Методическая разработка «Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»

5
0
Материал опубликован 25 February 2021 в группе

Проведение логопедических занятий
DOC / 27.39 Мб

Специфика логопедической работы   с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата

     Специфика работы логопеда с детьми с ортопедической патологией  заключается в том, что   логопедическая коррекция строится, прежде всего,  на изучении анамнеза детей,   знании особенностей заболеваний опорно-двигательного аппарата,  соблюдении ортопедического режима, на выполнении рекомендаций врача-ортопеда, на построении логопедического занятия с учетом  режима разнообразной двигательной активности детей.

Наиболее распространенные  ортопедические нарушения, имеющиеся у    воспитанников детского сада компенсирующего вида:

1. Дисплазия тазобедренных суставов. Детей с такой патологией  необходимо усаживать   на  стул в положении «Наездника» с разведенными ножками – спинка стула находится перед грудью ребенка.

2. Различные патологии стоп. Чтобы развивался  свод стопы, мы  используем упражнения на различные виды ходьбы - на носочках, на пяточках во время  динамической разминки.

3. Нарушения осанки  и сколиоз. Необходима  работа над формированием правильной осанки, т.е.  подбор таких подвижных игровых заданий логопедического характера, которые не навредят детям, а помогут им в формировании мышечного корсета.

 

 Задачи, которые  можно решить   в процессе логопедических занятий в связи с заботой о здоровье детей:

1 задача - Формировать  навык   правильной осанки

2 задача -  Разнообразить режим  двигательной активности  детей

3  задача -  Применять релаксацию, т.е. обучать  детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног

4 задача  - Заниматься коррекцией мелкой  моторики

5 задача -  Вырабатывать  мотивацию  к укреплению и сохранению здоровья 

6 задача  - Проводить массаж (логопедический;  массаж ладоней массажными мячами)

7 задача  - Использовать некоторые  упражнения для укрепления  свода стопы (различные виды ходьбы при динамической разминке)

8 задача - Развивать и укреплять глазные мышцы (проводить  зрительную  гимнастику)                                          

9 задача - Использовать дыхательные  и фонетические упражнения

 

                           1 задача - Формирование  навыка   правильной осанки

- Введение оздоровительных поз  

Поза «Наездника»  используется  для  развития  мышечной памяти и  сохранения правильной осанки

 

    Поза «Руки в замке за спиной или за спинкой стула» - используется для растягивания грудных мышц и увеличения объема дыхания. Эта поза актуальна для детей, которые не могут долго сидеть с расправленными плечами.

 

 

 Часть заданий можно выполнять, расположившись в группе (кабинете) на ковре. Дети вместе с педагогом сидят  кружком или в ряд в оздоровительных  позах, которые формируют навык правильной осанки.

«Сидя на пятках» 

Это удобная поза для поддержания правильного положения спины, когда также  расслаблены плечи. Колени и стопы должны быть параллельны и вес тела распределяется равномерно на правую и левую стороны.   Педагог напоминает детям:

 «Спина прямая, плечики расправили,  опустили и  расслабили». Удобно использовать при  пересказе по опорным схемам, при работе с низким фланелеграфом.

 

                 

 Поза «Кошечки» - туловище ребенка  находится в горизонтальном положении с опорой на ладони и колени, спина прогибается в поясничном отделе. Поза способствует разгрузке позвоночника. Эта оздоровительная поза  применяется при работе с мелким раздаточным материалом, в игре с пазлами, в заданиях, где надо разложить карточки-лото.

                                            

 

 Поза «Собачки» способствует разгрузке позвоночника, т.к. вес тела переносится на ладони. Снимается напряжение с мышц спины.

  Позу «Собачки» можно использовать при разгадывании ребусов, при применении  раздаточного материала.

