План-конспект урока по физике в 11 классе «Механические и электромагнитные волны»

1
0
Материал опубликован 18 December 2017

План-конспект урока по физике в 11 классе

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Механические и электромагнитные волны»

Цели урока: Осуществить проверку знаний, умений и навыков по изученной теме с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Задачи урока:

Обучающая: повторить и закрепить основные понятия и формулы раздела «Волны», систематизировать учебный материал; рассмотреть использование теоретических знаний для решения расчетных и качественных задач.

Воспитывающая: воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение коллективного труда.

Развивающая: развивать умение обобщать материал, применять знания при решении задач.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока.

Постановка задачи.

Сегодня на уроке нам предстоит повторить и закрепить основные знания о механических и электромагнитных волнах. За урок каждый из вас получит две оценки: одну за работу в группах, другую за решение теста индивидуально. (В целях сохранения высокой работоспособности, в течение всего урока использован материал разного уровня сложности. Для работы класс разбит на группы.)

Этапы урока:

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).

( Предлагаю ответить на вопросы. Право ответа получает группа, первая поднявшая сигнальную карточку. За правильный ответ группа получает 1 балл).

Вопросы к фронтальной беседе:

Какой физический процесс называется механической волной?

Какие волны называются поперечными? Приведите пример.

Какие волны называются продольными? Приведите пример.

Каковы особенности волнового движения?

Что называется длиной волны?

Как связана скорость с длиной волны?

Какая из перечисленных величин (скорость, длина, частота) изменяется при переходе волны из одной среды в другую?

Что понимают под звуковыми волнами?

Какие волны называют инфразвуком?

Какие волны называют ультразвуком?

Чем характеризуются звуки?

От чего зависит громкость звука?

От чего зависит высота звука?

Что называется электромагнитной волной?

Какие величины изменяются с течением времени в электромагнитной волне?

Чему равна скорость распространения электромагнитных взаимодействий в вакууме?

Отчего зависит скорость распространения волн в среде?

Перечислите свойства волн.

Какую величину называют плотностью потока излучения?

Что такое модуляция?

Что такое детектирование?

Что называется радиолокацией?

Решение задач средней степени сложности.

Каждая группа получает карточку с пятью задачами средней степени сложности. По итогам работы в группах проходит проверка. Группа получает по 1 баллу за каждую правильно решенную задачу и 2 балла за защиту одной из выбранных задач.

Работа с блок – схемой передающей и приемной радиостанций (Слайд).

1)Укажите основные узлы передающей радиостанции и объясните их назначение.

2) Укажите основные узлы приемной радиостанции и объясните их назначение.

Решение задач высокого уровня сложности.

Группа получает задание, за правильное решение получает 3 балла.

Решение теста (индивидуальная работа).

Подведение итогов урока.

(Заключительное слово учителя. Подсчет баллов. Выставление оценок).

Ф.И.

Ф.опрос

З.С.У.С.

И. Д.

З.П.У.С.

количество

баллов

оценка

             

Норма оценок: более 15 баллов – 5;

10-14 баллов - 4;

8 – 9 баллов -3.

VII. Задание на дом: тест.

Спасибо за участие и помощь. Урок окончен.

Задачи.

Первая радиограмма была передана А.С. Поповым в 1896 году на расстояние 250 метров. За сколько времени радиосигнал прошел это расстояние?

По международному соглашению длина электромагнитной волны, на которой передают сигнал бедствия SOS, равна 600 метров. На какой частоте передаются такие сигналы?

На какой длине волны работает радиопередатчик, если емкость конденсатора 240 пФ, а индуктивность 50 мкГн?

Будут ли передающий колебательный контур с параметрами 160 пФ и 5 мГн и приемный колебательный контур с параметрами 100 пФ и 4 мГн настроены в резонанс?

Радиосигнал посланный на луну был принят на Земле через 2,5 с после посылки. Определите расстояние от Земли до Луны.

Группа 1.

Для радиоприемника требуется изготовить катушку индуктивностью 0,6 мГн, длиной 6,28 см, площадью одного витка 30 см2. Сколько витков должна иметь эта катушка?

