Элективный курс по обществознанию, 11 класс
МБОУ Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной
Рассмотрена на заседании
методического объединения:
«___» ______________2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Г.А.Загребина
Принята на заседании
педагогического совета №___
от «___»____________2016 г.
Зам. директора по УВР: _________ А.В.Рудина
Утверждена руководителем
образовательного учреждения
приказ № ___ от «__ »____________2016 г.
Директор школы: _____________ Н.Н.Лукина
Рабочая программа элективного курса
по обществознанию
«Человек и общество» для 11 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Барышников Д.В.
учитель истории и обществознания
д. Большие Ошворцы
2016 г.
Пояснительная записка
Направленность программы
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Экзаменационные работы по обществознанию в 11 классе состоят из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Цели и задачи программы
Главная цель программы – подготовка учащихся 11 классов к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.
Задачи:
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа данного элективного курса «Человек и общество» предлагается для учащихся 11 класса, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ЕГЭ.
Общая характеристика рабочей программы
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный элективный курс, а также в соответствии с достаточно низким уровнем готовности обучающихся 11 класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию.
В основу программы положены следующие принципы:
системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;
практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;
деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.
Главная содержательная линия курса - человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.
В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:
общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;
экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;
политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;
социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;
духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.
Сроки реализации программы
Курс рассчитан на 34 часа при проведении 1 аудиторного занятия в неделю.
Особенностью программы является
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества - духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной общей и средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» для учащихся 11 класса.
Формы занятий
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются: речевая деятельность; практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные: лекция, дискуссии, мини-сочинение.
Активные: семинар, практическая работа.
Возможны следующие виды деятельности учащихся: анализ источников; написание эссе; решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМы ЕГЭ).
Форма подведения итогов: пробный экзамен по обществознанию в 11 классе (по КИМ ЕГЭ).
Основное содержание предмета
Тема 1. Основы философии. (3 ч.)
Философия, её разделы и роль в обществе. Мировоззрение и его общественно-исторический характер. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Предмет и природа философского знания. Особенности философии. Функции и основные разделы философии. История философии, её основные проблемы. Философия Древнего Востока. Античная и Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени и Французского просвещения. Немецкая классическая философия. Философия Марксизма. Европейская и Русская философия. Онтология, диалектика, гносеология, аксиология. Наука и научное сознание. Решение тренировочных заданий.
Тема 2. Основы теории цивилизаций. (5 ч.)
Формационный и цивилизационный подходы к истории. Цивилизации древности, средневековья и нового времени. Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности. Общенаучные проблемы. Логический и исторический путь развития. Классический подход к изучении мира. Перспективы развития цивилизаций. Теория цивилизаций. Феноменология и целеполагание. Структура исторического времени. Решение тренировочных заданий.
Тема 3. Основы культурологи. (3 ч.)
Основы теории культуры. Компоненты культуры. Компоненты духовной жизни общества. Понятия культуры. Историческое становление понятия «культура». Многообразие и сложность определения культуры. Основные функции и структура культуры. Морфология культуры. Религия, искусство, наука как форма духовной культуры. Нравственная, политическая, правовая, хозяйственная культура. Культурология как наука. Место и роль России в мировой культуре. Типология культур. Символы и язык культуры. Личность как субъект культуры. Контркультура. Массовая и элитарная культура. Решение тренировочных заданий.
Тема 4. Основы социологии. (5 ч.)
Предмет и методы социологии. Социальная структура. Стратификация общества. Понятие и теории личности. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Типы миропонимания и мировоззрения. Структура и психология личности. Решение тренировочных заданий.
Тема 5. Экономическая сфера жизни. (6 ч.)
Экономика. Понятия экономики. Производство, распределение, обмен, потребление. Основные экономические системы. Традиционная, централизованная, рыночная, смешанная экономика. Факторы современного производства. Переходная экономика. Деньги. Функции денег. Инфляция. Типы и виды инфляции. Государство и экономика. Налоги и налогообложение. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы. Рынок труда. Доходы населения. Решение тренировочных заданий.
Тема 6. Основы политологии. Государство. (6 ч.)
Политика. Государство, его признаки и функции. Форма государства. Механизм (аппарат) государства. Система разделения властей. Демократия, её формы и признаки. Власть и политика. Политические партии. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Политика и общественное сознание. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства. Решение тренировочных заданий.
Тема 7. Право. (5 ч.)
Теория права. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции. Основы конституционного права. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание. Основы правового положения человека и гражданина. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции Основы гражданского, семейного и трудового права. Основы уголовного, административного и муниципального права. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Решение тренировочных заданий.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Пробный экзамен по обществознанию.
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предполагаемые результаты
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся
В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
успешно сдать ЕГЭ по обществознанию.
Список литературы для 11 класса
Основная литература
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. – М., 2009.
А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию, М.: Айрис-пресс, 2008.
И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007.
Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2008, 2009.
Дополнительная литература
П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.
П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ / П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова / Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.
Учебно-тематический план 11 класса |
||||
№ п/п |
Наименование тем курса |
Кол-во часов |
Виды познавательной деятельности |
Дата |
Тема 1. Основы философии. 3 часа. |
||||
1. |
Философия, её разделы и роль в обществе. |
1 |
Лекция |
|
2. |
История философии, её основные проблемы. |
1 |
Лекция |
|
3. |
Решение тренировочных заданий по теме «Основы философии» |
1 |
Практикум |
|
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 5 часов. |
||||
4. |
Формационный и цивилизационный подход к истории. |
1 |
Лекция |
|
5. |
Цивилизации древности, средневековья и нового времени. |
1 |
Лекция |
|
6. |
Современные цивилизации. |
1 |
Лекция |
|
7. |
Глобальные проблемы современности. |
1 |
Беседа |
|
8. |
Решение тренировочных заданий по теме «Основы теории цивилизаций». |
1 |
Практикум |
|
Тема 3. Основы культурологии. 3 часа. |
||||
9. |
Основы теории культуры. Компоненты культуры. |
1 |
Лекция |
|
10. |
Компоненты духовной жизни общества. |
1 |
Лекция |
|
11. |
Решение тренировочных заданий по теме «Основы культурологии». |
1 |
Практикум |
|
Тема 4. Основы социологии. 5 часов. |
||||
12. |
Предмет и методы социологии. |
1 |
Тренинг |
|
13. |
Социальная структура. Стратификация общества. |
1 |
Лекция |
|
14. |
Понятие и теории личности. Социальный конфликт. |
1 |
Лекция |
|
15. |
Нации и межнациональные отношения. |
1 |
Беседа |
|
16. |
Решение тренировочных заданий по теме «Основы социологии». |
1 |
Практикум |
|
Тема 5. Экономическая сфера жизни. 6 часов. |
||||
17. |
Экономика. Основные экономические системы. |
1 |
Решение задач |
|
18. |
Факторы современного производства. |
1 |
Лекция |
|
19. |
Переходная экономика. Деньги. Инфляция. |
1 |
Беседа |
|
20. |
Государство и экономика. Налоги и налогообложение. |
1 |
Беседа |
|
21. |
Рынок труда. Доходы населения. |
1 |
Лекция |
|
22. |
Решение тренировочных заданий по теме «Экономическая сфера жизни». |
1 |
Практикум |
|
Тема 6. Основы политологии. Государство. 6 часов. |
||||
23. |
Политика. Государство, его признаки и функции. |
1 |
Лекция |
|
24. |
Форма государства. Механизм (аппарат) государства. |
1 |
Лекция |
|
25. |
Система разделения властей. Демократия, её формы и признаки. |
1 |
Беседа |
|
26. |
Власть и политика. Политические партии. |
1 |
Беседа |
|
27. |
Политика и общественное сознание. |
1 |
Беседа |
|
28. |
Решение тренировочных заданий по теме «Основы политологии. Государство». |
1 |
Практикум |
|
Тема 7. Право. 5 часов. |
||||
29. |
Теория права. Основы конституционного права. |
1 |
Лекция |
|
30. |
Основы правового положения человека и гражданина. |
1 |
Лекция |
|
31. |
Основы гражданского, семейного и трудового права. |
1 |
Лекция |
|
32. |
Основы уголовного, административного и муниципального права. |
1 |
Лекция |
|
33. |
Решение тренировочных заданий по теме «Право». |
1 |
Тренинг |
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 |
Беседа |