                                            

 

 

 

                   Поза   «Сидя со скрещенными ногами» или   «Сидя по-турецки»

                                         

Сесть прямо, скрестить ноги. Руки положить на колени ладонями вверх. Но если при таком положении рук трудно расслабить плечи, то руки положить, как будет наиболее удобно. Поза «Сидя по-турецки» способствует развитию мышечной памяти, формированию привычки соблюдать правильную   осанку. Главное здесь – расправленные плечи и прямая спина.

 В этой позе с детьми можно проводить задания для  развития  фонематического слуха,  (можно проговаривать с отдельным  ребенком слоговые ряды).  Используем позу для деления слов на слоги и дальнейший показ количества слогов на пальцах.

В этой позе можно проводить следующее задание: «Хлопни по коленям, если услышишь звук С, хлопни в ладоши, если звук З»(для дифференциации звуков)

   В позе  «Стоя на коленях» происходит сильное напряжение мышц спины. Таким образом,  ребенок ставится в ситуацию, когда для удержания тела надо сохранять его в строго вертикальном положении, не сутуля плечи.   Но эту позу нежелательно использовать больше минуты, т.к. идет нагрузка на коленные суставы.

 

  Положение стоя с прямой спиной,  руки в замке за спиной

       используют для того, чтобы грудная клетка  ребенка  расправлялась; и чтобы формировалась привычка сохранять правильное положение тела, осанки.

  Эту позу можно широко использовать в качестве альтернативы «позе сидя за столами» при любых заданиях, где не  требуется работать с раздаточным материалом.

 

- Использование упражнений для растяжения грудных мышц («Самолет», «Маленькая мельница», «Крылья бабочки», «Руки в замке за спиной, за спинкой стула»)

- Упражнение «Бабочка»

Руки согнуты в локтевых суставах, подняты вертикально вверх в виде «крыльев». Сведение и разведение предплечий перед грудью,  когда ладони касаются  друг друга. Руки опустить вниз и потрясти кистями. Терапевтический эффект: развивается сила грудных мышц, тренируется навык правильной осанки, снимается напряжение.                 

 

 

- Динамические разминки.

- Правильная посадка детей на занятии.

- Контроль осанки и самоконтроль (Ортопедические минутки)

2 задача -  Режим  двигательной активности  детей

- Этому способствует режим свободного перемещения на занятии   и   смена поз

- Подвижные игры и игровые упражнения  речевого характера

- Игра «Волны». Дети встают в круг и держатся за руки. Взрослый произносит слово. Когда первый  ребенок называет слог, то он слегка присаживается. Затем второй ребенок называет слог и тоже присаживается  (эффект бегущей волны).  Так в игровой форме осуществляется  коррекция слогового анализа слова.

-  Игровое упражнене «Живые буквы, слоги». При знакомстве с буквами для закрепления зрительного образа буквы мы используем прием «живых букв» и составляем из них слоги (ка ко ок ак жа жо аж ож ла ло ал ол ар ор ра ро ма мо фа фо и т.д), прочитываем их.

                

 

                                          

-  Игра «Камешки». На полу разложены овальные карточки с буквами, врисованными друг в друга. Надо пройти по камешкам к замку, но для этого назвать буквы на каждом «камешке» и составить из них слова. Коррекция звукобуквенного синтеза и зрительного восприятия.

 

                                          

                                             

-  Игровое упражнение  при знакомстве с буквой «Х»

Задание: «Если услышите звук «Х» в слове, то поднимите скрещенные руки  в виде буквы, если не услышите – присядьте»

                                            

 

- Игровое упражнение  при знакомстве с буквой «З»  изображаем полет насекомых с произнесением «З-з-з» и помахиванием «крыльев»

 

                                              

-  Игра для дифференциации звуков Л-Р

Задание: «Покажи своим телом букву Л, если услышишь звук Л в слове; букву Р, если услышишь Р в слове».

                                                                              

  Здесь звук соотносится по желанию педагога с каким-либо движением.  

 

- Динамические разминки

 

Динамические разминки с использованием определенных движений, которые вырабатывают навык правильной осанки, здесь идет работа над формированием свода стопы – разные виды ходьбы.

Разминки мотивирующего характера, т.е. идет выработка мотивации к сохранению здоровья. 

 Разминки творческого характера, где дети сами придумывают движения.

 

 

3  задача – Релаксация, т.е. обучение детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног

- Расслабляющие позы (подбородок положить на ладони) – отдыхает шейный и плечевой  отдел позвоночника.

     Детям невозможно долго сидеть в положении «примерного первоклассника»: руки сложены перед собой на парте. При этом колоссальная нагрузка идет на шею и плечи ребенка.  Первый признак усталости: дети как - бы съезжают со стула, вертятся, делают лишние движения. 

Чтобы снять напряжение с шеи,  возможна такая посадка за партами:

- локти опираются на поверхность стола, кулачки подпирают подбородок

- подбородок опирается на сцепленные в замок пальцы рук

- кисти рук сложены друг на друга и поддерживают подбородок

 

- Отдых на парте (положить голову на скрещенные руки и прилечь корпусом на парту)

 Дети отдыхают одну минуту, положив голову на сложенные на парте перед собой руки.  Можно в это время дать детям время на обдумывание какого-либо задания. 

 

- Упражнение на еще большее напряжение и последующее расслабление рук и ног

       Вообще, желание растягиваться возникает естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении, приятным, снимающим мышечное напряжение. Растягивание благотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, улучшает кровообращение и снижает утомление. После любого упражнения на растягивание обязательно расслабление. Эти процессы всегда взаимосвязаны.

                    

 Упражнение для снятия общего мышечного напряжения:

- Для снятия напряжения с ног и для улучшения кровоснабжения мышц применяем

упражнение «Потянули носочки, теперь пяточки и т.д., расслабили, встряхнули ножки»

 

                                             

 

  Для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, проводятся очень простые упражнения, занимающие минимум времени. Дети при этом  даже могут не вставать со своих мест.

  - «Растягивание груди»

Сидя на стуле, сомкнуть руки за спиной и  за спинкой стула. Не разжимая ладоней, поднимите руки вверх, насколько возможно. Вдохните и поднимите руки еще выше. Досчитайте до 5, расслабьтесь. Несколько раз повторить.

 

 

 

 

 

- «Деревья»

Руки через стороны тянутся вверх, тянется макушка и весь позвоночник ребенка, затем расслабление

                                        

 

- «Руки  в замке»

Понять руки вверх ладонями к потолку, согнуть локти, опустить руки на шею.

- «Мельница»

Кистями  рук  дотронуться до на плечевых суставов, вращать локтями по часовой стрелке, против часовой стрелки.

- «Вращение плечами»

Вращать обоими плечами, округляя их вперед, поднимая и отводя назад. Повторить в обратном направлении. Упражнение расслабляет мышцы верхней части спины, снимает напряжение в этой области.

- «Поднимание плеч»

Снижается напряжение в верхней части спины.

- «Американский солдат»

Ноги на ширине плеч, руки немного разведены в стороны, ладони кпереди, большой палец отстоит от ладони на 90 гр.

      Приятное чувство расслабления и отсутствие ощущения скованности в мышцах шеи и плечевого пояса позволит педагогу   продолжить занятие дальше.

   Эти упражнения занимают совсем немного времени на занятии, но в конечном итоге ребенок учится сам снимать мышечное напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, ног. 

                              

4 задача  - Коррекция мелкой  моторики

Вместе с использованием традиционной  пальчиковой гимнастики, штриховки, печатания букв, рисования, графических диктантов, конструирования букв, обведения трафаретов и т.д.  мы используем:

- Игры с нанизыванием  (букв) на шнурок при повторении за логопедом слов для автоматизации определенного звука

                                    

                                        

 

- Используем   различные трафаретки для развития мелкой моторики, звукобуквенного и слогового анализа

 

 

               

 

 

-  Представление буквы при помощи пальцев: М, О, Л, Ш, С, П, рисование буквы пальцем в воздухе, на парте.

                                       

 

 

                                        

 

 

5 задача -  Выработка мотивации к укреплению и сохранению здоровья

 

Ортопедические минутки 

     Ортопедические минутки   направлены на то, что ребенок постепенно заучивает в стихотворном виде эталон правильного положения тела и плеч, и это ведет к подсознательному, а затем и к сознательному воспитанию мотивации здоровья. Ортопедические минутки мы используем тогда, когда    педагог замечает усталость у детей, видит, что кто-то из них перестает концентрировать внимание на задании,  и у него начинают проявляться признаки охранительного торможения: двигательное беспокойство, попытки начать беседу с товарищем или, наоборот, «отсутствующий» взгляд. Педагог проговаривает один из стихотворных текстов, дети понимают, что  у кого-то из них сейчас – неверная осанка, выравнивают положение плечиков и определенное время (у всех разное) контролируют свою осанку. Через совсем небольшой промежуток времени дети научатся подхватывать вслед за педагогом произнесение строчек.

 

 

«Наши спинки, как тростинки,

А  не как крючочки,                                              

Знают это и сыночки,

Знают это дочки»

 

«Чем позвоночник прямее,

Тем ребенок здоровее»

 

«Спину ровно ты держи

И взрослым, и детям пример покажи»

 

«Что ты горбишь спину, зайка?

Обо всем забыл, зазнайка?

Посмотри на нас скорей:

Спиночку держи прямей»

 

«Кто здоровым хочет стать,

Спину должен выпрямлять»

 

«Спинки держим мы ровней,

Дышим глубже и бодрей»

 

 

 

6 задача  – Массаж   ладоней массажными мячами

 

Массажные мячи незаменимы для  улучшения кровообращения кистей рук, для наращивания силы пальцев

 

 

                               

 

Включение этих упражнений связано с тем, что, воздействие  на рефлекторные зоны ладоней улучшает состояние отдельных органов и организма в целом. Основные требования: все движения выполняются с разной интенсивностью (легко – прокатывание по руке, с усилием – сжатие мяча); после выполнения движения – обязательное расслабление.

 Массажные мячи идеально использовать на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звука, при речевых заданиях «Подбери слово, противоположное по значению», « Продолжи предложение» и т.д. Ребенок повторяет речевой материал, и в то же время происходит самомассаж кистей рук и пальцев. Силами воспитателей нашего МДОУ создана картотека стихотворений  с использованием  массажных мячиков.    

 

 

 

 

Использование ортопедического мяча на логопедических занятиях

  Правильная посадка на ортопедическом мяче – прямой угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны и плотно прижаты к полу. Голова приподнята, плечи опущены и разведены, руки на бедрах или сзади на мяче.  По словам И.Е.Авериной   «Очень важен тот факт, что при раскачивании на мяче происходит тонизация ствола головного мозга, и это раскрывает возможности для усвоения  новых знаний и умений».

 

1.  Можно использовать положение «сидя  на ортопедическом мяче»  при автоматизации звуков.  Происходит коррекция осанки, функции равновесия, мышечной памяти.

 2. Возможно легкое или  ритмическое покачивание с проговариванием чистоговорок, стихотворений, потешек в ритм движения. Цель:  не  просто  отраженное повторение  речевого материала, но и развитие  самоконтроля за речью (если ребенок повторяет неправильно, делает шаг назад.                          

 

                                      

 

 3. Когда ребенок лежит спиной на мяче, у него   расслабляется шейный и грудной отдел позвоночника.  Так снимается   напряжение с речевой мускулатуры ребенка и быстрее выработать правильную артикуляцию  при постановке шипящих звуков и звука «Р»

 

 

            

 

 

 Использованная литература

Авторская книга Бондаревой Л.Ю, «Упражнения на каждый день. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников», Ярославль, «Академия развития», 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации