Элективный курс «Системы международных отношений в XVI–XX вв.»

0
0
Материал опубликован 28 June











Элективный курс

«Системы международных отношений в

XVIXX вв.»




Направленность: историческая
Возраст учащихся: 16-17 лет(10 классы)
Срок реализации: 9 месяцев (34 часа)




Автор-составитель:

Беспалова Ксения Сергеевна







Пояснительная записка

Актуальность курса. В условиях развития современной российской государственности после распада СССР, становления новой системы международных отношений изучение истории международных отношений становится, несомненно, актуальным. Ведь как говорил В.О. Ключевский, «История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Различные интернациональные системы являются настолько сложными международными конструкциями, что их оценки до сих пор сильно различаются. В этом контексте актуальными остаются попытки аналитических характеристик, которые по-своему интерпретируют каждый этап развития системы международных отношений.

Актуальность курса также объясняется возрастающим интересом российского сообщества к положению России на международной арене, обусловленному исторически сложившимися связями.

Элективный курс «Системы международных отношений в XVI – XX вв.» направлен на углубление знаний по внешней политике России и международным отношениям в XVI XX веках, на установление причинно-следственных связей внешнеполитического курса России и ее международного положения.

Изучение материала по всеобщей истории сквозь призму истории нашей страны раскрывает понимание общих процессов, происходивших в мире, на примере своей страны, что приближает учеников к их близости, а, следовательно, реальности.

Данный курс рассчитан на учащихся 10 классов. К моменту начала изучения элективного курса учащиеся должны знать события внешней политики Российской империи. Курс выполняет функцию удовлетворения индивидуальных образовательных интересов учащихся по истории в
условиях профильного обучения. Элективный курс отвечает запросам учащихся в удовлетворении интереса к истории международных отношений и углублении знаний об особенностях внешней политики России в XVI
XX веках.

Цель элективного курса: сформирование представления о месте Российского государства в системе международных отношений в XVIXX веках и особенностях межгосударственных отношений этого периода.

Цели соответствуют следующие задачи курса:

- получение знаний по истории межнациональных отношений сквозь призму отечественной истории;

- воспитание патриотизма и гражданской идентичности;

- овладение основными методами исторического познания;

- формирование компетенций и собственного мировоззрения каждого ученика;

- развитие критического мышления, умений и навыков познавательной деятельности.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

- иметь представление об истории международных отношений в XVI – XX веках и особенностях межгосударственных отношений этого периода;

- знать основные понятия, даты, процессы и закономерности;

- уметь характеризовать явления и события; работать со средствами наглядности, ИКТ и документами; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам; систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных оценок событий прошлого.

Новизна курса состоит в изучении эволюции системы межнациональных отношений сквозь призму истории частно взятого государства на фоне геополитической теории.

Ведущие методы работы с учащимися: частично-исследовательский и поисковый методы, эвристическая беседа, наблюдение, анализ, «мозговой штурм», сюжетные игры, дискуссии, групповая работа по исследованию и поиску материала, творческая индивидуальная работа.

Программа курса «Системы международных отношений в XVI – XX вв.» рассчитана на 34 учебных занятия. Состоит из 4 разделов: «Вестфальская система международных отношений», «Венская система международных отношений», «Версальско-Вашингтонская система международных отношений» и «Ялтинско-Потсдамская система международных отношений».

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Изучение курса «Системы международных отношений в XVI – XX вв.» в средней школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

а) предметные результаты:

- знать исторические пути различных регионов и разновекторности развития различных стран; базовые понятия, основы политической организации общества и термины курса; конкретные факты исторического процесса на Западе и Востоке; основные направления внешней политики государств мира и историю их взаимоотношений с Россией; правовые основы международного взаимодействия и их воздействие на внешнюю политику государств; принципы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых;

- уметь устанавливать закономерности исторического процесса на Западе и Востоке; объяснять социальное, экономическое, политическое и культурноцивилизационное измерение исторических процессов;

- видеть основную направленность и перспективы глобальных политических процессов, а также их возможные последствия для России;

- определять базовые современные тенденции мирополитического развития;

- выделять общее, особенное и единичное в политическом и экономическом развитии государств;

- понимать изменение роли и места Запада и Востока в мировой системе;

- искать и систематизировать найденный материал по изучаемым проблемам;

- использовать базовое знание теории и методологии междисциплинарного исследования;

- системно мыслить, обобщать, анализировать и воспринимать информацию об историческом пути;

- выявлять международно-политические и дипломатические смыслы возникающих проблем;

- практически применять новые знания, полученные по истории международных отношений.

б) метапредметные результаты:

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; навыками смыслового чтения;

- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); экологического мышления, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

в) личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.





















Содержание учебного предмета

Раздел 1. Понятие «геополитика»

Содержание раздела: Термин «геополитика». Значение геополитики как самостоятельной теоретической дисциплины. Соперничество сухопутных и морских социумов. «Географический рельеф как судьба». Соотношение понятий «государство» и «нация». Право нации на самоопределение. Эволюция государств. Три зоны мирового географического пространства. «Карта Макиндера».

Учебные понятия: геополитика, теллурократия, талласократия, карта Макиндера.

Персоналии: Макиндер.

Основные образовательные идеи:

Геополитика – это теория политической истории, согласно которой внешняя политика государств определяется их географическими и пространственными параметрами.

Мировое географическое пространство делится на три зоны, за преобладание в каждой из этих зон между морскими и сухопутными социумами идёт борьба.

Раздел 2. Вестфальская система международных отношений

Содержание раздела: Возникновение буржуазных государств. Развитие колониальной системы. Изменения в социально-экономической и культурной жизни европейского общества. Новый характер международных отношений. Возникновение дипломатии. Франко-габсбургское противостояние. Испано-английский конфликт. Борьба за северные морские пути. Франко-английское соперничество. «Османский» вопрос. Роль конфессий. Создание конфессиональных блоков государств: общеевропейское христианское государство или сильные национальные государства. Германский внутренний конфликт 1608–1609 гг. Евангелическая уния и Католическая лига. Развитие франко-габсбургского конфликта. Четыре периода Тридцатилетней войны. Заключение Вестфальского мира 24 октября 1648 года. Территориальные изменения. Политическое устройство Германской империи. Вероисповедание на территории Германии. Независимость Голландии и Швейцарии. Пиренейский мирный договор 7 ноября 1659 года. Европейское равновесие и создание международно-правовой основы миропорядка. Смена конфессионального противоборства торгово-экономическим. Расстановка сил после Тридцатилетней войны. Усиление гегемонии Франции. Войны Людовика XIV. Война за «испанское наследство». Северная война 1700–1721 гг. Баланс и новая расстановка сил.

Англо-французский и австро-прусский конфликты. Война за польское наследство 1733–1738 гг. Война за австрийское наследство 1740–1748 гг. «Переворот союзов» и Семилетняя война 1756–1763 гг. Восточный вопрос. Влияние Американской и Французской буржуазных революций на международные отношения.

Учебные понятия: династический и конфессиональный принципы международных отношений, торгово-экономическое противоборство, «великие державы», метрополии, колонии, зависимые страны.

Персоналии: Карла IV, Эдуард III, Филипп Красивый, Хуана Безумная, Карл V Габсбург, Максимилиан I, Людовик XIV, Мария Терезия, Вильгельм III Оранский, Карл II, Петр I, Карл XII, Карл VI Габсбург, Фридрих II, Людовик XVI, Мария Антуанетта, Екатерина II.

Основные образовательные идеи:

В Средние века преобладал династический принцип международных отношений при помощи династических браков.

В политической жизни Западной Европы XVI в. был отмечен формированием централизованных государств на национальной основе по преимуществу в форме абсолютной монархии.

Тридцатилетняя война завершила вековой период острого конфессионального противостояния в Европе. Религиозный фактор перестал играть существенную роль в международных отношениях.

Вестфальский мир полностью изменил внешнеполитическую ситуацию в Европе, создав иной баланс сил, иные политические приоритеты и ценностные ориентиры, внес международно-правовую основу в систему европейских международных отношений, определив их характер на ближайшие полтора столетия.

Система международных отношений, установившаяся в Европе после Вестфальского мира, исходила из принципа политического равновесия. Однако именно Франция - государство, названное в договоре гарантом соблюдения условий мира, - нарушала это равновесие своими политическими притязаниями и завоевательными действиями. Поэтому страны, независимость и территории которых оказывались под
угрозой, не имея возможности поодиночке сопротивляться могущественной Франции, создавали коалиции, неизменно направленные против Версаля.

Раздел 3. Венская система международных отношений

Содержание раздела: Влияние Великой Французской революции. Новый миропорядок. Принцип национального суверенитета. Политика революционной экспансии. Первые антифранцузские коалиции. Создание империи Наполеона. Политика империи. Война Третьей коалиции. Германская политика Наполеона и Четвертая коалиция. Господство в Европе. «Семейная» и «континентальная» системы Наполеона. Крах Наполеоновской империи. Созыв Венского конгресса. Цели участников. Польско-саксонский вопрос. Германский вопрос. Принцип легитимизма. Решения Венского конгресса. «Сто дней» и Второй Парижский мир. «Европейский концерт». Священный союз. Эпоха конгрессов 1818–1822 гг. Революционные движения 1830–1831 гг. Революции 1848–1849 гг. Реставрация Венской системы. Реальная политика. Принцип национальностей. Восточный вопрос и крах Венской системы.

Учебные понятия: «семейная» и «континентальная» системы Наполеона, «пентархия», греческий вопрос, бельгийский вопрос, восточный вопрос, конгресс, принцип национальностей.

Персоналии: Робеспьер, Ф. Ф. Ушаков, Тадеуш Костюшко, А.В.Суворов, Павел I, Наполеон Бонапарт, Талейран, Фуше, Францем I, Гарденберг, Александр I, Кеслри, Веллингтон, Меттерних, Фридриха Вильгельм III.

Основные образовательные идеи:

В основу Венской системы международных отношений положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй.

Началась эпоха «европейского концерта» - баланса сил между европейскими государствами.

По итогам наполеоновских войн складывается классическая система «пентархии», пятивластие. В Европе находилось пять великих держав, силы которых были практически равнозначны и согласие, между которыми обеспечивает мир в Европе на 40 лет.

В результате краха «венской системы» после Крымской войны и Парижского мира сложилась новая международная обстановка. Крымская война, подорвав внешнеполитические позиции России, окончательно изменила расстановку сил в Европе после Венского конгресса. Распался австро-русско-прусский союз. Вторая империя Наполеона III стремилась не только окончательно похоронить «трактаты 1815 г.», но и «округлить» территорию Франции на востоке (Бельгия, Люксембург) и на юге (Ницца и Савойя). Одновременно активизировалась французская колониальная политика. Она снова обострила традиционный франко-английский антагонизм; колониальный раздел мира не завершился, и каждая из соперничавших держав еще могла «расширять» свои колониальные владения.

Раздел 4. Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Содержание раздела: Международные отношения после Первой мировой войны. Изменение в соотношении сил. Усиление роли социал-демократических и коммунистических партий. Подъем революционного и национально-освободительного движения. Осознание необходимости перемен. Альтернативы послевоенного устройства мира. План Вильсона. Большевистский план. План Ллойд-Джорджа. План Франции. План Италии. План Японии. Парижская мирная конференция. Основные вопросы. Территориально - политические изменения. Колониальные владения. Репарации. Изменения в военном и экономическом аспектах. Отношения между Советской Россией и Германией. Версальский, Сен-Жерменский, Нёйиский, Трианонский и Севрский мирные договоры. Вашингтонская конференция. «Договор четырех, «Договор пяти», «Договор десяти». Изменение принципа европоцентризма. Соотношение демократических и консервативных принципов системы. Противоречия системы. Противостояние держав-победительниц и побежденных стран. Противоречия между державами-метрополиями и колониями. Противоречия между державами-победительницами. Противоречия между малыми европейскими странами. Кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Учебные понятия: метрополия, колония, «четырнадцать пунктов», Лига наций, «договор четырех», «договор пяти», «договор десяти»

Персоналии: Ллойд-Джордж, Вильсон, Гардинг, Гинденбург, Ленин, Сталин, Троцкий, Каменев, Зиновьев.

Основные образовательные идеи:

Обострение соци­альной напряженности, усиление роли социал-демократических и коммунистических партий и организаций, мощный подъем революционного движения явились фактором, подтолкнувшим мировое правительство к созданию новой системы международных отношений.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений сочетала в себе элементы консерватизма в большей степени.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений имела ряд противоречий: держав-победительниц и побежденных стран. держав-метрополий и колоний, держав-победительниц, малых европейских стран.

Выдвинутые большевистским руководством новые принципы внешнеполитической деятельности и противостояние Франции и Германии стали фактором изоляции СССР и Германии.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений изначально была обречена на провал.

Раздел 5. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

Содержание раздела: Противоборствующие лагери. Роль идеологического фактора. Мюнхенский сговор. События на Дальнем Востоке: о. Хасан и Халкин-Гол. Попытки консолидаций. Система коллективной безопасности. Позиции Англии, Франции, Польши и СССР. Договор о ненападении с Германий от 23 августа 1939 года. «Большая тройка». Ялтинская конференция. Определение новых границ на ранее оккупированных Германией территориях. Определение сфер влияния. «Соглашение о процентах». Территориальные изменения. «Декларация об освобождённой Европе». Создание ООН. Потсдамская конференция. Особенности. Создание Совета министров иностранных дел. «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Особенности Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Переход к биполярности.

Учебные понятия: «большая тройка», «мюнхенский сговор», фашизм, тоталитаризм, «Ось Бер­лин-Рим-То­кио», «политика умиротворения агрессора», пакт Молотова-Риббентропа, линия Керзона, «Соглашение о процентах», Организация Объединённых Наций, европоцентризм, биполярность, «холодная война».

Персоналии: Муссолини, Чем­бер­лен, Сталин, Черчилль, Рузвельт, Гитлер, Даладье, Молотов, Риббентроп, Трумэн, Эттли,

Основные образовательные идеи:

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений учла ошибки Версальско-Вашингтонской системы.

Она проработала почти всю вторую половину XX века.

Ялтинско-Потсдамская система разрушила принцип европоцентризма и перешла к биполярности миропорядка. Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР.

Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы.

Появилась Организация Объединенных Наций, повторяла судьбу Лиги Наций.





Тематическое планирование с определением количества часов



п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов


Понятие «геополитика»

1


Вестфальская система международных отношений

8


Венская система международных отношений

7


Версальско-Вашингтонская система международных отношений

9


Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

9















Календарно – тематическое планирование

по предмету «Системы международных отношений в XVIXX вв.»

для 10 класса

Учителя: Беспалова К.С.



Количество часов по базисному учебному плану (в год): 34.

Количество часов по четвертям:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

8

8

10

8

34


Дата проведения

Темы занятий

Тип урока

Раздел 1. Понятие «геополитика» (1 час)

1

4.09

Понятие «геополитика»

Вводный

Раздел 2. Вестфальская система международных отношений (8 часов)

2

11.09

Общеполитическая ситуация в Европе в раннее Новое время

Урок изучения нового материала

3

18.09

Тридцатилетняя война и Вестфальский мир

Комбинированный урок

4

25.09

Вестфальская система международных отношений

Комбинированный урок

5

2.10

Международные отношения в Европе второй половины XVII начала XVIII веков

Комбинированный урок

6

9.10

Военные столкновения 3050-х гг. XVIII века

Комбинированный урок

7

16.10

Восточный вопрос XVIII века

Комбинированный урок

8

23.10

Французская и Американская революции - события, перевернувшие мир

Комбинированный урок

9

6.11

Игра «Своя игра»

Повторительно-обобщающий урок

Раздел 3. Венская система международных отношений (7 часов)

