Элективный курс «В лабиринтах информатики»

1
0
Материал опубликован 27 November 2019








Программа

элективного курса

«В лабиринтах информатики»










Класс: 9 класс.

Количество часов: 35.

Автор: Юсупова Е.В.

















2019-2020 учебный год

1. Планируемые результаты освоения элективного курса

Обучающиеся развивают:

логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;

овладевают математическими рассуждениями;

учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;

овладевают умениями решения учебных задач;

развивают математическую интуицию;

навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.);

Предметные результаты должны отражать умение:

подсчитывать информационный объём сообщения;

использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

создавать и преобразовывать логические выражения;

оценивать результат работы известного программного обеспечения;

производить поиск информации в документах и файловой системе компьютера;

создание небольшой презентации из предложенных элементов или

создание форматированного текстового документа, включающего

формулы и таблицы;

разработки технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

разработки алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

2. Содержание элективного курса

1. «Информация и информационные процессы»

1.1. Представление информации

Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.

1.2. Передача информации.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

1.3. Обработка информации.

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

1.4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение общего назначения.

2. Информационные и коммуникационные технологии

2.1. Основные устройства, используемые в ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие

операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись музыки с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.

2.3. Создание и обработка информационных объектов.

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета; использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

2.4. Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии справочники; информация в компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации. Компьютерные и не компьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.

2.5. Проектирование и моделирование.

Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели.

2.6. Математические инструменты, динамические таблицы.

Таблицы как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

2.7. Организация информационной среды.

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

3. Тематическое планирование.


Тема

Количество часов

Информация и информационные процессы

11

1-2

Представление информации

2

3

Передача информации

1

4-8

Обработка информации

5

9-11

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

3

Информационные и коммуникационные технологии

21

12-14

Основные устройства, используемые в ИКТ

2

15-17

Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира

3

18-22

Создание и обработка информационных объектов

5

23-25

Поиск информации

3

26-27

Проектирование и моделирование

2

28-31

Математические инструменты, динамические таблицы

4

32-33

Организация информационной среды

2

34-35

Итоговая работа

2

Итого:

35


Демо-версия итоговой работы

1. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

2. От разведчика было получено сообщение:

001001110110100

В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по такой таблице:

А

Б

К

Л

О

С

01

100

101

111

00

110

Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.

3. Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание:

(x > 16) И НЕ (x нечётное).

4. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги,

протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.


A

B

C

D

E

A


1

4

3

7

B

1


2

5


C

4

2


3


D

3

5

3


2

E

7



2


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

5. У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1

2. умножь на b, (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)

Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82.

Определите значение b.

6. Ниже приведена программа, записанная на языках программирования.

Алгоритмический язык

алг

нач

цел s, t

ввод s

ввод t

если s>10 или t>10

то вывод "ДА"

иначе вывод "НЕТ"

все

кон

Паскаль

var s,t: integer;

begin

readln(s);

readln(t);

if (s>10) or (t>10)

then writeln("ДА")

else writeln("НЕТ")

end.

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:

(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?

7. Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по

протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7.

Запишите в ответе последовательность этих цифр, кодирующую адрес

указанного файла в сети Интернет.

1) obr.

2) /

3) org

4) ://

5) doc

6) rus.

7) https

8. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

Рыбак | Рыбка

780

Рыбак

260

Рыбак & Рыбка

50

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

9. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?

t1574874790aa.png











10. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328 , 111102



Критерии оценивания:

«Зачет» ставится, при выполнении более 51% заданий

«Незачет» ставится, при выполнении менее 50% заданий



Ответы:

ТЮЛЕНЬ

ОБЛАКО

18

8

10

5

7413265

570

10

35


Перечень пособий


Ушаков Д.М. ОГЭ-2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену. — М.: Астрель, 2019.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.