Группа 2.

Для радиоприемника требуется изготовить плоский слюдяной конденсатор емкостью 7,5 нФ из пластинок металлической фольги площадью 6,28 см2 и слюдяных пластинок такой же площадью и толщиной 0,1 мм. Сколько пластинок металлической фольги потребуется для изготовления этого конденсатора? Диэлектрическая проницаемость слюды равна 7,5.

Группа 3.

Для радиоприемника требуется изготовить катушку индуктивностью 10 мкГн. Определить радиус каркаса катушки, если она должна иметь 50 витков при длине 9,86 см.

Группа 4.

Для радиоприемника требуется изготовить плоский слюдяной конденсатор емкостью 7,5 нФ из металлической фольги и слюдяных прокладок толщиной 0,5 мм. Какова должна быть площадь пластинок фольги и слюды, чтобы конденсатор состоял из 61 обкладки? Диэлектрическая проницаемость слюды 7,5

Группа 5.

Длина электромагнитной волны в вакууме, на которую настроен колебательный контур, равна 12м. Пренебрегая активным сопротивлением контура, определите максимальный заряд на пластинах конденсатора, если максимальная сила тока в контуре 1 А.


 


 

Тест по теме «Электромагнитные волны. Радиосвязь»

Вариант 1.

1. Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называют

а) автоколебания;
б) волной;
в) свободными;
г) вынужденными.

2. При уменьшении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза излучаемая в единицу времени энергия

а) уменьшится в 4 раза;
б) увеличится в 4 раза;
в) уменьшится в 8 раз;
г) уменьшится в 16 раз.

3. Энергия электромагнитной волны (в вакууме) в любой точке пространства самостоятельно

а) распространяется, меняясь периодически со временем;
б) распространяется апериодически, монотонно убывая;
в) распространяется стационарно без изменений;
г) не распространяется.

4. Преломление электромагнитной волны на границе двух сред происходит при

а) отклонении ее от направления распространения из первой среды во вторую;
б) уменьшении амплитуды колебаний волн во второй среде;
в) возвращении волн в первую среду.

5. Универсальный процесс передачи и приема какой-либо информации с помощью радиоволн называется

а) радиовещанием;
б) радиолокацией;
в) радиоастрономией;
г) радиосвязью.

6. Чтобы уменьшить частоту волны, излучаемой контуром, в 3 раза индуктивность катушки нужно

а) уменьшить в три раза;
б) увеличить в 9 раз;
в) уменьшить в 9 раз;
г) увеличить в 3 раза.

7. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающими устойчивую радиосвязь, являются волны с длиной волны (м)

а) больше 1000;
б) от 100 до 1000;
в) от 10 до 100;
г) меньше 10.

Вариант 2.

1. Возникновение вихревого электрического поля связано с

а) постоянным магнитным полем;
б) постоянным током;
в) переменным магнитным полем;
г) равномерным движением проводника в магнитном поле.

2. При увеличении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза, излучаемая в единицу времени энергия

а) увеличится в 2 раза;
б) увеличится в 4 раза;
в) увеличится в 8 раз;
г) увеличится в 16 раз.

3. Электромагнитная волна является

а) плоской;
б) поперечной;
в) продольной;
г) сферической.

4. Для определения расстояния R до цели методом радиолокации измеряют общее время t прохождения сигнала до цели и обратно, используя соотношение

а) R = t / 2;
б) R = c t / 2;
в) R = c t;
г) R = c t / .

5. Обнаружение и определение местонахождения объектов с помощью радиоволн называется

а) радиоастрономией;
б) радиосвязью;
в) радиовещанием;
г) радиолокацией.

6. Чтобы изменить длину волны с 50 м на 25 м, емкость контура нужно

а) уменьшить в 2 раза;
б) уменьшить в 4 раза;
в) увеличить в 2 раза;
г) увеличить в 4 раза.

7. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающими устойчивую радиосвязь, являются волны

а) длинные;
б) средние;
в) короткие;
г) ультракороткие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.