Предмет: физика
Класс: 9
Учебник: Андрюшечкин А. В. , М.: «Дрофа», 2007
Тема: «Электромагнитные волны».
Тип урока: открытие нового знания
Авторы урока: Турышева Наталья Валерьевна
Оборудование:
Компьютер, проектор, электронная доска.
Компьютеры на столах учеников с материалами к уроку:
Индикатор электромагнитного излучения.
Карточки с фотографиями ученых, иллюстрациями приборов, устройств, явлениями, расположенными в хаотичном порядке (фото Максвелла, Фарадея, Герца, иллюстрации колебательного контура, вибратора Герца, генератора переменного тока, индукционного генератора).
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего - поучать других, а труднее - познать самого себя.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как мы воспринимаем окружающий мир?
- Как теоретики или как практики?
Учитель демонстрирует фрагмент видео: «Вред сотового телефона».
- Как вы считаете, что будет рассказано и показано в продолжении данного видео?
- О каких физических явлениях шла речь в просмотренном фрагменте?
- Как вы считаете, как связано понятие «электромагнитная волна» с понятием «электромагнитное колебание», изученное нами ранее?
- Что необходимо для того, чтобы проверить ваши предположения?
2 этап. Актуализация знаний. На данном этапе учитель подводит под понятия. Учащиеся извлекают необходимую информацию, выполняют пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии, используют знаково-символические средства. Учащиеся выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение и позиции коммуникации, при этом учитывают разные мнения. На данном этапе проходит работа с известным материалом для учащихся, например, работа с циркулем, понятие вектора и др.
На экране в программе Notebook слайд с фотографиями ученых, иллюстрациями приборов, устройств, явлениями, расположенными в хаотичном порядке (фото Максвелла, Фарадея, Герца, иллюстрации колебательного контура, вибратора Герца, генератора переменного тока, индукционного генератора). На столах учеников такие же картинки.
Класс делится на группы по четыре человека (двое учащихся нечетных парт поворачиваются к учащимся, сидящими за четными партами).
- Посмотрите на экран: как связаны между собой объекты на экране? Обсудите этот вопрос по группам, систематизируйте картинки и объясните свое предположение. Выберите в группе главного, кто выполнит данное задание на доске.
На экране учащиеся располагают иллюстрации в соответствии с открытиями физических явлений.
- Какие действия помогли вам выполнить это задание?
Возможные ответы: посмотрели в тетради конспекты изученного ранее материала, пролистали учебник, обсуждали в группах, систематизировали.
3 этап. Изучение нового материала. Учитель организует деятельность таким образом, что учащиеся формулируют проблему, определяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания и т.д. На данном этапе, чтобы подвести учащихся к формулированию темы урока, учитель может использовать материал учебника с новой для учащихся рассматриваемой темой.
- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выяснить, с точки зрения научного познания, теоретическую и экспериментальную часть вопроса урока. А что мы будем выяснять на уроке, как теоретики и как практики? (рисует схему на доске)
Возможные ответы: что такое электромагнитная волна, как она создается, как ее можно представить, что является источником электромагнитной волны и как ее можно обнаружить.
Учитель предлагает изучить понятие электромагнитной волны, используя ЭОР «Электромагнитные волны», дополнить схему ответами на вопросы, по пункту 6 ЭОР сделать таблицу. Проводит краткий инструктаж по работе с ЭОР: в пункте 6 необходимо передвигать ползунок шкалы электромагнитных волн, на экране будет изменяться информация о том или ином виде волн.
Учитель организует проверку, заполнение схемы, создание и заполнение таблицы. Заполняется часть «теория»:
Источники – ускоренно движущиеся заряженные частицы.
Характеристики – напряженность электрического поля и магнитная индукция магнитного поля.
Волна распространяется в любых средах.
Электромагнитная волна является поперечной.
Имеет конечную скорость, равную 300000 км/с.
Электромагнитная волна переносит энергию.
Характеристика волн – длина волны.
В зависимости от длины волны все волны можно распределить по диапазонам (заполнение таблицы пункта 6 ЭОР).
Вид волны |
Диапазон длин волн, м |
Радиоволны |
10-2-104 |
- Какая часть схемы не заполнена?
- Предлагаю вам измерить уровень электромагнитного поля ваших телефонов.
(на перемене собираются номера телефонов у 5-10 учащихся).
Выбираются учащиеся, которые фиксируют уровень электромагнитного излучения на доске, измеряют значение интенсивности энергии электромагнитного излучения. Измерительный прибор включают в момент звонка. Данные записываются в таблицы:
Таблица 1.
Марка телефона |
Расстояние, м |
Энергия |
Таблица 2.
Марка телефона |
Расстояние, м |
Энергия |
0,01 |
||
0,05 |
||
0,1 |
||
0,4 |
||
1 |
- Происходи ли воздействие электромагнитной волной на звонящего человека?
4 этап. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Учитель организует работу в группах:
- Какие виды работы с данными можно использовать, если информация предложена в табличном виде в форме числовой информации?
- Я предлагаю вам, используя полученные данные, обговорить существующие зависимость между теми характеристиками, которые мы получили в результате эксперимента? (учащиеся могут построить графики и диаграммы, сравнить измеренные величины).
Учитель организует обсуждение и фиксацию данных на схеме:
- Какие выводы вы можете сделать?
Дополняем схему выводами: волна обладает энергией, энергия зависит от …
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель предлагает выполнить задания ЭОР в пункте «В» (вопросы) «Электромагнитные волны». Далее организует обсуждение результатов.
6 этап. Включение в систему знаний и повторение.
- В схеме присутствую два одинаковых вывода в части теории и практики. Что это за вывод? (волна обладает энергией).
Учитель демонстрирует фрагмент видеозаписи «Мобильные телефоны портят кровь».
- Что является причиной такого поведения клеток крови?
- Что, по вашему мнению, необходимо предпринять. Чтобы уберечь себя и своих близких от вредного воздействия электромагнитных волн?
- Верны ли ваши предположения?
- Как это узнать? (знать, какими свойствами обладает электромагнитное излучение)
- А необходимо ли знать эти свойства? Почему?
- О свойствах электромагнитного излучения мы с вами узнаем на следующем уроке.
7 этап. Рефлексия.
Учитель предлагает досмотреть видео.
- Обсудите правильность рассуждений по теме на сегодняшнем занятии.
На данном этапе учащиеся обсуждают выводы, представленные на схеме с теми выводами, которые озвучивают ученые в данном видео.
- Известный датский химик Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
- О чем мы хотели сегодня узнать на уроке и удалось ли нам достигнуть это?
- Что для этого мы делали?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Какие знания для вас сегодня были новыми?
- Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале правой рукой, и уровень затруднений левой рукой.
Учитель предлагает записать домашнее задание.
Ресурсы:
Мобильные телефоны портят кровь https://www.youtube.com/watch?v=t4cyimnV924
Вред от сотового телефона https://www.youtube.com/watch?v=2b07uCAp3II
Свойства электромагнитных волн http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee87-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_7.swf
понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свои мнения, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения, планировать учебное сотрудничество. Этап рефлексии позволяет определить для учащихся задания и упражнения для домашней работы.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Матросова Галина Николаевна
Синяк Татьяна Ивановна