Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №4 г. Онеги»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Я, будущее и энергия»
(7 класс, 34 часа)
Некрасова Светлана Марьяновна
учитель химии
высшая квалификационная категория
г. Онега, 2013
Пояснительная записка.
Ресурсы углеродного топлива в относительно отдаленном будущем времени, безусловно, конечны. Однако на первое место в настоящее время выходит такой аспект, как стоимость добываемого топлива. Например, добытое топливо при сжигании выделяет газы, среди которых многие относятся к парниковым.
В этой связи важно, используя имеющееся время, изменить потребительское отношение к энергии и подготовиться к другому энергетическому бытию, которое неизбежно для нас в будущем.
Курс рассчитан для предпрофильной подготовки учащихся 9 – го класса, с целью ориентации на естественнонаучный профиль обучения в 10-11 классах. Продолжительность курса – 34 часа. Основная концепция курса заключается в стремлении подвести сегодняшних детей (завтрашних специалистов) к пониманию энергосбережения как дополнительного, практически безопасного ресурса энергии. Сформировать при этом у них активную жизненную позицию, заложить идеи устойчивого энергопотребления.
По своей типологии курс является межпредметным. Поскольку в основе курса лежат вопросы, связанные с энергией и энергетикой, то данный курс опирается содержательный материал предметов естественно – научного цикла, изучаемых в 7-9 классах общеобразовательных школ: физика, химия, география и экология. В данном курсе энергия изучается как часть единой природно-социальной системы.
В ходе выполнения индивидуальных и групповых практических заданий, ролевых игр, дискуссий, предусмотренных курсом, учащиеся приобретут общеучебные умения и навыки работы в группе. Обучение по курсу будет способствовать развитию у учащихся навыков управления и проектирования, принятия единого общегруппового решения.
Данный курс призван познакомить учащихся с новыми специальностями, связанными с энергетикой, управлением в области энергопотребления, энергодобычи и энергосбережения.
Курс знакомит учеников с профессиями: эколог, природопользователь, инженер – эколог, геоэколог, физик.
Цель курса: заложить теоретические и практические основы разумного энергопотребления; ознакомить учащихся с современной культурой энергосбережения в производстве и в быту.
Курс позволяет решать следующие задачи:
раскрыть главные природные закономерности, связанные с энергией и энергопотреблением;
показать роль человека в возникновении энергетического кризиса;
нацелить учащихся на поиск новых путей выхода из энергетического кризиса;
развить навыки, связанные с разумным энергопотреблением, привлекая учащихся к энергосберегающей деятельности.
В курсе используются активные формы и методы обучения. К ним относятся деловые и ролевые игры, аналитические работы, дискуссии, практические работы, круглые столы. Каждое занятие включает несколько различных форм организации работы учащихся. Предлагаются домашние задания (эксперименты, опыты, исследования, анализ и обработка информации, анкетирование), в выполнении которых могут участвовать все члены семьи учащегося. Особый акцент в курсе делается на преодолении абстрактности знаний и использовании их в повседневной жизни, а также на мотивации учащихся к самоопределению в принятии решений. Основной особенностью курса являются его структура и содержание, при которых учащиеся смогут увидеть практический результат своей деятельности как в процессе обучения, так и в процессе применения полученных знаний и умений в быту и трудовой деятельности.
Основные ожидаемые результаты: Изучая курс, учащиеся:
поймут основные физические законы и закономерности, объясняющие энергетические процессы;
увидят зависимость развития общества от использования энергии;
осознают важность развития общества от использования энергии;
научатся основам энергосбережения;
попробуют свои силы в принятии управленческих решений в области энергетики.
Апробация курса проводилась в образовательных учреждениях Владивостока – МОУ «СОШ №11», МОУ «СОШ №77», в ГОУ ВГУЭС «Образовательные школа – интернат для одаренных детей».
Содержание программы курса.
Занятие 1. Образ энергии (2 часа). Основные виды энергии (механическая, тепловая, электрическая, световая, ядерная, химическая). Понятие энергоносителя. Основные свойства энергии: энергия универсальна, энергия вечна, энергия – мера движения и взаимодействия различных видов материи.
Раздел 1. У энергии свои законы.
Занятие 2. Энергия измеряема (2 часа).
Кинетическая и потенциальная энергия. Первый энергетический закон- закон сохранения энергии. Полезная работа. Энергетический цикл и проблема создания вечного двигателя. Единицы измерения энергии и мощности. Полезная работа.
Занятие 3. Превращения энергии (2 часа).
Необратимость природных процессов. Второй закон термодинамики. Энергопотери при производстве энергии.
Занятие 4. Качество энергии (2 часа).
Энергия высокого и низкого качества. Энергосберегающие мероприятия в соответствии с законами, которым подчиняется энергия.
Раздел 2. Человечество и энергия.
Занятие 5. Традиционные источники энергии (2 часа).
Традиционные топливные источники энергии (уголь, нефть, газ, торф, древесина), их преимущества и недостатки. Возобновимые и невозобновимые источники энергии.
Занятие 6. Альтернативные источники энергии (1 – я часть) (2 часа).
Основные источники альтернативной энергетики: солнце, ветер, падающая вода, морские приливы, геотермальные, биомасса; их использование в настоящее время. Атомная энергетика.
Занятие 7. Альтернативные источники энергии. Практикум (2 –я часть) (2 часа).
Проектирование и конструирование установки для опреснения воды, коллекторов – водонагревателей, солнечной печи.
Занятие 8. История энергопотребления (2 часа).
Получение энергии в прошлом. Основные периоды в развитии цивилизации (охотничье – собирательный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный). Теория трех волн цивилизаций (Алвин Тоффлер). Энергопотребление и энергозатраты.
Занятие 9. Энергопотребление сегодня: катастрофа, кризис или…(2 часа).
Различия между понятиями «катастрофа» и «кризис». Кризисы прошлого. Современный экологический кризис и три его спектра (загрязнение среды, истощение ресурсов, деградация среды). Парниковый эффект, глобальное потепление, изменение климата.
Занятие 10. Дорога в будущее (2 часа).
Пути развития человечества. Концепция устойчивого развития. Понятие «окружающая среда» и три его составляющие: природа, экономика, общество. Модели взаимосвязи природы, экономики и общества.
Раздел 3. Я, ты, мы и экономика (5 часов).
Занятие 11. Энергия в нашем доме (2 часа).
Энергоемкость бытовой техники. Выбор электролампочки с позиции разумного энергопотребления. Лампочка накаливания (ЛН) и компактная люминесцентная лампа (КЛЛ). Переход потребителей на использование КЛЛ.
Занятие 12. Поход в магазин (2 часа).
Классы энергоэффективности бытовых приборов. Потребление электроэнергии бытовыми приборами разных классов. Энергоэффективность как один из критериев выбора бытовой техники.
Занятие 13. Транспорт и энергопотребление (1 час).
История транспорта. Виды транспорта, скорость и источники энергии. Проблемы, связанные с развитием транспорта.
Раздел 4. Будущее мое и человечества (11 часов).
Занятие 24-25. Шаги к устойчивому будущему (2 часа).
Противоречивость подходов и взглядов на проблему энергетики. Энергетика будущего. Два основных принципа энергетической стратегии России (Энергоэффективность, экологичность). Возможные сценарии будущего человечества. Желаемое будущее (основанное на устойчивой энергетике); пути его достижения; люди, от которых оно зависит (представители различных категорий общества и лично каждый). Позитивные достижения, происходящие в энергетической сфере в настоящее время, их проявление в политике, экономике, развитии технологий, в социальной области.
Занятие 26-34. Разработка проекта по энергосбережению (9 часов).
Работа по проекту энергосбережения. Опыт работы по проекту в рамках ШПИРЭ есть.
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование тем курса |
Форма организации |
Формы и виды контроля |
1 |
Вводное занятие. Образ энергии. |
Мозговой штурм. Дидактическая игра. |
Эссе |
2 |
Энергия измеряема. |
Работа в малых группах. Постановка эксперимента. Мини-лекция. Дискуссия. |
Обсуждение результатов. Объяснение результатов. Записи в тетради. Участие в дискуссии. |
3 |
Превращение энергии. |
Мини-лекция. Обучающая игра (работа в группах и малых группах). |
Записи в тетради. Схема как результат работы групп. |
4 |
Качество энергии. |
Индивидуальная работа с анкетой. Работа в малых группах. Обучающая игра. Мозговой штурм. Творческая работа в малых группах. |
Обсуждение. Сформированная таблица как результат работы групп. Разработанные рекомендации. Листовки, плакаты, слоганы. |
5 |
Традиционные источники энергии |
Фронтальная беседа. Ролевая игра. |
Презентация результатов игры. |
6 |
Альтернативные источники энергии |
Круглый стол. Дискуссия. Работа в малых группах. Практикум. |
Записи в тетради. Представление результатов практикума. |
7 |
История энергопотребления |
Лекция. Ролевое упражнение. Объяснение учителя. Работа в парах. |
Конспект лекции. |
8 |
Энергопотребление сегодня: катастрофа или… |
Упражнения на понимание. Лекция. Обучающая игра (работа со схемой). Подвижная игра. |
Записи в тетради. Конспект лекции. |
9 |
Дорога в будущее |
Дискуссия. Работа в парах. Работа малыми группами. Лекция. |
Записи в тетради. Схема, разработанная в группах. Конспект лекции. |
10 |
Энергия в нашем доме |
Дискуссия. Выполнение расчетов. Упражнения – выбор. |
Заполнение таблиц. Зачет (объяснение своего выбора). |
11 |
Поход в магазин |
Объяснение учителя. Решение задач. Ролевая игра. |
Записи в тетради. Презентация результатов игры и обсуждение результатов. |
12 |
Транспорт и энергопотребление |
Дискуссия. Работа в парах. Ролевая игра. |
Заполнение таблицы. Разработка и защита проекта, демонстрация движущейся модели. |
13 |
Шаги к устойчивому будущему |
Тренинг |
Презентация и защита результатов работы групп – плаката. |
14 |
Разработка проекта по энергосбережению |
Практическая работа |
Защита проекта |
Список литературы.
Основная.
- ШПИРЭ – школьная программа использования ресурсов и энергии. Учебное пособие для средней школы. – СПб. 2004. -80 с. илл.
- Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – СПб, 2008. – 88 с.: илл.
- Энергосбережение: Учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений/Сергеев С. К., Измайлов В. В., Кружалин В. И., Матвеева В. Г., Узикова Т. И., Хойстад Д. А. – Тверь: Альфа – Пресс, - 208 с.: илл.
Дополнительная.
- Сам себе энергетик. Аврорин А. В., Грачева Е. Е., Пицунова О. Н., Сенова О. Н., Сокольский А. К., ред. Пирогова И. В. – СПб, 2004.
- Возобновляемая энергетика для северо-запада России. Ресурсы и перспективы. – СПб. : «Друзья Балтики», 2005. – 84 с.
- Гришан А. А. Модель энергосбережения в региональной концепции устойчивого развития. Моногр. – Владивосток: Изд – во Дальевост. ун – та, 2004. – Ил. 51, табл. 52, библ. 183 – 200 с.
- Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Титова Е. Л. «Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии». Методическое пособие для учителей. СПб, 2002.
- Энергосбережение: Начни с себя! (Меры, которые может осуществить каждый из нас в целях экономии личных денежных средств и охраны окружающей среды). Изд. 2 –е доп. – Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2005. – 32 с., рис., табл.
- ЭкоЛоджик! Фонд «Сохраним чистоту Швеции» и Шведский институт, 1997.
- Экоэкономика. Буклет ОСЭКО, СПб, 2004.
- Экоэкономика. Лестер Р. Браун. «Весь мир» - М., 2003.
- Урок будущего М. А. Жевлакова, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина. СПб, 2005.
- Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 1. /Информационно – методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и дополненное. /Мурманск, 2002 – 100 с.
- Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 2. /Информационно – методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и дополненное. /Мурманск, 2002 – 100 с.
- Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. Издательства «САГА», «Наука», СПб., 2005.
- Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Общая редакция Алексеев С. В. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подхода , технологий. Методическое пособие для учителя. СПб, 2000.
- Журнал «Альтернатива». Гл. ред. Селезнева А. К., Владивосток, 2002.
- Физика: Учеб. для 8 –го кл. общеобразоват. учреждений /С. В. Громов, Н. А. Родина. – 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 158 с.
- Физика.: Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2203. – 336 с.
- Парниковые газы – глобальный экологический ресурс. Справочное пособие. Москва, 2004.
- Изменение климата. Учебно – методические материалы для школьников и студентов субарктических регионов России /И. Г. Грицевич, А. О. Кокорин, И. И. Подгорный, WWF России, 2007, - 56 с.
- Что будет после киотского протокола? Международное соглашение об ограничении выбросов парниковых газов после 2012 г. / Кокорин А. О., Сафонов Г. В. WWF России, GOF, 2007, - 24 с.