10

13.11

Приход Наполеона к власти и международное положение Франции в конце XVIII начале XVIII

Урок изучения нового материала

11

20.11

Наполеоновские войны

Комбинированный урок

12

27.11

Отечественная война 1812 года

Комбинированный урок

13

4.12

«Сто дней» Наполеона

Комбинированный урок

14

11.12

Венская система международных отношений

Комбинированный урок

15

18.12

Кризис Венской системы

Комбинированный урок

16

25.12

Игра «Что? Где? Когда»

Повторительно-обобщающий урок

Раздел 4. Версальско-Вашингтонская система международных отношений (9 часов)

17

15.01

Международные отношения после Первой мировой войны

Урок изучения нового материала

18

22.01

Альтернативы послевоенного устройства мира

Комбинированный урок

19

29.01

Парижская мирная конференция

Комбинированный урок

20

5.02

Вашингтонская конференция

Комбинированный урок

21

12.02

Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

Комбинированный урок

22

19.02

Версальско-Вашингтонская системы международных отношений: общие принципы

Комбинированный урок

23

26.02

Кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

Комбинированный урок

24

5.03

Международное положение стран-победительниц и проигравших стран как фактор кризиса системы

Комбинированный урок

25

12.03

Дискуссия «Можно ли было удержать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений от распада?»

Повторительно-обобщающий урок

Раздел 5. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (9 часов)

26

19.03


Международные отношения накануне Второй мировой войны

Урок изучения нового материала

27

2.04

Система коллективной безопасности

Комбинированный урок

28

9.04

Причины Второй мировой войны

Комбинированный урок

29

16.04

Ход Второй мировой войны

Комбинированный урок

30

23.04

Международные отношения в ходе Второй мировой войны

Комбинированный урок

31

30.04

Личности Сталина, Черчилля и Рузвельта как факторы становления новой системы международных отношений

Комбинированный урок

32

14.05

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: перспективы развития

Комбинированный урок

33

21.05

Современные международные отношения: преемственность или инновация?

Комбинированный урок

34

28.05

Итоговое тестирование

Итоговый урок

















Список использованной литературы

Адо, А.В. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / А.В. Адо. – М.: Высшая школа, 1986. – 624 с.

Горохов, В.Н. История международных отношений 19181939. М.: Издательство Московского университета, 2004. 288 с.

История международных отношений. Т.1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны / А.В. Ревякин, Н.Ю. Васильева; под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – М.: Аспект-экспресс, 2012. – 400 с.

История международных отношений. Т.2. Межвоенный период и Вторая мировая война/ А.Ю. Борисов, Н.Е. Клейменова, М.М. Наринский, А.Ю. Сидоров; под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – М.: Аспект-экспресс, 2012. – 496 с.

История международных отношений. Т.3. Межвоенный период и Вторая мировая война/ Ю.А. Дубинин , Б.Ф. Мартынов, М.М. Наринский, Т.В. Юрьева; под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – М.: Аспект-экспресс, 2012. – 552 с.

История Новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 / Л.С. Белоусов, И.В. Григорьева, В.П. Смирнов; под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Высшая школа, 1989. – 463 с.

Кабардин, М.С. О роли Версальско-Вашингтонской системы в становлении нового порядка в мире: начало, развитие и прекращение Версальско-Вашингтонской системы // Молодой ученый. 2014. №11. С. 279281.

Кириллова, В.М. Новая история стран Запада (1850–1914 гг.) – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Перо», 2017. – 574 с.

Медяков, А.С. История международных отношений в Новое время / А.С. Медяков. – М.: Просвещение, 2007. – 463 с.

Протопопов, А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648–2000 / А.С. Протопопов. – М.: Аспект-экспресс, 2001. – 190 с.

Хрестоматия по новейшей истории: в 3 т. / под ред. Б.Г. Гафуровой, Л.И. Зубока. Т. 1. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. 928 с.

Шмелева, Н.П. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины и последствия // Молодой ученый. 2016. №13. С. 625628.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.