12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Некрасова СМ149
учитель химии и физики
Россия, Архангельская обл., Онега
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №4 г. Онеги»

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Я, будущее и энергия»

(7 класс, 34 часа)

Некрасова Светлана Марьяновна

учитель химии

высшая квалификационная категория

г. Онега, 2013

 

Пояснительная записка.

Ресурсы углеродного топлива в относительно отдаленном будущем времени, безусловно, конечны. Однако на первое место в настоящее время выходит такой аспект, как стоимость добываемого топлива. Например, добытое топливо при сжигании выделяет газы, среди которых многие относятся к парниковым.

В этой связи важно, используя имеющееся время, изменить потребительское отношение к энергии и подготовиться к другому энергетическому бытию, которое неизбежно для нас в будущем.

Курс рассчитан для предпрофильной подготовки учащихся 9 – го класса, с целью ориентации на естественнонаучный профиль обучения в 10-11 классах. Продолжительность курса – 34 часа. Основная концепция курса заключается в стремлении подвести сегодняшних детей (завтрашних специалистов) к пониманию энергосбережения как дополнительного, практически безопасного ресурса энергии. Сформировать при этом у них активную жизненную позицию, заложить идеи устойчивого энергопотребления.

По своей типологии курс является межпредметным. Поскольку в основе курса лежат вопросы, связанные с энергией и энергетикой, то данный курс опирается содержательный материал предметов естественно – научного цикла, изучаемых в 7-9 классах общеобразовательных школ: физика, химия, география и экология. В данном курсе энергия изучается как часть единой природно-социальной системы.

В ходе выполнения индивидуальных и групповых практических заданий, ролевых игр, дискуссий, предусмотренных курсом, учащиеся приобретут общеучебные умения и навыки работы в группе. Обучение по курсу будет способствовать развитию у учащихся навыков управления и проектирования, принятия единого общегруппового решения.

Данный курс призван познакомить учащихся с новыми специальностями, связанными с энергетикой, управлением в области энергопотребления, энергодобычи и энергосбережения.

Курс знакомит учеников с профессиями: эколог, природопользователь, инженер – эколог, геоэколог, физик.

Цель курса: заложить теоретические и практические основы разумного энергопотребления; ознакомить учащихся с современной культурой энергосбережения в производстве и в быту.

Курс позволяет решать следующие задачи:

раскрыть главные природные закономерности, связанные с энергией и энергопотреблением;

показать роль человека в возникновении энергетического кризиса;

нацелить учащихся на поиск новых путей выхода из энергетического кризиса;

развить навыки, связанные с разумным энергопотреблением, привлекая учащихся к энергосберегающей деятельности.

В курсе используются активные формы и методы обучения. К ним относятся деловые и ролевые игры, аналитические работы, дискуссии, практические работы, круглые столы. Каждое занятие включает несколько различных форм организации работы учащихся. Предлагаются домашние задания (эксперименты, опыты, исследования, анализ и обработка информации, анкетирование), в выполнении которых могут участвовать все члены семьи учащегося. Особый акцент в курсе делается на преодолении абстрактности знаний и использовании их в повседневной жизни, а также на мотивации учащихся к самоопределению в принятии решений. Основной особенностью курса являются его структура и содержание, при которых учащиеся смогут увидеть практический результат своей деятельности как в процессе обучения, так и в процессе применения полученных знаний и умений в быту и трудовой деятельности.

Основные ожидаемые результаты: Изучая курс, учащиеся:

поймут основные физические законы и закономерности, объясняющие энергетические процессы;

увидят зависимость развития общества от использования энергии;

осознают важность развития общества от использования энергии;

научатся основам энергосбережения;

попробуют свои силы в принятии управленческих решений в области энергетики.

Апробация курса проводилась в образовательных учреждениях Владивостока – МОУ «СОШ №11», МОУ «СОШ №77», в ГОУ ВГУЭС «Образовательные школа – интернат для одаренных детей».

Содержание программы курса.

Занятие 1. Образ энергии (2 часа). Основные виды энергии (механическая, тепловая, электрическая, световая, ядерная, химическая). Понятие энергоносителя. Основные свойства энергии: энергия универсальна, энергия вечна, энергия – мера движения и взаимодействия различных видов материи.

Раздел 1. У энергии свои законы.

Занятие 2. Энергия измеряема (2 часа).

Кинетическая и потенциальная энергия. Первый энергетический закон- закон сохранения энергии. Полезная работа. Энергетический цикл и проблема создания вечного двигателя. Единицы измерения энергии и мощности. Полезная работа.

Занятие 3. Превращения энергии (2 часа).

Необратимость природных процессов. Второй закон термодинамики. Энергопотери при производстве энергии.

Занятие 4. Качество энергии (2 часа).

Энергия высокого и низкого качества. Энергосберегающие мероприятия в соответствии с законами, которым подчиняется энергия.

Раздел 2. Человечество и энергия.

Занятие 5. Традиционные источники энергии (2 часа).

Традиционные топливные источники энергии (уголь, нефть, газ, торф, древесина), их преимущества и недостатки. Возобновимые и невозобновимые источники энергии.

Занятие 6. Альтернативные источники энергии (1 – я часть) (2 часа).

Основные источники альтернативной энергетики: солнце, ветер, падающая вода, морские приливы, геотермальные, биомасса; их использование в настоящее время. Атомная энергетика.

Занятие 7. Альтернативные источники энергии. Практикум (2 –я часть) (2 часа).

Проектирование и конструирование установки для опреснения воды, коллекторов – водонагревателей, солнечной печи.

Занятие 8. История энергопотребления (2 часа).

Получение энергии в прошлом. Основные периоды в развитии цивилизации (охотничье – собирательный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный). Теория трех волн цивилизаций (Алвин Тоффлер). Энергопотребление и энергозатраты.

Занятие 9. Энергопотребление сегодня: катастрофа, кризис или…(2 часа).

Различия между понятиями «катастрофа» и «кризис». Кризисы прошлого. Современный экологический кризис и три его спектра (загрязнение среды, истощение ресурсов, деградация среды). Парниковый эффект, глобальное потепление, изменение климата.

Занятие 10. Дорога в будущее (2 часа).

Пути развития человечества. Концепция устойчивого развития. Понятие «окружающая среда» и три его составляющие: природа, экономика, общество. Модели взаимосвязи природы, экономики и общества.

Раздел 3. Я, ты, мы и экономика (5 часов).

Занятие 11. Энергия в нашем доме (2 часа).

Энергоемкость бытовой техники. Выбор электролампочки с позиции разумного энергопотребления. Лампочка накаливания (ЛН) и компактная люминесцентная лампа (КЛЛ). Переход потребителей на использование КЛЛ.

Занятие 12. Поход в магазин (2 часа).

Классы энергоэффективности бытовых приборов. Потребление электроэнергии бытовыми приборами разных классов. Энергоэффективность как один из критериев выбора бытовой техники.

Занятие 13. Транспорт и энергопотребление (1 час).

История транспорта. Виды транспорта, скорость и источники энергии. Проблемы, связанные с развитием транспорта.

Раздел 4. Будущее мое и человечества (11 часов).

Занятие 24-25. Шаги к устойчивому будущему (2 часа).

Противоречивость подходов и взглядов на проблему энергетики. Энергетика будущего. Два основных принципа энергетической стратегии России (Энергоэффективность, экологичность). Возможные сценарии будущего человечества. Желаемое будущее (основанное на устойчивой энергетике); пути его достижения; люди, от которых оно зависит (представители различных категорий общества и лично каждый). Позитивные достижения, происходящие в энергетической сфере в настоящее время, их проявление в политике, экономике, развитии технологий, в социальной области.

Занятие 26-34. Разработка проекта по энергосбережению (9 часов).

Работа по проекту энергосбережения. Опыт работы по проекту в рамках ШПИРЭ есть.

Учебно-тематический план.

Наименование тем курса

Форма организации

Формы и виды контроля

1

Вводное занятие. Образ энергии.

Мозговой штурм. Дидактическая игра.

Эссе

2

Энергия измеряема.

Работа в малых группах. Постановка эксперимента. Мини-лекция. Дискуссия.

Обсуждение результатов. Объяснение результатов. Записи в тетради. Участие в дискуссии.

3

Превращение энергии.

Мини-лекция. Обучающая игра (работа в группах и малых группах).

Записи в тетради. Схема как результат работы групп.

4

Качество энергии.

Индивидуальная работа с анкетой. Работа в малых группах. Обучающая игра. Мозговой штурм. Творческая работа в малых группах.

Обсуждение. Сформированная таблица как результат работы групп. Разработанные рекомендации. Листовки, плакаты, слоганы.

5

Традиционные источники энергии

Фронтальная беседа. Ролевая игра.

Презентация результатов игры.

6

Альтернативные источники энергии

Круглый стол. Дискуссия. Работа в малых группах. Практикум.

Записи в тетради. Представление результатов практикума.

7

История энергопотребления

Лекция. Ролевое упражнение. Объяснение учителя. Работа в парах.

Конспект лекции.

8

Энергопотребление сегодня: катастрофа или…

Упражнения на понимание. Лекция. Обучающая игра (работа со схемой). Подвижная игра.

Записи в тетради. Конспект лекции.

9

Дорога в будущее

Дискуссия. Работа в парах. Работа малыми группами. Лекция.

Записи в тетради. Схема, разработанная в группах. Конспект лекции.

10

Энергия в нашем доме

Дискуссия. Выполнение расчетов. Упражнения – выбор.

Заполнение таблиц. Зачет (объяснение своего выбора).

11

Поход в магазин

Объяснение учителя. Решение задач. Ролевая игра.

Записи в тетради. Презентация результатов игры и обсуждение результатов.

12

Транспорт и энергопотребление

Дискуссия. Работа в парах. Ролевая игра.

Заполнение таблицы. Разработка и защита проекта, демонстрация движущейся модели.

13

Шаги к устойчивому будущему

Тренинг

Презентация и защита результатов работы групп – плаката.

14

Разработка проекта по энергосбережению

Практическая работа

Защита проекта

Список литературы.

Основная.

  1. ШПИРЭ – школьная программа использования ресурсов и энергии. Учебное пособие для средней школы. – СПб. 2004. -80 с. илл.
  2. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – СПб, 2008. – 88 с.: илл.
  3. Энергосбережение: Учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений/Сергеев С. К., Измайлов В. В., Кружалин В. И., Матвеева В. Г., Узикова Т. И., Хойстад Д. А. – Тверь: Альфа – Пресс, - 208 с.: илл.

Дополнительная.

  1. Сам себе энергетик. Аврорин А. В., Грачева Е. Е., Пицунова О. Н., Сенова О. Н., Сокольский А. К., ред. Пирогова И. В. – СПб, 2004.
  2. Возобновляемая энергетика для северо-запада России. Ресурсы и перспективы. – СПб. : «Друзья Балтики», 2005. – 84 с.
  3. Гришан А. А. Модель энергосбережения в региональной концепции устойчивого развития. Моногр. – Владивосток: Изд – во Дальевост. ун – та, 2004. – Ил. 51, табл. 52, библ. 183 – 200 с.
  4. Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Титова Е. Л. «Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии». Методическое пособие для учителей. СПб, 2002.
  5. Энергосбережение: Начни с себя! (Меры, которые может осуществить каждый из нас в целях экономии личных денежных средств и охраны окружающей среды). Изд. 2 –е доп. – Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2005. – 32 с., рис., табл.
  6. ЭкоЛоджик! Фонд «Сохраним чистоту Швеции» и Шведский институт, 1997.
  7. Экоэкономика. Буклет ОСЭКО, СПб, 2004.
  8. Экоэкономика. Лестер Р. Браун. «Весь мир» - М., 2003.
  9. Урок будущего М. А. Жевлакова, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина. СПб, 2005.
  10. Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 1. /Информационно – методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и дополненное. /Мурманск, 2002 – 100 с.
  11. Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 2. /Информационно – методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и дополненное. /Мурманск, 2002 – 100 с.
  12. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. Издательства «САГА», «Наука», СПб., 2005.
  13. Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Общая редакция Алексеев С. В. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подхода , технологий. Методическое пособие для учителя. СПб, 2000.
  14. Журнал «Альтернатива». Гл. ред. Селезнева А. К., Владивосток, 2002.
  15. Физика: Учеб. для 8 –го кл. общеобразоват. учреждений /С. В. Громов, Н. А. Родина. – 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 158 с.
  16. Физика.: Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2203. – 336 с.
  17. Парниковые газы – глобальный экологический ресурс. Справочное пособие. Москва, 2004.
  18. Изменение климата. Учебно – методические материалы для школьников и студентов субарктических регионов России /И. Г. Грицевич, А. О. Кокорин, И. И. Подгорный, WWF России, 2007, - 56 с.
  19. Что будет после киотского протокола? Международное соглашение об ограничении выбросов парниковых газов после 2012 г. / Кокорин А. О., Сафонов Г. В. WWF России, GOF, 2007, - 24 с.
Опубликовано в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (1)

, 14.02.16 в 16:19 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Светлана Марьяновна! Удивительная работа! Спасибо Вам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.