Статья «Макет - средство развития детской инициативы и познавательной активности дошкольников»‎

1
0
Материал опубликован 28 January 2023

МАКЕТ - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.Н. Локтева

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы с макетом «Времена года» с детьми среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: макет, дошкольники, творческое развитие.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования большое внимание уделяется поддержке и развитию детской инициативы, а также формированию познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Это является одним из основных принципов дошкольного образования. Развитие детской инициативы и познавательной активности, а также творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками находит своё отражение и в условиях реализации образовательной программы.

Поэтому очень важно создать такую развивающую среду, которая поможет раскрыть личность ребёнка и вовлечь его в игровой процесс. Технология макетирование позволяет реализовать все принципы ФГОС.

Макетирование является наиболее инновационной технологией, открывающий новые возможности воспитания и обучения. Это творческая и конструктивная деятельность детей и создание специального игрового пространства. Это решение задач по познавательному развитию дошкольников и развитию детской инициативы.

Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты, а также - это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребёнка

Содержание макета может быть любое, его могут использовать и узкие специалисты такие как логопед, учителя-дефектологи, а также воспитатели всех возрастных групп. Макеты очень хорошо использовать при тематическом планировании, при развитии творческой игры.

Макет - простое в изготовлении пособие, но очень эффективное которое можно разместить и на стеллажах, и в открытом пространстве, а также его можно использовать во время прогулки.

В процессе использования макета решается много разных задач:

-формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

-развитие кругозора, творческого самовыражения, мотивации к познанию окружающего мира.

- развитие коммуникативных навыков, активизация словаря.

- расширение игровых навыков и навыков сотрудничества.

- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе.

- привлечение семей воспитанников к активному взаимодействию в вопросах развития детей и организации игр.

Но главная задача — это конечно это же развитие мотивации к познанию окружающего мира.

Для выбора макета мы посмотрели какие центры больше всего привлекают детей, а какие остаются менее востребованными. Детей меньше всего привлекал центр "Мир природы". Поэтому мы решили наполнить его макетами.

Место макета определили (чтобы было детям удобно подходить и играть) кроме этого мы подобрали по выбранной тематике детскую художественную литературу, иллюстрации, музыкальные произведения, придумали тематические беседы, сделали картотеку дидактических игр, подобрали творческие задания.

Важной особенностью по сохранению и повышению интереса у детей к макету является настоящая заинтересованность самих педагогов, именно поэтому поначалу мы брали ведущую роль на себя организовывали интересную деятельность с макетом. Чуть позже мы стали выступать как создатели сюрпризных моментов или проблемных игровых ситуаций, помогали в реализации игровых замыслов, направляли сюжетную линию, задавали наводящие вопросы, которые стимулировали развитие инициативы и активности детей при взаимодействии с макетом. Для свободного творчества и самостоятельной деятельности рядом с макетом мы разместили цветной картон и цветную бумагу, краски, мелкие природные материалы, чтобы дети имели возможность создать новый атрибуты для игры на макете. Мелкие игрушки для обыгрывания сюжета мы поместили в прозрачные, небольшие контейнеры (в свободном доступе детей).

Образовательная ценность состоит в том, что данный вид макета используется не только как объёмное дидактическое пособие, но и как элемент развивающей предметно-пространственной среды, новым игровым пространством, местом где ребёнок может реализовывать свои фантазии. Для повышения интереса к макету, мы подобрали детскую художественную литературу. Художественное слово позволило обогатить представление детей о предметах и явлениях окружающего мира, нашим детям особенно понравились рассказы Татьяны Шарыгиной, именно они послужили основой словотворчества у наших детей. На основе этих рассказов наши воспитанники придумывали свои рассказы и интересные истории. Кроме этого мы подобрали классические музыкальные произведения, которые использовали в своей работе, для более глубокого погружения детей в окружающую атмосферу.

Список на сезон «Осень - Зима»

Стихотворения:

А.Ерекеев "Наступила осень"

И.Винокуров "Ходит осень в нашем парке"

В Берестов "Октябрь"

И.Токмакова "Деревья", "Как под горкой снег, снег..."

М. Дружинина "Снег ложится на дома"

Рассказы:

Т.А.Шарыгина "Беседы о временах года", "Какие звери в лесу".

Е.Чарушин "Кто как живёт?", "В лесу", "Еж", "Белка".

Н. Сладков "Осень на пороге".

К Ушинский "Четыре желания".

Авторские сказки:

В Сутеев "Под грибом".

В.Борисов "Буся наследил".

В.Гербова "Приключения зелёной ёлочки".

Список музыкальных произведений:

Классика для детей: П.И. Чайковский, Времена года "Октябрь", "Декабрь", "Пьеса Апрель", музыка по сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" "Вальс снежных хлопьев" (танец снежинок).

А.Вивальди "Времена года".

Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля".

Аудио записи "Звуки природы для детей".

Для изготовления макета «Времена года» мы взяли два листа пластика размером 40см. на 70см. (это может быть картон, пенопласт, фанера или любой удобный для вас и безопасный материал) мы соединили их между собой по длинной стороне при помощи саморезов. Затем мы сделали дополнительные крепления для надёжности и удобства перемещения нашего макета. Прикрепили маленькие уголки к листам пластика при помощи строительного пистолета.

t1674924236aa.png

Затем мы оформили основание и фон макета. Для основания мы взяли бумагу для скрапбукинга а для фона макета самоклеящуюся плёнку голубого цвета (очень удобно использовать так как на ней не остаётся никаких следов). Для фона можно так же использовать иллюстрации детей.

В начале макет выглядел не броско, но, когда с ним мы стали взаимодействовать он заиграл, и стал очень привлекательным местом для детей.

В творческой мастерской мы с воспитанниками сделали несколько осенних деревьев. Многим детям очень понравилось наше творчество, и они создавали деревья дома с родителями, и принесли их в садик. Мы расставили их на нашем макете, так у нас получился макет осеннего парка.

Мы обсудили с детьми приметы осени, и добавили их на макет: мы поместили не яркое солнце, облака, а также показали, как птицы собираются в стаи.

Осенний макет послужил хорошей площадкой для проведения дидактических игр. Одна из них: «С какого дерева листик», цель игры закрепить знание видов деревьев, в игре использовалась листики, которые дети сами раскрасили восковыми мелками. Мы рассыпали на макете осенние листья, и предложили детям положить их рядом с тем деревом с которого они упали. Дидактические задачи могут быть и другие - это развитие речи или закрепление счёта (листьев).

На одном из занятий по конструированию наши ребята из конструктора построили детскую площадку и рассказывали о своей постройке, после занятия встал вопрос: где можно оставить постройки детей чтобы с ними можно было в дальнейшем поиграть? На помощь нам пришёл наш макет, мы разместили на макете детскую площадку в осеннем парке. У нас появились качели, карусели, горка. Дети обыгрывали постройки мелкими игрушками, мы провели беседу «О безопасном поведение на детской площадке» и потом, уже сами ребята предложили дополнить площадку забором, чтобы во время игры не укатился мяч. Площадка стала удобной и безопасный.

Детям очень понравилось, что мы сохранили их постройки и они с удовольствием их дополняли и играли с ними, добавляли новых персонажей, выстраивали линию общения и поведения от имени выбранной игрушки.

Также макет стал удобной площадкой для проведения тематических дней: 12 ноября мы провели экологический праздник «Синичкин день». Наши воспитанники узнали много нового и интересного о зимующих птицах, их образа жизни, определили характерные особенности внешнего вида синички, и узнали её любимое лакомство. В завершение праздника, мы вместе с детьми, сделали из бумаги синичек и разместили их на макете, и на кормушках, которые стоят рядом. Самостоятельно дети закрепляли знания, полученные на занятиях, ребята кормили птиц, имитировали звуки и повадки птиц.

В результате игры с макетами у воспитанников повысилась мотивация к изучению объектов и явлений окружающего мира, сформировалась основа для развития логического мышления и творческого самовыражения. Повысился уровень коммуникативной компетенции расширился словарный запас, расширились игровые навыки, и навыки сотрудничества, расширились экологические знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. "От рождения до школы" инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С. Комаровой Э.М.Дорофеевой М: Мозаика-Синтез, 2019.

2. "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации "М.: ТЦ Сфера, 2020.

3. Губанова Н.Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (4-5 лет). Средняя группа-М.: Мозаика-Синтез, 2017.

4. Нищеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Детство-Пресс, 2010.

5. С.Н. Николаева Парциальная программа "Юный эколог", ознакомление дошкольников с миром природы 3-7 лет., Мозаика-Синтез; Москва; 2015 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации