Элективный курс «Системы международных отношений в XVI–XX вв.»
Элективный курс
«Системы международных отношений в
XVI– XX вв.»
Направленность: историческая
Возраст учащихся: 16-17 лет(10 классы)
Срок реализации: 9 месяцев (34 часа)
Автор-составитель:
Беспалова Ксения Сергеевна
Пояснительная записка
Актуальность курса. В условиях развития современной российской государственности после распада СССР, становления новой системы международных отношений изучение истории международных отношений становится, несомненно, актуальным. Ведь как говорил В.О. Ключевский, «История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Различные интернациональные системы являются настолько сложными международными конструкциями, что их оценки до сих пор сильно различаются. В этом контексте актуальными остаются попытки аналитических характеристик, которые по-своему интерпретируют каждый этап развития системы международных отношений.
Актуальность курса также объясняется возрастающим интересом российского сообщества к положению России на международной арене, обусловленному исторически сложившимися связями.
Элективный курс «Системы международных отношений в XVI – XX вв.» направлен на углубление знаний по внешней политике России и международным отношениям в XVI– XX веках, на установление причинно-следственных связей внешнеполитического курса России и ее международного положения.
Изучение материала по всеобщей истории сквозь призму истории нашей страны раскрывает понимание общих процессов, происходивших в мире, на примере своей страны, что приближает учеников к их близости, а, следовательно, реальности.
Данный курс рассчитан на учащихся 10 классов. К моменту начала изучения элективного курса учащиеся должны знать события внешней политики Российской империи. Курс выполняет функцию удовлетворения индивидуальных образовательных интересов учащихся по истории в
условиях профильного обучения. Элективный курс отвечает запросам учащихся в удовлетворении интереса к истории международных отношений и углублении знаний об особенностях внешней политики России в XVI– XX веках.
Цель элективного курса: сформирование представления о месте Российского государства в системе международных отношений в XVI–XX веках и особенностях межгосударственных отношений этого периода.
Цели соответствуют следующие задачи курса:
- получение знаний по истории межнациональных отношений сквозь призму отечественной истории;
- воспитание патриотизма и гражданской идентичности;
- овладение основными методами исторического познания;
- формирование компетенций и собственного мировоззрения каждого ученика;
- развитие критического мышления, умений и навыков познавательной деятельности.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- иметь представление об истории международных отношений в XVI – XX веках и особенностях межгосударственных отношений этого периода;
- знать основные понятия, даты, процессы и закономерности;
- уметь характеризовать явления и события; работать со средствами наглядности, ИКТ и документами; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам; систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных оценок событий прошлого.
Новизна курса состоит в изучении эволюции системы межнациональных отношений сквозь призму истории частно взятого государства на фоне геополитической теории.
Ведущие методы работы с учащимися: частично-исследовательский и поисковый методы, эвристическая беседа, наблюдение, анализ, «мозговой штурм», сюжетные игры, дискуссии, групповая работа по исследованию и поиску материала, творческая индивидуальная работа.
Программа курса «Системы международных отношений в XVI – XX вв.» рассчитана на 34 учебных занятия. Состоит из 4 разделов: «Вестфальская система международных отношений», «Венская система международных отношений», «Версальско-Вашингтонская система международных отношений» и «Ялтинско-Потсдамская система международных отношений».
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Изучение курса «Системы международных отношений в XVI – XX вв.» в средней школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
а) предметные результаты:
- знать исторические пути различных регионов и разновекторности развития различных стран; базовые понятия, основы политической организации общества и термины курса; конкретные факты исторического процесса на Западе и Востоке; основные направления внешней политики государств мира и историю их взаимоотношений с Россией; правовые основы международного взаимодействия и их воздействие на внешнюю политику государств; принципы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых;
- уметь устанавливать закономерности исторического процесса на Западе и Востоке; объяснять социальное, экономическое, политическое и культурноцивилизационное измерение исторических процессов;
- видеть основную направленность и перспективы глобальных политических процессов, а также их возможные последствия для России;
- определять базовые современные тенденции мирополитического развития;
- выделять общее, особенное и единичное в политическом и экономическом развитии государств;
- понимать изменение роли и места Запада и Востока в мировой системе;
- искать и систематизировать найденный материал по изучаемым проблемам;
- использовать базовое знание теории и методологии междисциплинарного исследования;
- системно мыслить, обобщать, анализировать и воспринимать информацию об историческом пути;
- выявлять международно-политические и дипломатические смыслы возникающих проблем;
- практически применять новые знания, полученные по истории международных отношений.
б) метапредметные результаты:
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; навыками смыслового чтения;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); экологического мышления, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
в) личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Понятие «геополитика»
Содержание раздела: Термин «геополитика». Значение геополитики как самостоятельной теоретической дисциплины. Соперничество сухопутных и морских социумов. «Географический рельеф как судьба». Соотношение понятий «государство» и «нация». Право нации на самоопределение. Эволюция государств. Три зоны мирового географического пространства. «Карта Макиндера».
Учебные понятия: геополитика, теллурократия, талласократия, карта Макиндера.
Персоналии: Макиндер.
Основные образовательные идеи:
Геополитика – это теория политической истории, согласно которой внешняя политика государств определяется их географическими и пространственными параметрами.
Мировое географическое пространство делится на три зоны, за преобладание в каждой из этих зон между морскими и сухопутными социумами идёт борьба.
Раздел 2. Вестфальская система международных отношений
Содержание раздела: Возникновение буржуазных государств. Развитие колониальной системы. Изменения в социально-экономической и культурной жизни европейского общества. Новый характер международных отношений. Возникновение дипломатии. Франко-габсбургское противостояние. Испано-английский конфликт. Борьба за северные морские пути. Франко-английское соперничество. «Османский» вопрос. Роль конфессий. Создание конфессиональных блоков государств: общеевропейское христианское государство или сильные национальные государства. Германский внутренний конфликт 1608–1609 гг. Евангелическая уния и Католическая лига. Развитие франко-габсбургского конфликта. Четыре периода Тридцатилетней войны. Заключение Вестфальского мира 24 октября 1648 года. Территориальные изменения. Политическое устройство Германской империи. Вероисповедание на территории Германии. Независимость Голландии и Швейцарии. Пиренейский мирный договор 7 ноября 1659 года. Европейское равновесие и создание международно-правовой основы миропорядка. Смена конфессионального противоборства торгово-экономическим. Расстановка сил после Тридцатилетней войны. Усиление гегемонии Франции. Войны Людовика XIV. Война за «испанское наследство». Северная война 1700–1721 гг. Баланс и новая расстановка сил.
Англо-французский и австро-прусский конфликты. Война за польское наследство 1733–1738 гг. Война за австрийское наследство 1740–1748 гг. «Переворот союзов» и Семилетняя война 1756–1763 гг. Восточный вопрос. Влияние Американской и Французской буржуазных революций на международные отношения.
Учебные понятия: династический и конфессиональный принципы международных отношений, торгово-экономическое противоборство, «великие державы», метрополии, колонии, зависимые страны.
Персоналии: Карла IV, Эдуард III, Филипп Красивый, Хуана Безумная, Карл V Габсбург, Максимилиан I, Людовик XIV, Мария Терезия, Вильгельм III Оранский, Карл II, Петр I, Карл XII, Карл VI Габсбург, Фридрих II, Людовик XVI, Мария Антуанетта, Екатерина II.
Основные образовательные идеи:
В Средние века преобладал династический принцип международных отношений при помощи династических браков.
В политической жизни Западной Европы XVI в. был отмечен формированием централизованных государств на национальной основе по преимуществу в форме абсолютной монархии.
Тридцатилетняя война завершила вековой период острого конфессионального противостояния в Европе. Религиозный фактор перестал играть существенную роль в международных отношениях.
Вестфальский мир полностью изменил внешнеполитическую ситуацию в Европе, создав иной баланс сил, иные политические приоритеты и ценностные ориентиры, внес международно-правовую основу в систему европейских международных отношений, определив их характер на ближайшие полтора столетия.
Система международных отношений, установившаяся в Европе после Вестфальского мира, исходила из принципа политического равновесия. Однако именно Франция - государство, названное в договоре гарантом соблюдения условий мира, - нарушала это равновесие своими политическими притязаниями и завоевательными действиями. Поэтому страны, независимость и территории которых оказывались под
угрозой, не имея возможности поодиночке сопротивляться могущественной Франции, создавали коалиции, неизменно направленные против Версаля.
Раздел 3. Венская система международных отношений
Содержание раздела: Влияние Великой Французской революции. Новый миропорядок. Принцип национального суверенитета. Политика революционной экспансии. Первые антифранцузские коалиции. Создание империи Наполеона. Политика империи. Война Третьей коалиции. Германская политика Наполеона и Четвертая коалиция. Господство в Европе. «Семейная» и «континентальная» системы Наполеона. Крах Наполеоновской империи. Созыв Венского конгресса. Цели участников. Польско-саксонский вопрос. Германский вопрос. Принцип легитимизма. Решения Венского конгресса. «Сто дней» и Второй Парижский мир. «Европейский концерт». Священный союз. Эпоха конгрессов 1818–1822 гг. Революционные движения 1830–1831 гг. Революции 1848–1849 гг. Реставрация Венской системы. Реальная политика. Принцип национальностей. Восточный вопрос и крах Венской системы.
Учебные понятия: «семейная» и «континентальная» системы Наполеона, «пентархия», греческий вопрос, бельгийский вопрос, восточный вопрос, конгресс, принцип национальностей.
Персоналии: Робеспьер, Ф. Ф. Ушаков, Тадеуш Костюшко, А.В.Суворов, Павел I, Наполеон Бонапарт, Талейран, Фуше, Францем I, Гарденберг, Александр I, Кеслри, Веллингтон, Меттерних, Фридриха Вильгельм III.
Основные образовательные идеи:
В основу Венской системы международных отношений положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй.
Началась эпоха «европейского концерта» - баланса сил между европейскими государствами.
По итогам наполеоновских войн складывается классическая система «пентархии», пятивластие. В Европе находилось пять великих держав, силы которых были практически равнозначны и согласие, между которыми обеспечивает мир в Европе на 40 лет.
В результате краха «венской системы» после Крымской войны и Парижского мира сложилась новая международная обстановка. Крымская война, подорвав внешнеполитические позиции России, окончательно изменила расстановку сил в Европе после Венского конгресса. Распался австро-русско-прусский союз. Вторая империя Наполеона III стремилась не только окончательно похоронить «трактаты 1815 г.», но и «округлить» территорию Франции на востоке (Бельгия, Люксембург) и на юге (Ницца и Савойя). Одновременно активизировалась французская колониальная политика. Она снова обострила традиционный франко-английский антагонизм; колониальный раздел мира не завершился, и каждая из соперничавших держав еще могла «расширять» свои колониальные владения.
Раздел 4. Версальско-Вашингтонская система международных отношений
Содержание раздела: Международные отношения после Первой мировой войны. Изменение в соотношении сил. Усиление роли социал-демократических и коммунистических партий. Подъем революционного и национально-освободительного движения. Осознание необходимости перемен. Альтернативы послевоенного устройства мира. План Вильсона. Большевистский план. План Ллойд-Джорджа. План Франции. План Италии. План Японии. Парижская мирная конференция. Основные вопросы. Территориально - политические изменения. Колониальные владения. Репарации. Изменения в военном и экономическом аспектах. Отношения между Советской Россией и Германией. Версальский, Сен-Жерменский, Нёйиский, Трианонский и Севрский мирные договоры. Вашингтонская конференция. «Договор четырех, «Договор пяти», «Договор десяти». Изменение принципа европоцентризма. Соотношение демократических и консервативных принципов системы. Противоречия системы. Противостояние держав-победительниц и побежденных стран. Противоречия между державами-метрополиями и колониями. Противоречия между державами-победительницами. Противоречия между малыми европейскими странами. Кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Учебные понятия: метрополия, колония, «четырнадцать пунктов», Лига наций, «договор четырех», «договор пяти», «договор десяти»
Персоналии: Ллойд-Джордж, Вильсон, Гардинг, Гинденбург, Ленин, Сталин, Троцкий, Каменев, Зиновьев.
Основные образовательные идеи:
Обострение социальной напряженности, усиление роли социал-демократических и коммунистических партий и организаций, мощный подъем революционного движения явились фактором, подтолкнувшим мировое правительство к созданию новой системы международных отношений.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений сочетала в себе элементы консерватизма в большей степени.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений имела ряд противоречий: держав-победительниц и побежденных стран. держав-метрополий и колоний, держав-победительниц, малых европейских стран.
Выдвинутые большевистским руководством новые принципы внешнеполитической деятельности и противостояние Франции и Германии стали фактором изоляции СССР и Германии.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений изначально была обречена на провал.
Раздел 5. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений
Содержание раздела: Противоборствующие лагери. Роль идеологического фактора. Мюнхенский сговор. События на Дальнем Востоке: о. Хасан и Халкин-Гол. Попытки консолидаций. Система коллективной безопасности. Позиции Англии, Франции, Польши и СССР. Договор о ненападении с Германий от 23 августа 1939 года. «Большая тройка». Ялтинская конференция. Определение новых границ на ранее оккупированных Германией территориях. Определение сфер влияния. «Соглашение о процентах». Территориальные изменения. «Декларация об освобождённой Европе». Создание ООН. Потсдамская конференция. Особенности. Создание Совета министров иностранных дел. «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Особенности Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Переход к биполярности.
Учебные понятия: «большая тройка», «мюнхенский сговор», фашизм, тоталитаризм, «Ось Берлин-Рим-Токио», «политика умиротворения агрессора», пакт Молотова-Риббентропа, линия Керзона, «Соглашение о процентах», Организация Объединённых Наций, европоцентризм, биполярность, «холодная война».
Персоналии: Муссолини, Чемберлен, Сталин, Черчилль, Рузвельт, Гитлер, Даладье, Молотов, Риббентроп, Трумэн, Эттли,
Основные образовательные идеи:
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений учла ошибки Версальско-Вашингтонской системы.
Она проработала почти всю вторую половину XX века.
Ялтинско-Потсдамская система разрушила принцип европоцентризма и перешла к биполярности миропорядка. Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР.
Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы.
Появилась Организация Объединенных Наций, повторяла судьбу Лиги Наций.
Тематическое планирование с определением количества часов
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
Понятие «геополитика» | 1 | |
Вестфальская система международных отношений | 8 | |
Венская система международных отношений | 7 | |
Версальско-Вашингтонская система международных отношений | 9 | |
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений | 9 |
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Системы международных отношений в XVI– XX вв.»
для 10 класса
Учителя: Беспалова К.С.
Количество часов по базисному учебному плану (в год): 34.
Количество часов по четвертям:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год |
8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
№ | Дата проведения | Темы занятий | Тип урока |
Раздел 1. Понятие «геополитика» (1 час) | |||
1 | 4.09 | Понятие «геополитика» | Вводный |
Раздел 2. Вестфальская система международных отношений (8 часов) | |||
2 | 11.09 | Общеполитическая ситуация в Европе в раннее Новое время | Урок изучения нового материала |
3 | 18.09 | Тридцатилетняя война и Вестфальский мир | Комбинированный урок |
4 | 25.09 | Вестфальская система международных отношений | Комбинированный урок |
5 | 2.10 | Международные отношения в Европе второй половины XVII –начала XVIII веков | Комбинированный урок |
6 | 9.10 | Военные столкновения 30–50-х гг. XVIII века | Комбинированный урок |
7 | 16.10 | Восточный вопрос XVIII века | Комбинированный урок |
8 | 23.10 | Французская и Американская революции - события, перевернувшие мир | Комбинированный урок |
9 | 6.11 | Игра «Своя игра» | Повторительно-обобщающий урок |
Раздел 3. Венская система международных отношений (7 часов) | |||
10 | 13.11 | Приход Наполеона к власти и международное положение Франции в конце XVIII – начале XVIII | Урок изучения нового материала |
11 | 20.11 | Наполеоновские войны | Комбинированный урок |
12 | 27.11 | Отечественная война 1812 года | Комбинированный урок |
13 | 4.12 | «Сто дней» Наполеона | Комбинированный урок |
14 | 11.12 | Венская система международных отношений | Комбинированный урок |
15 | 18.12 | Кризис Венской системы | Комбинированный урок |
16 | 25.12 | Игра «Что? Где? Когда» | Повторительно-обобщающий урок |
Раздел 4. Версальско-Вашингтонская система международных отношений (9 часов) | |||
17 | 15.01 | Международные отношения после Первой мировой войны | Урок изучения нового материала |
18 | 22.01 | Альтернативы послевоенного устройства мира | Комбинированный урок |
19 | 29.01 | Парижская мирная конференция | Комбинированный урок |
20 | 5.02 | Вашингтонская конференция | Комбинированный урок |
21 | 12.02 | Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений | Комбинированный урок |
22 | 19.02 | Версальско-Вашингтонская системы международных отношений: общие принципы | Комбинированный урок |
23 | 26.02 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений | Комбинированный урок |
24 | 5.03 | Международное положение стран-победительниц и проигравших стран как фактор кризиса системы | Комбинированный урок |
25 | 12.03 | Дискуссия «Можно ли было удержать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений от распада?» | Повторительно-обобщающий урок |
Раздел 5. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (9 часов) | |||
26 | 19.03 | Международные отношения накануне Второй мировой войны | Урок изучения нового материала |
27 | 2.04 | Система коллективной безопасности | Комбинированный урок |
28 | 9.04 | Причины Второй мировой войны | Комбинированный урок |
29 | 16.04 | Ход Второй мировой войны | Комбинированный урок |
30 | 23.04 | Международные отношения в ходе Второй мировой войны | Комбинированный урок |
31 | 30.04 | Личности Сталина, Черчилля и Рузвельта как факторы становления новой системы международных отношений | Комбинированный урок |
32 | 14.05 | Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: перспективы развития | Комбинированный урок |
33 | 21.05 | Современные международные отношения: преемственность или инновация? | Комбинированный урок |
34 | 28.05 | Итоговое тестирование | Итоговый урок |
Список использованной литературы
Адо, А.В. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / А.В. Адо. – М.: Высшая школа, 1986. – 624 с.
Горохов, В.Н. История международных отношений 1918–1939. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 288 с.
История международных отношений. Т.1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны / А.В. Ревякин, Н.Ю. Васильева; под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – М.: Аспект-экспресс, 2012. – 400 с.
История международных отношений. Т.2. Межвоенный период и Вторая мировая война/ А.Ю. Борисов, Н.Е. Клейменова, М.М. Наринский, А.Ю. Сидоров; под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – М.: Аспект-экспресс, 2012. – 496 с.
История международных отношений. Т.3. Межвоенный период и Вторая мировая война/ Ю.А. Дубинин , Б.Ф. Мартынов, М.М. Наринский, Т.В. Юрьева; под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – М.: Аспект-экспресс, 2012. – 552 с.
История Новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 / Л.С. Белоусов, И.В. Григорьева, В.П. Смирнов; под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Высшая школа, 1989. – 463 с.
Кабардин, М.С. О роли Версальско-Вашингтонской системы в становлении нового порядка в мире: начало, развитие и прекращение Версальско-Вашингтонской системы // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 279–281.
Кириллова, В.М. Новая история стран Запада (1850–1914 гг.) – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Перо», 2017. – 574 с.
Медяков, А.С. История международных отношений в Новое время / А.С. Медяков. – М.: Просвещение, 2007. – 463 с.
Протопопов, А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648–2000 / А.С. Протопопов. – М.: Аспект-экспресс, 2001. – 190 с.
Хрестоматия по новейшей истории: в 3 т. / под ред. Б.Г. Гафуровой, Л.И. Зубока. – Т. 1. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. – 928 с.
Шмелева, Н.П. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины и последствия // Молодой ученый. – 2016. – №13. – С. 625–628.