Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей

Игры на умение различать цвет:

«Назови, что красное, синее, зеленое»,

«Разноцветные странички»,

«Составь узор по образцу»,

«Что изменилось»,

«Найди каждому свой цвет»,

«Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»

Игры на дифференциацию величины предметов:

«Что больше, что меньше»,

«Составь пирамидку»,

«Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте»,

«Сравни, что выше, больше, толще, меньше»

«Тяжелый-легкий»

«Составление рядов»

Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме:

«Расставь фигуры на свои места»,

«Подбери фигуры, соответствующие формам»,

«Найди пару»,

«Танграм»,

«Разрезные картинки»;

«Сложи узор»;

«Найди конструкции такой же формы».

Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия

«Тихо-громко»

«Кто позвал»

«Угадай на чем играю»

«Иди на звук»

«Где звучит?» - близко-далеко

«Что шумит?»

Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса:

«Определи предмет по запаху»

«Вспомни, как они пахнут»

«Коробочки с запахами»

«Определи на вкус»

«Назови вкус продуктов»

Игры и упражнения на развитие тактильно - кинестетического восприятия:

«Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т.д.)

«Из чего сделано»

«Узнай и назови» - «Чудесный мешочек»

«Узнай плоскую и объемную фигуру»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.2Методы, формы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата

Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития детей, а также задачами, стоящими перед специальным педагогом.

Основными принципами, определяющими систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на детей с двигательными нарушениями, являются следующие:

Комплексный характер коррекционно-развивающей работы, предусматривающий постоянный учет взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Раннее начало последовательного, поэтапного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции.

Учет индивидуального уровня развития ребенка.

Ежедневный учет психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок (объема и характера проводимых с ним занятий).

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов.

 Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

В образовательных учреждениях используются следующие методы:

Практические методы и приемы обучения:

Постановка практических и познавательных задач;

Целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения.

Дидактические игры;

Создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

речевая инструкция, беседа, описание предмета;

указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Обучение ориентировке в схеме собственного тела

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического, чувственного опыта детей;

формирование умения определять пространственные направления правое- левое, направо- налево, справа- слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширение активного словарного запаса пространственной терминологией.

Формы работы педагогов с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата : индивидуальные, групповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.

Интеграция ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет успешна при условии или при наличии:

- учета психофизических особенностей детей с двигательной патологией;

- специально приспособленного здания;

- специальной мебели;

специальных приспособлений для обучения;

- соблюдения ортопедического, двигательного режима и режима нагрузок.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата должна строиться дифференцированно. С учетом необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции нарушений развития у детей с ДЦП, психолого-педагогическую работу следует проводить на фоне восстановительного лечения (медикаментозных средств, массажа, ЛФК, физиотерапии).

Важным направлением работы является включение семьи ребенка с двигательной патологией в реабилитационный процесс и поэтапное обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям. Следует знакомить родителей с особенностями развития детей, сформировать у них адекватные способы взаимодействия с ребенком, помогать организовать среду (быт, воспитание), которая максимальным образом стимулировала бы развитие ребенка, сглаживала негативное влияние заболевания на его психическое развитие.

У родителей постепенно необходимо сформировать систему как теоретических знаний, так и практических умений и навыков общения, обучения и воспитания детей, адекватной оценки возможностей и перспектив развития ребенка.

Для детей с нарушениями двигательной сферы характерны несформированность зрительно-моторной координации (несогласованной работой руки и глаза), которая особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда ребёнок следит глазом за пальцем, которым определяется последовательность букв, слогов, слов. Такие учащиеся часто не в состоянии удерживать рабочую строку при чтении и письме, поскольку соскальзывают с одной строки на другую. В результате они не понимают смысла прочитанного, не могут проверить то, что они написали, на уроках трудового обучения  таким детям трудно правильно  расположить материал, прикрепить выкройку, стойкие затруднения вызывают конструирование, овладение навыками самообслуживания. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны, в сложении целого из частей. Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе изучения математики: при изучении состава числа дети не могут представить его в виде отдельных групп предметов. Для коррекции этих нарушений педагогом должен подбираться индивидуальный объем и способы выполнения задания, учитываются двигательные нарушения, быстрая утомляемость, варьируются формы выполнения задания: используются карточки, разлинованные альбомы, прописывание по карандашу, применение приёма письма «рука в руке». Часто мы используем коррекционные задания на раскрашивание клеток карандашами разного цвета, штриховку, обводку рисунка по точкам, «зеркальное рисование», шнуровку, работу с шаблонами и трафаретами. При обучении чтению нами используются специальные закладки с прорезями, позволяющими фиксировать слово, строку, предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Коррекционная работа в данном случае направлена на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.3 Чем обеспечивается результативная коррекционно — педагогическая работа в школе с детьми с нарушениями слуха?

Высокая результативность коррекционной работы в школе обеспечивается созданием определенных условий:

Наличие высококвалифицированных специалистов-сурдопедагогов;

Доверие учителю в составлении вариативных программ коррекционно-развивающего воспитания учащихся;

Педагогическое изучение сложной структуры первичного недостатка и индивидуальных особенностей развития каждого ученика.

Глухие и слабослышащие дети, обучающиеся в массовом учреждении, должны одновременно находиться под патронатом специальных служб помощи и поддержки. Эти службы (психолого-медико-педагогические консультации, психолого-педагогические медико-социальные центры, сурдологическиецентры, предоставляют детям коррекционную помощь: коррекция произношения, развитие слухового восприятия, работа над экспрессивной и импрессивной речью. Помощь должна быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционных занятий.

Все зависит от конкретных нужд каждого ребенка. Бесспорным является одно: отсутствие коррекционной поддержки (особенно в младших классах) не позволит максимально реализовать реабилитационный потенциал неслышащего ученика, интегрированного в массовую школу, что создаст для него серьезные проблемы в получении полноценного образования наравне со слышащими одноклассниками.

При работе с детьми, имеющими проблемы в обучении, значительную роль играют классные руководители, функции которых в связи с организацией специальной поддержки расширяются. При этомдеятельность классного руководителя включает 4 вида помощи:

1. Помощь учащимся в организации работы в рамках учебного процесса:

- организация и контроль за посещением уроков в соответствии с рас-

писанием, требование к дисциплине на уроках и во внеурочном процессе и т. д.;

- обеспечение основной и дополнительной (для коррекционных занятий) учебной литературой;

- организация экспертной оценки успехов в динамике учебного процесса;

- контроль за ведением классной документации (журнал, личные дела); - защита интересов класса и каждого ребенка перед администрацией школы.

2. Индивидуальная работа с учащимися:

- педагогическая диагностика и коррекционная работа;

- сотрудничество с ППМС-центром по сопровождению учащихся; помощь ученикам и учителям в разрешении учебных конфликтов.

3. Формирование и развитие детского коллектива:

- работа по формированию положительных межличностных отношений;

- обеспечение благоприятной и безопасной внешней среды; организация участия класса в общешкольных делах (праздники, конкурсы, спортивные игры, олимпиады, состязания).

4. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся:

- проведение родительских собраний с обсуждением успехов и трудностей учащихся;- индивидуальные консультации с родителями детей; информирование родителей об успешности обучения учащихся;- проведение с родителями совместных мероприятий; привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;- установление контактов родителей с ППМС-центром. Одной из задач школы - помочь учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди учащихся.

В своей практике я работала с девочками,с диагнозом частичная потеря слуха. (с сохранным интеллектом) обучавшиеся с 5 класса в школе по общеобразовательной программе. Хотелось бы поделиться небольшим опытом работы.

Будучи учителем русского языка и литературы, думаю что ведущую роль в обучении словесной речи глухих учащихся отводится урокам чтения, развития речи и грамматики.

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая языку, школа дает возможность сделать их равноправными членами общества, адаптироваться в нем.Овладев словесной речью, может вступать в более широкие и разнообразные связи с людьми, с обществом, может продолжать образование и совершенствовать свои знания. Глухим учащимся чрезвычайно трудно оформлять свою речь грамматически правильно. Находясь в условиях очень ограниченного речевого общения, глухой не пользуется изменением слов в самостоятельной речи. Они не чувствуют изменение окончаний слов.

Зная эти особенности, я учу их наблюдать над языком, сравнивать слова друг с другом по особенностям их строения.Грамматических ошибок, которые делают глухие дети бывает много:например:

охотник побежал за лисом, можно выйти в класс, корабль

лежит по морю и т.п.Каждое слово должно быть осмысленно, объяснено.

Чтение дает возможность накапливать значения слов и развивать речь.

Одним из приемов, воспитывающих у глухих детей потребность в словесной речи, является систематическая переписка. переписка с родными, с друзьями. Письмо, полученное учеником от родных и близких, вызывает в нем желание поскорее ответить на него.

Учу правильно писать СМС-сообщения, общаться через компьютерную связь, правильно строить предложения.

Поэтому моя задача заключается в том, чтобы во всех упражнениях, начиная с простейших и кончая сложными, осуществлялась связь между мыслью и речью, чтобы ребенок учился выражать свои мысли. Исходя из этой задачи я учу детей рассуждать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство, классифицировать и систематизировать, обобщать. и наше большое достижение стало то, что девочки стали писать стихи.

Стих-иеСалтанат «Мечта»

Мне снова хочется вернуться,

туда где каждый день весна

Туда где было моё детство

В весёлых и беззаботных днях

Мне очень нравится мечтать

И своё детство вспоминать

Где были разбиты коленки

Где были куклы и качельки.

Современные требования к урокам предполагают развитие творческих способностей школьников. Поэтому в своей работе использую нетрадиционные методы обучения. Это разнообразные виды уроков, которые позволяют раскрыть способности учащихся.

Урок-игра, урок-аукцион, урок-диспут, урок-представление,

урок-концерт, урок-путешествие. Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми приобретает музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

Такие приёмы на уроках нравятся учащимся. Они с большим удовольствием готовятся к ним, принимают активное участие.И вот дин из

приёмов я бы хотела представить вам на практике.

СОБЕРИ СТРОЧКУ Музыкально-игровой приём.

В конвертах – карточки из плотной бумаги. На них написаны слоги, из которых можно составить строчку песни или стихотворения (самый первый слог пишется с большой буквы). Все слоги перемешаны.

Какие именно песни и стихотворения и в каких конвертах – неизвестно

Заключение

Все дети с нарушениями могут учиться в общеобразовательных школах.

Путь к интегрированному обучению у каждого ребенка свой. Решение принимают родители. Только тесное сотрудничество родителей и специалистов позволяет правильно выбрать этот путь.

Большую ответственность несут специалисты. Очень важно, чтобы они, направляя детей по правильному пути к инклюзивной жизни, обладали соответствующими знаниями и компетентностью.

Подходить к вопросу «включения» нужно осторожно с учётом всех проблем, которые могут быть в процессе интеграции.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно!педагогическая работа при церебральном

параличе у детей в доречевом периоде. М., 1991.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным парали!

чом. М., 1989.

3. Бабенкова Р.Д. Дети с церебральным параличом: пути обучения и коррек!

ции нарушенных функций. М., 1981.

4. Бабенкова Р.Д. Учебно!воспитательная работа в школах!интернатах для

детей с церебральными параличами: Книга для учителя. М., 1986.

5. Бадалян Л.О., Укурба Л.Т., Тимонина О.Л. Детские церебральные парали!

чи. Киев, 1988.

6. Басова Э.Л. Изменение органа зрения при детском церебральном парали!

че у детей. М., 1977.

7. Белова А.Н., Щепетова О.В. (ред.) Руководство по реабилитации боль!

ных с двигательными нарушениями. М., 1998.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение

Варианты упражнений

При осуществлении коррекционной работы на уроках могут быть применены такие задания,как: 

Коррекционные упражнения, способствующие развитию восприятия, способствующие развитию и уточнению пространственно-временных представлений:

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.

Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Желательно частое использование таких игровых заданий и упражнений, как:

 «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю»,

ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.

Коррекционные упражнения, способствующие развитию памяти:

«Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»

ЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.

Коррекционные упражнения, способствующие

развитию мыслительных процессов:

 «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты)

ЦЕЛЬ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.

Коррекционные упражнения, способствующие развитию внимания:

«Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур»,  «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам»

ЦЕЛЬ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями.

Коррекционные упражнения на развитие связной речи:

«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.

ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

Коррекционные упражнения на развитие моторики и сенсорики:

«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений (праксис позы), «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук;  без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений).

Коррекционные упражнения на развитие

слухо-зрительно-моторной координации:

«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».

Коррекционные упражнения на фонетическом уровне:

«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».

ЦЕЛЬ: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического  восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Интерес вызывают у детей задания, требующие активной мыслительной деятельности и длительного сосредоточения внимания, например, составить задачу по рисунку, предложение по заданной схеме, раскрасить рисунок в соответствии с цветовыми обозначениями, раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, решение числовых «цепочек», складывание картинок из фрагментов, выполнение рисунка из геометрических фигур с опорой на образец.

Итак, выбор упражнений, направленных на коррекцию психических функций, личностных качеств определяется конкретными условиями обучения, психофизическими особенностями учащихся, наличием наглядных и технических средств, должен отвечать целям и задачам конкретного урока.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

        Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит  через урок и внеурочную деятельность.

Целью этой работы является:

- социализация воспитанников;

- выработка положительных качеств;

- формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного  отношения к окружающим;

- повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Приложение 1

Игра "Найди свое сердце"

Цель. Обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.

Оборудование. Фломастеры красного и зеленого цвета.

Ход игры. Ребенка просят определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца. Если он самостоятельно не может дотянуться до сердца, педагог помогает ему в этом, пассивно прикладывая руку к сердцу. Затем детям необходимо объяснить, что у всех людей сердце находится с левой стороны. Таким образом, ребенок определял сначала левую руку, на которой преподаватель красным фломастером рисует сердце, а затем правую руку, на которой изображается, например, зеленый флажок. Следовательно, цветная картинка является зрительным подкреплением в процессе формирования умения различать правую и левую сторону у себя. В дальнейшем будут использоваться лишь цветовые сигналы (зеленый и красный), которые будут ассоциироваться у детей с правым и левым направлением пространства.

После этого детям предлагаются игры, направленные на закрепление умения определять правую и левую руки. При затруднениях ребенку предлагается обратить внимание на рисунок, изображенный на руке.

Игра"Покажи"

Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры. Среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальнейшем эта игра усложнялась тем, что всем игрокам, кроме ведущего, завязывают глаза. В тех случаях, когда дети не могут самостоятельно выполнить движение руками, им всегда должен помочь взрослый.

Игра "Сосед подними руку"

Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры. Игроки, сидя на полу, образуют круг. По жребию выбирается водящий, который садится внутри круга. Он передвигается по кругу (как может), затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!". Тот игрок, к кому обратился водящий , продолжает сидеть, не меняя положения, а оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. поднимает не ту руку или вообще забывает ее поднять, то он меняется с ведущим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был ведущим.

 Обучение определению местоположения и удаленности предметов в пространстве

Гимнастическое упражнение "Мы топаем ногами"

Цель. Формировать у детей пространственные понятия "верх" и "низ"

Ход упражнения. Предварительно педагог вместе с детьми определяет эти пространственные направления, затем педагог читает стихотворные строчки, а дети выполняют названные движения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем вверх,

Мы руки опускаем вниз.

Мы руки подаем.

И вертимся кругом,

И вертимся кругом.

через некоторое время педагог говорит: "Стой!". После чего игра повторяется.

Игра "Послушай и сделай"

Цель. Формирование представления о направлениях пространства верх, низ, сзади, в стороны.

Ход игры. Дети садятся в круг, при помощи считалочки выбирается ведущий, который располагается в центре и начинает игру. Он дает команду, которая содержит пространственное направление (вверх, вниз, вперед, назад, в стороны). Дети должны расположить руки, соответственно команде ведущего. Тот, кто неправильно выполняет команду, становится ведущим.

Во втором варианте данной игры всем детям завязывают глаза, и они должны выполнять команды, опираясь лишь на слуховой и двигательный контроль.

Игра "Займи свое место"

Цель. Формирование представления у детей об удаленности предметов в пространстве (далеко, близко).

Оборудование. Два обруча.

Ход игры. Все дети делятся на две команды, которым даются названия, например команда "быстрых" и команда "смелых". Команда "быстрых" должна расположиться около дальнего обруча, команда "смелых" - около ближнего. Обручи раскладываются в зависимости от начального положения играющих в зале. Затем ведущий дает команду: "По местам". Каждая команда должна занять свое место. После того, как дети занимают места, педагог обсуждает с ними, какое местоположение они заняли "дальнее" или "ближнее", затем обручи перекладываются.

 Обучение ориентировке на плоскости

Предлагаемый комплекс коррекционно- развивающих игр направлен на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.

Игра "Самый ловкий"

Цель. Формировать у детей представления о верхнем и нижнем крае плоскости.

Оборудование. Трансформер размером 70*70 см. корзина с мячами желтого и синего цвета.

Ход игры. В центре зала ставился трансформер прямоугольной формы, а рядом корзина с 10 мячами желтого и синего цвета. Ребенок желтым мячом должен попасть в верхний край плоскости трансформера, а синим - в нижний.

Игра "Найди место"

Цель. Формировать умение ориентировать на плоскости.

Оборудование. Цветные ленты (2 ленты длиной по 2 м и 2 ленты длиной по 3 м). Игрушки.

Ход игры. На ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог в нем передвигаться, детям предлагается задание расположить игрушки (мяч, машинку, мишку и т.п.) согласно предложенный педагогом условиям. Например, мяч, мишку - в ближнем правом углу и т.п. все испытуемые в это время следили за правильностью выполнения задания. Выигрывал тот, кто ни разу не ошибался. На первых занятиях ведущим, который дает инструкции, является педагог, в дальнейшем роль ведущего выполняет выбранный с помощью считалочки ребенок.

Упражнения на развитие восприятия

«Обидели»

Предлагаем детям, находясь в определенной атмосфере, постараться создать в себе противоположную и поддерживать её в течение всего отведенного на упражнение времени.

Пример: дети слушают спокойную музыку и рисуют. Один ребенок отвернулся ото всех, он обижен: у него кто-то отнял машинку.

«Угадай»

Участвуют 2 группы. Одна группа погружается в определенное эмоциональное состояние. Другая - должна это состояние угадать. Затем наоборот.

Пример: 1 группа детей уходит за дверь, другие представляют, что загорают на берегу моря. Воспитатель вводит их в эту атмосферу, дети расслабляются, закрывают глаза, представляют себе волны и т.д. 1 группа должна угадать, какое действие изображают их товарищи.

«Произнеси слово»

Педагог вводит детей в определенную атмосферу. Затем дети начинают по очереди произносить какое-нибудь слово или короткую фразу, стараясь, чтобы произносимое находилось в полной гармонии с атмосферой.

«Удержи атмосферу»

 Дети слушают музыку, стараясь погрузиться в создаваемое ею настроение.

ПРИМЕР: Педагог вводит детей в атмосферу праздника. На Новый год детям подарили интересные игрушки, они рассматривают, показывают их друг другу. Вдруг входит мама и говорит, что уже поздно и пора спать. Все оставляют свои занятия и готовятся ко сну. Мама поет колыбельную. Дети слушают, но в сердце продолжается праздник: они знают, что завтра снова увидят свои игрушки. Праздник продолжится и завтра.

Упражнения на внимание

«Давай потанцуем»

Цель игры: развивать внимание детей учить реагировать на зрительные сигналы.

Воспитатель предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут тогда, когда воспитатель поднимает цветок, а мальчики - когда поднят флажок. Когда одновременно воспитатель поднимает цветок и флажок, танцу ют все вместе.

Звучит рус. пляс, мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.

«Будь внимателен»

Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме, в картинке и т.д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается её смысл.

Этюды на развитие воображения

«Предположим, что...»

Воспитатель предлагает детям предположить, что меховая шапка - это пушистый котенок, кожаный ремень - змея, серая рукавичка - мышонок, желтый носок - цыпленок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.

«Прогулка в лес»

Ведущий предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото. Возвращаются домой той же дорогой.

«В царстве снежной королевы»

Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной Королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного, колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.

«Сочини сказку»

Детям дают две - три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми.

«Оживи предмет»

Предлагаем детям представить, что книга, чашка, швабра и т.д. - живые, с которыми можно общаться. О чем можно их спросить? Что они ответят? 

«Ковер-самолет»

Ведущая предлагает детям перенестись на ковре-самолете в пустыню. Все собираются на ковре, закрывают глаза. «Полет» сопровождается тихой музыкой в грамзаписи. Перелет закончился, дети - в пустыне. Палящее солнце, обжигающий песок, хочется пить. Дети медленно бредут по сыпучей почве, вытирают пот с лица, обмахиваются, жмурятся от ослепительного света. Они устали, их разморило. Ведущая предлагает вернуться домой. Дети садятся на ковер-самолет, закрыв глаза. Через несколько секунд они вернутся домой.

«Слушаем звуки»

Кто-то из детей производит разные звуки: шумит, стучит и т.д.  Упражняющийся садится к нему спиной, отправляясь от слышимых звуков, создает своей фантазией какую-нибудь связную, цельную картину. Упражнение можно усложнить, делая то же, но с заранее заданным настроением. 

Упражнения на внимание и память

«Обезьянки»

Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой изображает 2-3 разных настроения. Вторая внимательно наблюдает и через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая.

«Не будем скучать»

 Воспитатель предлагает детям перечислить различные занятия, например: отгадывание загадок, рассматривание рисунков, игру на детских муз. инструментах, чтение стихов и т.д. По указанию воспитателя дети быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением с одного действия на другое.

 «Строители»

Воспитатель строит из 3-5 пластмассовых кубиков модель и предлагает детям из таких же кубиков построить то же самое. Дети смотрят на модель 2-3 сек. Затем по памяти воспроизводят то, что было построено. Воспитатель строит след: модель. Задание то же. На последующих занятиях роль ведущего можно поручить ребенку.

«В музее восковых фигур»

Трое детей, заранее договорившись друг с другом, замирают в различных позах. Ребенок, изображающий посетителя музея, запоминает эти позы и через 5-6 сек. по памяти воспроизводит их.

«Запомни позу»

Педагог предлагает трем детям исполнить танцевальную импровизацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком-либо положении.

Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.

«Художник»

Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких-либо геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, количество фигур ребенок выбирает самостоятельно.  Затем воспитатель собирает работы, проводит подвижную игру, после чего предлагает детям вспомнить, какие фигуры и в каком количестве они нарисовали. Если ребенок не может вспомнить, то просим повторить рисунок на чистом листе.

«Придумай сказку»

Дети рассматривают игрушки на столе, и сочиняют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают. Затем воспитатель убирает одну игрушку и просит сказать, какой недостает. Более сложный вариант: после того, как игрушки убраны, надо вспомнить их все в той последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь на текст сказки, сочиненной детьми.

«Запомни и расскажи»

Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем закрываем её и просим описать то, что было изображено или даем ребенку игрушку. Некоторое время он её разглядывает, затем игрушку убираем и просим описать её.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации