Элективный курс «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10–11 класс)
Элективный курс
«Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Пояснительная записка.
Предлагаемый элективный курс «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики», автор А.Н.Земляков, ориентирован на обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений, реализующих профильную подготовку. Курс дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе большое число сложных задач, многие из которых понадобятся, как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к различного рода экзаменов. Структура курса представляет собой шесть логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.
Курс рассчитан на 70 часов.
Цель курса:
повторить и обобщить курса алгебры и основ анализа;
создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к ЕГЭ учебе, в высшей школе.
Задачи курса:
реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
выявление и развитие их математических способностей;
обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач и уравнений. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
формирование и развитие аналитического и логического мышления.
расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.
Структура курса.
| Тема 1 Логика алгебраических задач (7 часов). Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными. Множество решений задачи. Следование и равносильность (эквивалентность) задач. Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств. Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач. Алгебраические задачи с параметрами. Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность. Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости. 
 Тема 2 Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (14 часов). Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов. Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком. Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета. Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета. Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена. Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение. Куб суммы/разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано. Графический анализ кубического уравнения х3+Ах=В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел. Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. Линейная замена, основанная на симметрии. Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари. Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами. Приемы установления иррациональности и рациональности чисел. 
 Тема 3 Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (7 часов). Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств. Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости, Стандартные неравенства. Метод областей. 
 Тема 4 Рациональные алгебраические системы (17 часов) Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными. Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений. Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга—Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных). Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными, Метод разложения при решении систем уравнений. Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. Оценка значений переменных. Сведение уравнений к системам. Системы с тремя переменными. Основные методы. Системы Виета с тремя переменными. 
 Тема 5 Иррациональные алгебраические задачи (10 часов) Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятия арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами, Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам. Освобождение от кубических радикалов. Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности. Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений. Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем). «Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем. Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знакопостоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. Замена при решении иррациональных неравенств. Использование монотонности и оценок при решении неравенств. Уравнения с модулями. Раскрытие модулей стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей. Неравенства с Модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах. Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»). Иррациональные алгебраические системы. Основные приемы. Смешанные системы с двумя переменными. 
 Тема 6 Алгебраические задачи с параметрами (8 часов). Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами. Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов. Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов. Задачи с модулями и параметром. Критические значения параметра. Метод интервалов в неравенствах с параметрами. Замена в задачах с параметрами. Метод разложения в задачах с параметрами. Разложение с помощью разрешения относительно параметра. Системы с параметрами. Метод координат (Метод «Оха», или горизонтальных сечений) в задачах с параметрами. Идея метода. Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических уравнений с параметрами. Уединение параметра и метод «Оха». Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических неравенств и систем неравенств с параметрами. Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами. Замена при использовании метода «Оха». Задачи с модулями и параметрами. Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. Аналитический подход. Метод координат. Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. 
 Требования к подготовке учащихся. Настоящая программа предполагает следующие требования: иметь представления о методах и приемах решения иррациональных , рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; получить навыки построения математической модели( формализации) задач с текстовым содержанием; иметь представление о структуре решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром; уметь решать прикладные задачи; . иметь представление о методе интервалов при решении иррациональных неравенств, неравенств содержащих модуль и неравенств с параметром; . иметь представление о методе подстановки, методе исключения переменной, о равносильных линейных преобразованиях систем. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Александрова Н.В. Математические термины. — М., Высшая школа, i978. Глейзер ГК История математики в средней школе. — М., 1970. Кравченко АВ. Знак, значение, знание, — Иркутск, 2001. Столяр А.А. Как математика ум в порядок приводит. Минск, Высшая школа, 1982. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение. - 252с. 2. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение. - 252с. 3. Факультативный курс по математике: Теория вероятностей: Учеб. пособие для 9 - 11 кл. сред. шк. - 3-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1990-160с: ил. 4. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7 - 9 кл. сред, шк. / сост. И.Л. Никольская. - М.: Просвещение, 1991 — 383с: ил. 5. Шарыгин И.Ф. Математика для поступающих в вузы: Учеб. пособие. -3-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2000 - 416с: ил. 6. Математика для поступающих в вузы: Пособие /Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Г. Розов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 672с: ил. 7. А.Н. Земляков. Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.Элективный курс: Учебное пособие /А.Н.Земляков-М.: БИНОМ.Лаборатория знаний,2006.-319 с.ил. 
 Адреса образовательных Интернет ресурсов: 
 1. WWW. Kengyry. ru –Интернет олимпиада по математике «Кенгуру» . 2. http://matclub.ru – Высшая математика, лекции, примеры решения задач. Математика. Функции и их графики. 3. WWW.allmath – Вся математика. 4. htt://mathsun.ru – История математики. Биографии великих математиков. 5. WWW.matematik.ru Математика для абитуриентов. 6. WWW/exponenta.ru – Образовательный математический сайт. 7. WWW.math.ru – Образовательный математический сайт. 8. http:// gotovkege.ru– ЕГЭ математика | 
Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса учащиеся должны: уверенно решать указанные в программе курса вида уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; решать текстовые задачи различного уровня сложности; уметь решать нестандартные задачи, связанные с параметрами и модулями, с графическим способом решения уравнений и неравенств, с применением производной.
В результате изучения курса учащиеся должны: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; иметь наглядные представления об основных свойствах функции, иллюстрировать их с помощью графических изображений; изображать графики функций, описывать свойства функций, уметь использовать свойства функций для сравнения и оценки ее значений; применять производную функции при анализе и решении задач.
Календарно-тематическое планирование.
| № | Тема | Коли чество часов | Цели к уроку | Дата | ||||
| 10 класс | ||||||||
| Логика алгебраических задач. 7 часов | ||||||||
| 1 | Элементарные задачи как предложение с переменными. Следование и равносильность задач. | 1 | Формировать понятие следование и равносильность задач. | 
 | ||||
| 2 | Уравнение с переменными | 1 | Формировать умения и навыки решения уравнения с переменными. | 
 | ||||
| 3 | Уравнение с переменными. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения уравнения с переменными. | 
 | ||||
| 4 | Алгебраические задачи с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки решения алгебраических задач с параметрами. | 
 | ||||
| 5 | Алгебраические задачи с параметрами. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения алгебраических задач с параметрами. | 
 | ||||
| 6 | Логические задачи с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки решения логических задач с параметрами. | 
 | ||||
| 7 | Логические задачи с параметрами. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения логических задач с параметрами. | с/р | ||||
| Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения. 14 часов | ||||||||
| 8 | Теорема Безу. Корни многочленов. Следствие из теоремы Безу. | 1 | Формировать понятие теорема Безу и следствия из нее. | 
 | ||||
| 9 | Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая т.Виета. | 1 | Формировать умения и навыки решения полностью разложимых многочленов. | 
 | ||||
| 10 | Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая т.Виета. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения полностью разложимых многочленов. | с/р | ||||
| 11 | Элементы перечислительной комбинаторики. | 1 | Формировать понятие элементы перечислительной комбинаторики. | 
 | ||||
| 12 | Квадратный трехчлен : линейная замена, график, корни, разложение. | 1 | Формировать понятие квадратный трехчлен : линейная замена, график, корни, разложение. | 
 | ||||
| 13 | Квадратные неравенства. Кубические многочлены. | 1 | Формировать умения и навыки решения квадратных неравенств. | 
 | ||||
| 14 | Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. | 1 | Продолжать формировать решения квадратных неравенств. | 
 | ||||
| 15 | Угадывание корней и разложение. | 1 | Продолжать формировать решения квадратных неравенств. | с/р | ||||
| 16 | Куб суммы/разности. Линейная замена. Формула Кардано. | 1 | Формировать понятие куб суммы/разности. Линейная замена. Формула Кардано. | 
 | ||||
| 17 | Графический анализ кубического уравнения. | 1 | Формировать умения и навыки проводить графический анализ кубического уравнения. | 
 | ||||
| 18 | Неприводимый случай (три корня и необходимость комплексных чисел. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки проводить графический анализ кубического уравнения. | 
 | ||||
| 19 | Уравнение степени 4. | 1 | Формировать умения и навыки решения уравнение степени 4. | 
 | ||||
| 20 | Биквадратные уравнения. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения уравнение степени 4. | 
 | ||||
| 21 | Представление о методе замены. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения уравнение степени 4. | с/р | ||||
| Рациональные алгебраические уравнения и неравенства. 7 часов | ||||||||
| 22 | Представление о рациональных алгебраических выражениях. | 1 | Формировать понятие рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены. | 
 | ||||
| 23 | Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены. | 1 | Продолжать формировать понятие рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены. | 
 | ||||
| 24 | Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены. | 1 | Продолжать формировать понятие рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены. | с/р | ||||
| 25 | Дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства. | 1 | Формировать умения и навыки решения дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства. | 
 | ||||
| 26 | Дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства. | 
 | ||||
| 27 | Неравенства с двумя переменными. | 1 | Формировать умения и навыки решения неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости. | 
 | ||||
| 28 | Множество решений неравенства на координатной плоскости. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости. | 
 | ||||
| Резерв. 7 часов | ||||||||
| 29 | Повторение. Решение задач по теме «Алгебраические задачи с параметрами» | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 30 | Повторение. Решение задач по теме «Уравнение степени 4» | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 31 | Повторение. Решение задач по теме «Биквадратные уравнения» | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 32 | Повторение. Решение задач по теме «Дробно-рациональные алгебраические уравнения» | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 33 | Повторение. Решение задач по теме «Дробно-рациональные алгебраические неравенства» | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 34 | Повторение. Решение задач по теме «Неравенства с двумя переменными» | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 35 | Повторение. Решение задач. | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 11 класс | ||||||||
| Рациональные алгебраические системы. 13 часов | ||||||||
| 36 | Уравнение с несколькими переменными. | 1 | Формировать умения и навыки решения уравнение с несколькими переменными. | 
 | ||||
| 37 | Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. | 1 | Формировать умения и навыки решения рациональных алгебраических систем. | 
 | ||||
| 38 | Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения рациональных алгебраических систем. | 
 | ||||
| 39 | Однородные системы уравнений с двумя переменными. | 1 | Формировать умения и навыки решения однородных алгебраических систем. | 
 | ||||
| 40 | Замена переменных в системах уравнений. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения однородных алгебраических систем. | 
 | ||||
| 41 | Симметрические выражения от двух переменных. | 1 | Формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных. | 
 | ||||
| 42 | Теорема Варенга - Гаусса. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных. | 
 | ||||
| 43 | Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных. | 
 | ||||
| 44 | Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных. | 
 | ||||
| 45 | Метод разложения при решении систем уравнений . | 1 | Формировать умения и навыки решения методом разложения при решении систем уравнений . | 
 | ||||
| 46 | Метод разложения при решении систем уравнений . | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решения методом разложения при решении систем уравнений . | 
 | ||||
| 47 | Системы с тремя переменными. | 1 | Формировать умения и навыки решения системы с тремя переменными. | 
 | ||||
| 48 | Системы с тремя переменными. | 1 | Продолжать формировать умения решения системы с тремя переменными. | 
 | ||||
| 49 | Системы Виета с тремя переменными. | 1 | Продолжать формировать умения решения системы с тремя переменными. | с/р | ||||
| Иррациональные алгебраические задачи. 10 часов | ||||||||
| 50 | Представление об иррациональных алгебраических функциях. | 1 | Формировать умения и навыки решения иррациональных алгебраических уравнений. | 
 | ||||
| 51 | Понятие арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. | 1 | Продолжать формировать умения решения иррациональных алгебраических уравнений. | 
 | ||||
| 52 | Уравнения с квадратными радикалами. | 1 | Формировать умения и навыки решения уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. | 
 | ||||
| 53 | Замена переменной. | 1 | Продолжать формировать умения решения уравнения с квадратными радикалами. | 
 | ||||
| 54 | Уравнения с модулями. Раскрытие модулей стандартные схемы | 1 | Формировать умения и навыки решения уравнения с модулями | 
 | ||||
| 55 | Уравнения с модулями. Раскрытие модулей стандартные схемы | 1 | Формировать умения и навыки решения уравнения с модулями | 
 | ||||
| 56 | Метод интервалов при раскрытии модулей. | 1 | Формировать умения и навыки использования метода интервалов при раскрытии модулей | 
 | ||||
| 57 | Метод интервалов при раскрытии модулей. | 1 | Формировать умения и навыки использования метода интервалов при раскрытии модулей | с/р | ||||
| 58 | Иррациональные алгебраические неравенства. | 1 | Формировать умения и навыки решать иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства. | 
 | ||||
| 59 | Дробно-иррациональные неравенства. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки решать иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства. | 
 | ||||
| Алгебраические задачи с параметрами. 8 часов | ||||||||
| 60 | Рациональные задачи с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки решать рациональные задачи с параметрами. | 
 | ||||
| 61 | Иррациональные задачи с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки решать иррациональные задачи с параметрами. | 
 | ||||
| 62 | Задачи с модулями и параметром. | 1 | Формировать умения и навыки решать задачи с модулями и параметром. | 
 | ||||
| 63 | Метод интервалов в неравенствах с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки решать неравенства с параметрами. | 
 | ||||
| 64 | Системы с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки решать системы с параметрами. | 
 | ||||
| 65 | Метод координат (метод «Оха», или горизонтальных сечений) в задачах с параметрами. | 1 | Формировать понятие метода координат. | 
 | ||||
| 66 | Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | 1 | Формировать умения и навыки применения производной при анализе и решении задач с параметрами. | 
 | ||||
| 67 | Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | 1 | Продолжать формировать умения и навыки применения производной при анализе и решении задач с параметрами. | с/р | ||||
| Резерв. 3 часов | ||||||||
| 68 | Повторение. Решение задач. | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 69 | Повторение. Решение задач. | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
| 70 | Повторение. Решение задач. | 1 | Разбор заданий ЕГЭ | |||||
 
                                     
                                 
                         
                         
                        