Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) посредством игр и игровых упражнений

0
0
Материал опубликован 22 February 2019

Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) посредством игр и игровых упражнений.

Учитель-дефектолог Магсумова Айгуль Айдаровна,

МАДОУ «Детский сад №67 комбинированного вида с

татарским языком воспитания и обучения»

Советского района г. Казани

 

В связи с увеличением количества детей с нарушениями в развитии проблема оказания им качественной своевременной помощи в настоящее время входит в круг особо важных. Актуальность вопроса коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ обусловлена тем, что зачастую отклонения в развитии дошкольника приводят к его изоляции или ограничении общения с другими детьми и социумом в целом.

Коррекционно-развивающие занятия помогают детям с ОВЗ научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Обучение и развитие ребёнка осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе и основной для дошкольника – игровой. Игра формирует у ребёнка навыки социального поведения, помогает развить речь, память, внимание, мышление, творческую активность, любознательность, самостоятельность.

Исследования Волковой Г. А., Селиверстова В. И. , Шаховской С. Н. доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.

Развитие речи детей с ОВЗ, включающее умение владеть грамматическими формами языка, четко и грамотно выражать свои мысли – это наиболее насущные проблемы, стоящие сегодня перед дошкольной образовательной организацией.

Достаточно рано ребенок знакомиться со словообразовательной и словоизменительной системами языка. Детям с ОВЗ сложные правила конструирования не сразу становятся понятными, и усваиваются очень медленно.

Проблема в том, что, несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях современной системы образования существенно повышаются требования к разработке содержания и методик коррекции нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями. Последние несколько лет внимание российской педагогики направлено на разработку и внедрение инновационных образовательных технологий. Задачи развития высших психических функций дошкольников с ОВЗ выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования методов обучения.

Мной была сделана подборка игр и игровых упражнений, наиболее интересных и эффективных, направленных на развитие высших психических функций (речь, память, внимание, мышление) у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При подборе игр были использованы разработки и рекомендации следующих авторов: Ткаченко Т.А., Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И., Косиновой Е.М. , Леоновой О.А. и др.

Ниже представлены некоторые из игр и игровых упражнений.

Игры на образование существительных родительного падежа множественного числа.

Цель: Развитие умения употреблять существительные в форме родительного падежа в единственном и множественном числе, развитие зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Ход игры: учитель-дефектолог помещает на магнитную доску по четыре картинки с изображением овоща на каждом. Просит ребенка назвать, что изображено на картинках. Ребенок должен запомнить эти названия. Далее педагог просит ребенка закрыть глаза и убирает одну из картинок. Ребенок должен сказать, чего не стало.

Игра-презентация “День рождения Маши”

Ход игры: К девочке Маше пришли гости. Нужно проговорить, чего не хватает для праздника и накрыть на стол. Например: нужно украсить комнату- не хватает шаров; нужно нарыть на стол -не хватает чашек, ложек, тортов…и т.д.

Игры на согласование числительного с существительным.

Цель: ФЭМП, закреплять навык счета, согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже, развитие координационных способностей, развитие целостной картины мира, формирования умения играть по правилам.

Игра Домино “Счет”.

Ход игры: Игроки подставляют карточку одну к другой, следуя принципу домино и ориентируясь на количество изображенных предметов.

Игра-презентация “День рождения Маши”

Ход игры: К девочке Маше пришли гости, нужно накрыть на стол и проговорить свои действия. Например : К Маше в гости пришли 5 девочек, ставим на стол 5 чашек, 5 тортов, 2 вазы с фруктами.

Игра Пазл «Профессии на транспорте».

Ход игры: учитель-дефектолог раздает детям картинки с изображением персонажа, контейнеры с пазлами и предлагает собрать из частей такие же картинки, как те, что у них уже есть. Затем просит назвать сколько стало теперь персонажей у детей. (Например: водитель- два водителя- пять водителей...)

Игры на образование названий детенышей.

Цель: Закрепление в речи детей название детенышей животных; закрепление навыков словообразования, совершенствование мелкой моторики, развитие мышления.

Игра , с использованием речевых кругов Луллия “Где моя мама” (Технология ТРИЗ)

Ход игры: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы животные, на маленьком – детеныши животных. Учитель-дефектолог называет животное, дети вращают маленький круг, выбирая детеныша названного животного, и составляют предложения типа: У лошади жеребенок, у коровы теленок.

Игра Пазл “Семья”

Ход игры: Разложить карточки в произвольном порядке. Учитель-дефектолог берет одну карточку, например, теленка. Спрашивает у ребенка, как называется это животное? Как зовут его маму и папу? Просит найти карточки мамы и папы, назвать их и составить цепочку (собрать пазл семьи).

Игры на образование уменьшительно-ласкательных форм.

Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами, развитие зрительного внимания, формирование понятий “большой-маленький”, формирование умения сравнивать предметы по величине, развитие координационных способностей.

Дидактическая игра «Украсим ёлки».

Ход игры: Учитель-дефектолог помещает на магнитную доску плоскостное изображение двух елочек. Просит ребенка сравнить их. Учитель-дефектолог ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями игрушек для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку. Просит ребенка украсить елки самостоятельно, комментируя при этом свои действия. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик».

Игра «Поезд»

Ход игры: Ребенку предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Ребенок находит одинаковые предметы, называет их и кладет в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

Игры на образование относительных прилагательных от существительных.

Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные, развитие координации, согласованности в работе обеих рук, развитие слуховой памяти.

Игра с мячом «Из чего- Какой?»

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку , называя предмет и материал, из которого он изготовлен. Ребенок ловит мяч, возвращает его обратно, проговаривая только прилагательное. Например: Стакан из стекла -стеклянный, ложка из дерева- деревянная.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Ход игры: У детей карточки лото с изображением различных предметов. Учитель-дефектолог называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

Цель: образование притяжательных прилагательных, развитие координации, согласованности в работе обеих рук, развитие внимания.

Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?» (т. «Домашние животные зимой»)

Ход игры. Учитель-дефектолог бросает ребенку мяч и называет часть тела животного. Ребенок ловят мяч и возвращает его, называя при этом чья это часть тела. (Хвост быка- бычий хвост)

Игра с использованием речевых кругов Луллия “Чей, чья, чьё”

Ход игры. Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы мама, папа, бабушка, заяц, лиса, на маленьком – сумка, очки, ботинки, хвост, уши. Дети вращают маленький круг, выбирая кому что принадлежит и составляют словосочетания. Например: бабушкины очки, мамина сумка.

Список литературы:

    1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями -Изд. 3-е, стер.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 77, с.- (Сердце отдаю детям).

      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. М., 1966. – 223 с.

      Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С.-Петербург. 2001. – 234 с.

      Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование, 2013. - 232с.

      Эльконин Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры. – М., 1978.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации