Задания для экзамена по физике за 8 класс (3 вариант)
8 класс
Вариант 3
Часть 1
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
ФОРМУЛЫ |
А) удельная теплота плавления
Б) удельная теплоёмкость вещества
B) удельная теплота сгорания топлива |
1) 2) 3) 4) 5) |
A |
Б |
В |
2.
На горизонтальную шероховатую поверхность кладут брусок массой m = 1 кг. В первом случае к бруску прикладывают горизонтально направленную силу F1 так, чтобы он двигался равномерно. Во втором случае на брусок кладут гирю массой M = 1,5 кг и снова прикладывают горизонтально направленную силу, добиваясь равномерного движения бруска (см. рисунки).
Максимальная сила трения покоя во втором случае по сравнению с первым
1) уменьшится в 1,5 раза
2) не изменится
3) увеличится в 1,5 раза
4) увеличится в 2,5 раза
3. По гладкой горизонтальной поверхности во взаимно перпендикулярных направлениях движутся две шайбы массами m1 = 2 кг и m2 = 1 кг со скоростями v1= 1 м/с и v2 = 2 м/с соответственно, как показано на рисунке. Общая величина кинетической энергии этих двух шайб равна
1) 1 Дж
2) Дж
3) З Дж
4) 6 Дж
4. Мяч начинает падать на землю с высоты 20 м с начальной скоростью, равной нулю. Какую скорость приобретёт мяч к моменту удара о поверхность Земли? Сопротивлением воздуха пренебречь.
1) 2,5 м/с
2) 5 м/с
3) 20 м/с
4) 40 м/с
5. Сплошной шарик из парафина сначала поместили в сосуд с машинным маслом, а затем — в сосуд с водой. При этом в сосуде с водой сила Архимеда, действующая на шарик,
1) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части шарика уменьшился
2) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части шарика увеличился
3) увеличилась, а объём погружённой в жидкость части шарика уменьшился
4) уменьшилась, а объём погружённой в жидкость части шарика увеличился
6. Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
* Плотность расплавленного металла считать практически равной его плотности в твердом состоянии.
1) Кольцо из серебра можно расплавить в алюминиевой посуде.
2) Для нагревания на 50 °С оловянной и серебряной ложек, имеющих одинаковый объем, потребуется одинаковое количество теплоты.
3) Для плавления 1 кг цинка, взятого при температуре плавления, потребуется примерно такое же количество теплоты, что и для плавления 5 кг свинца при температуре его плавления.
4) Стальной шарик будет плавать в расплавленном свинце при частичном погружении.
5) Алюминиевая проволока утонет в расплавленной меди.
7. Какую силу необходимо приложить к свободному концу верёвки, чтобы с помощью неподвижного блока равномерно поднять груз массой 10 кг, если коэффициент полезного действия этого механизма равен 80%?
1) 125 Н
2) 80 Н
3) 62,5 Н
4) 40 Н
Ответ:_______
8. Выберите из предложенных пар веществ ту, в которой скорость диффузии при одинаковой температуре будет наименьшая.
1) раствор медного купороса и вода
2) крупинка перманганата калия (марганцовки) и вода
3) пары эфира и воздух
4) свинцовая и медная пластины
9. В справочнике физических свойств различных веществ представлена следующая таблица.
Используя данные таблицы, выберите из предложенных утверждений два верных. Укажите их номера.
1) При остывании медного котелка и цинковой кастрюли одинаковой массы на 20 °С выделится одинаковое количество теплоты.
2) Брусок, изготовленный из олова, имеет больший объём, чем брусок такой же массы, изготовленный из цинка.
3) Если деталям одинаковой массы, изготовленным из олова, алюминия и серебра и имеющим одинаковую начальную температуру, сообщить одинаковое количество теплоты, то наивысшую температуру будет иметь алюминий.
4) Если соединить параллельно проводники одинаковых размеров из алюминия и цинка, то на проводнике из цинка выделится в 2 раза большее количество теплоты за время протекания тока.
5) Кусочек серебра, брошенный в
10. Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть 1 л воды от 20 °С до 100 °С? Вода нагревается в алюминиевой кастрюле массой 200 г. Тепловыми потерями пренебречь.
1) 14,72 кДж
2) 336 кДж
3) 350,72 кДж
4) 483,2 кДж
Ответ:_______
11. Из какого материала может быть сделан стержень, соединяющий электрометры, изображённые на рисунке?
А. Стекло
Б. Эбонит
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
12. Два медных проводника разной длины имеют одинаковые площади поперечного сечения. Длина первого проводника 20 см, а второго 1 м. Сопротивление какого из проводников меньше и во сколько раз?
1) Сопротивление первого проводника в 20 раз меньше, чем второго.
2) Сопротивление первого проводника в 5 раз меньше, чем второго.
3) Сопротивление второго проводника в 20 раз меньше, чем первого.
4) Сопротивление второго проводника в 5 раз меньше, чем первого.
13.Из какого материала могут быть изготовлены мелкие предметы, чтобы они притянулись к магниту?
А. Эбонит
Б. Железо
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
14. Изображение предметов на сетчатке глаза человека является
1) мнимым уменьшенным
2) действительным уменьшенным
3) мнимым перевёрнутым
4) действительным прямым
15.Из-за трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке? Считать, что обмен атомами между линейкой и шёлком в процессе трения не происходил.
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в ответ выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество протонов |
Количество электронов |
|
|
16. Электрические лампы сопротивлением 200 Ом и 400 Ом соединены параллельно и подключены к источнику тока. Как соотносятся количества теплоты Q1 и Q2 , выделяемые лампами за одно и то же время?
1)
2)
3)
4)
Ответ: _____
17. Для измерения силы тока, проходящего через лампу, и электрического напряжения на лампе ученик собрал электрическую цепь, представленную на рисунке.
Какие из приборов (амперметр и (или) вольтметр) включены в электрическую цепь правильно?
1) только амперметр
2) только вольтметр
3) и амперметр, и вольтметр включены правильно
4) и амперметр, и вольтметр включены неправильно
18. . Используя стакан с горячей водой, термометр и часы, учитель на уроке провёл опыты по исследованию температуры остывающей воды с течением времени. Результаты измерений он занёс в таблицу.
t, °С |
72 |
62 |
55 |
50 |
46 |
τ |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.
1) Остывание воды происходит до комнатной температуры.
2) За первые 5 мин. вода остыла в большей степени, чем за следующие 5 мин.
3) Температура остывающей воды обратно пропорциональна времени наблюдения.
4) Скорость остывания воды уменьшается по мере охлаждения воды.
5) По мере остывания скорость испарения уменьшается.
Прочитайте текс и выполните задания 19-20:
Гало и венцы
Гало — оптическое явление, заключающееся в образовании светящегося кольца вокруг источника света. Термин произошёл от фр. halo и греч. halos -«световое кольцо».
Гало обычно возникают вокруг Солнца или Луны, иногда — вокруг других мощных источников света, таких как уличные огни. Они вызваны преимущественно отражением и преломлением света ледяными кристаллами в перистых облаках и туманах. Для возникновения некоторых гало необходимо, чтобы ледяные кристаллы, имеющие форму шестигранных призм, были ориентированы по отношению к вертикали одинаковым или хотя бы преимущественным образом.
Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу, однако гало в условиях низкой освещённости имеет малую цветность. Окрашенные гало образуются при преломлении света в шестигранных кристаллах ледяных облаков; неокрашенные (бесцветные) формы — при его отражении от граней кристаллов. Иногда в морозную погоду гало образуется очень близко к земной поверхности. В этом случае кристаллы напоминают сияющие драгоценные камни.
Вид наблюдаемого гало зависит от формы и расположения кристаллов. Наиболее обычные формы гало: радужные круги вокруг диска Солнца или Луны; паргелии, или «ложные Солнца», - слегка окрашенные светлые пятна на одном уровне с Солнцем справа и слева от него; паргелический круг — белый горизонтальный круг, проходящий через диск светила; столб — часть белого вертикального круга, проходящего через диск светила; он в сочетании с паргелическим кругом образует белый крест.
Гало следует отличать от венцов, которые внешне схожи с ним, но имеют другое происхождение. Венцы возникают в тонких водяных облаках, состоящих из мелких однородных капель (обычно это высококучевые облака) и закрывающих диск светила, за счёт дифракции. Они могут появиться также в тумане около искусственных источников света. Основная, а часто единственная часть венца — светлый круг небольшого радиуса, окружающий вплотную диск светила (или искусственный источник света). Круг в основном имеет голубоватый цвет и лишь по внешнему краю — красноватый. Его называют также ореолом. Он может быть окружён одним или несколькими дополнительными кольцами такой же, но более светлой окраски, не примыкающими вплотную к кругу и друг к другу.
19. Вид гало зависит от
А. Формы кристаллов льда.
Б. Расположения кристаллов льда.
Правильный ответ:
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
20. Неокрашенные гало возникают вследствие
1) отражения света
2) дисперсии света
3) дифракции света
4) преломления света
Часть 2
Для ответа на задания части 2 используйте отдельный лист. Запишите сначало номер задания, а затем ответ на него
21. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины;
4) запишите числовое значение жёсткости пружины
Задание 22 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.
22. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на плавающий в керосине деревянный брусок, если брусок переместить из керосина в воду? Ответ поясните.
Для задания 23 необходимо записать решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.
23. Электрический нагреватель за 20 мин доводит до кипения 2,2 кг воды, начальная температура которой 10 °С. Сила тока в нагревателе 7 А, КПД нагревателя равен 45%. Чему равно напряжение в электрической сети?