Электронные образовательные ресурсы в педагогической практике современной массовой школы

5
0
Материал опубликован 10 December 2023 в группе


​​​​​​​ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ ШКОЛЫ


С. С. Мальцева

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №49, к.п.н.

Возросшая в последнее время необходимость поиска способов активизации познавательной деятельности обучающихся и усиления мотивации к изучению учебного материала обусловила необходимость интеграции средств современных информационных технологий в образовательный процесс. Эта интеграция предполагает применение в учебном процессе электронных ресурсов, которые выступает как эффективное средство поддержки познавательного интереса и познавательной активности школьников. В настоящее время использование глобальных информационных сетей для получения необходимой информации учебного назначения и широкое применение электронных ресурсов стали неотъемлемой частью педагогической практики. Использование электронных ресурсов позволяет организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности, индивидуализировать процесс обучения, разнообразить формы уроков и отдельных заданий.

Компьютерная лекция — это содержательно и логически связанная последовательность объектов, которые демонстрируются на мониторе или (и) на экране с помощью проектора. В процессе такой лекции, как и в обычной, объясняется новый материал, однако здесь имеются весьма широкие возможности для привлечения иллюстративного материала: изображений, видеофрагментов, звуковых фрагментов. Урок становится четко организованным и информационно насыщенным. Во время компьютерной лекции имеются возможности представления на экране информации из Интернета; демонстрации качественных цифровых изображений и репродукций произведений искусства (с возможностью интерактивного режима, предполагающего изменение параметров наблюдения и получение дополнительных комментариев из электронных гиперисточников). Например, применительно к гуманитарным предметам, такая лекция целесообразна при знакомстве обучающихся с исторической и культурной эпохой, ее искусством. В качестве творческих индивидуальных или групповых заданий (опережающих или домашних) можно предложить следующие:

подготовка виртуальной экскурсии по местам, связанным с исследованием биографии изучаемого автора или связанные с топонимикой изучаемого художественного произведения, исторического или искусствоведческого материала;

создание виртуальной модели художественного пространства текста (художественное произведение, исторический материал или искусствоведческий материал), др.

Кроме того, есть возможность использовать уже готовые виртуальные проекты на сайтах крупнейших музеев и галерей: Государственный Русский музей – www.rusmuseum.ru; Государственная Третьяковская галерея – www.tretyakov.ru; Лувр – www.louvre.fr . Они знакомят с подробным описанием коллекций, историей их создания, биографией художников, особенностями каждого полотна, предлагают и пофрагментное изучение шедевров, если это необходимо.

Практические занятия предполагают выполнение обучающимися тренировочных упражнений. Электронные средства обучения помогают изжить однообразность и монотонность учебной деятельности во время практических занятий, дают возможность каждому обучающемуся продвигаться в индивидуальном темпе, способствуют более активному и быстрому усвоению новой лексики, новых грамматических конструкций и правил, увеличивают эффективность урока в несколько раз. Возможно использование дидактических компьютерных материалов самого широкого спектра: электронные версии словарей и справочников всех видов и типов с оперативной системой поиска на CD и web-версии словарей и другой справочной литературы на сайтах в Интернете, электронные учебники и сборники текстов, аудиовизуальные, мультимедийные и другие информационно-программные продукты, в том числе на основе игровых технологий. Ярким примером эффективного и оправданного использования электронных ресурсов для организации продуктивной учебной среды может стать телекоммуникационный проект. «Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [1, с. 24]. Опыт преподавания на основе проектно-исследовательской деятельности с использованием средств современных информационно-коммуникационных технологий представлен разработчиками программы Intel «Обучение для будущего» [2]. Программа, разработанная американскими учеными, эффективно реализуется с 2000 года на территории США и России.

Организация контроля (диагностического, входного, выходного, промежуточного, тематического), взаимоконтроля и самокон­троля учебных достижений значительно упрощается с использованием электронных ресурсов, заметно экономит время. Следует отметить не только широкие возможности составления контрольных материалов педагогом, обучающимися в интерактивном режиме с мгновенной проверкой и выставлением отметки, но и возможности ведения подробнейшего мониторинга успехов каждого ученика с автоматическим выявлением пробелов и типовых ошибок. Кроме того, значительное число образовательных сайтов Интернета предлагает уже готовые варианты контрольных материалов: интерактивные диктанты, тесты разного уровня сложности, предметные олимпиады, лингвистические игры и викторины и др.

Систематическое обращение к средствам информационных технологий способствует осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии. Особенно важно, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы. Учитель на таких уроках выполняет лишь роль помощника и консультанта. Использование электронных ресурсов позволяет преподавателю эффективно решать целый ряд стоящих перед ним задач: реализация принципа наглядности и научности преподавания; интенсификация процесса обучения и экономия времени урока; осуществление межпредметных связей, повышение мотивации к изучению предметов; обогащение базы методических материалов выходными работами обучающихся и педагогов; развитие информационной культуры педагогов и обучающихся. «Широкое распространение информационных технологий создает условия для их использования в сфере российского образования и способствует решению проблем, связанных с единым информационным образовательным пространством России. Создание единой среды для информационных ресурсов сферы образования связано с необходимостью интеграции и распространения образовательной, научной научно-методической, нормативной информации, создаваемой в интересах российской образовательной сферы, а также с содействием учебному и научному процессу путем организации эффективного доступа к информационным ресурсам»[2, с.162].

Тем не менее, в последнее время обозначился ряд проблем, связанных с интеграцией электронных информационных ресурсов, доступных в сетевом и локальном режимах в российское образовательное пространство. Наиболее важные среди них касаются качества информационно-программных продуктов, используемых как компьютерные дидактические материалы: качества исполнения (соблюдение требований здоровьесберегающего характера, эстетических требований), методического качества (зачастую, они дублируют имеющиеся традиционные издания), качества содержания (могут опираться на недостоверную информацию, содержат ошибки). Наряду с высококачественными материалами создаются и распространяются ресурсы, не имеющие образовательной и научной ценности. Их дидактический потенциал весьма специфичен и не может рассматриваться как благоприятная образовательная среда. Это, прежде всего, относится к Интернет-источникам. Часть образовательной информации в Интернете создается и пополняется целенаправленно – различными официально признанными научными и образовательными сообществами. Другая – в силу бесконтрольности Интернет-пространства, стихийно проникает в эту область и зачастую вводит в заблуждение, преподнося во внешне наукообразной, просветительской и справочной форме непроверенную информацию, безграмотные изыскания, а порой и вопиющие фальсификации. Именно поэтому крайне необходимо определить систему критериев оценки, разработать методику анализа информационных ресурсов, организовать экспертизу и систематизировать рынок учебных электронных изданий, ежегодно формировать рекомендательный список сайтов, официально признаваемых на текущий момент образовательными. Проблема разобщённости информации о компьютерных дидактических материалах требует их организации в единую систему, основой которой должен быть единый стандарт описания материалов, оперативное информирование о новых продуктах, возможность ознакомительного доступа.

В этой связи интересен опыт создания систематизированного перечня информационных ресурсов Интернет в педагогической сфере В. М. Полонским в «Словаре по образованию и педагогике»[3]. Раздел «Сайты, страницы, порталы в области образования в сети Интернет» [3, с.293 - 438] представляет более четырехсот ссылок на информационные источники в различных областях образования. Перечень составлен в алфавитном порядке, оснащен краткими комментариями к содержанию информации по каждому электронному адресу. Важно, что указаны не только большие образовательные порталы, но и сайты и страницы учреждений, организаций (российских и зарубежных университетов, институтов, музеев, образовательных и исследовательских центров, академий, школ) и частных лиц. «Информационно-образовательный портал – универсальный масштабируемый Интернет-ресурс, представляющий различным группам пользователей (юридическим и физическим лицам) функционально полный спектр информации и образовательных услуг в области образования и педагогики, интегрированных в рамках единого интерактивного интерфейса. Образовательный портал, разработанный с учетом не только технических, но и психолого-педагогических требований, можно рассматривать в качестве инструмента высокого уровня, в состав которого входят многие средства очного и дистанционного обучения» [3, с.219]. Примером образовательного портала такого уровня и организации может служить (http://www.gramota.ru). В его арсенале не только разносторонняя информация об изданиях, конференциях, конкурсах, олимпиадах, но и возможность интерактивного участия в них. Портал оснащен тематическими и универсальными словарями и справочниками, программами дистанционного обучения и подробным каталогом ссылок на другие Интернет-источники, имеющие отношение к образованию и культуре. Большое количество электронных адресов, обозначенных В. М. Полонским, указывает на многочисленные библиотеки тематического и универсального характера: государственные библиотеки (e.g. «Библиотека администрации Президента Российской Федерации», «Библиотека Конгресса США»), библиотеки ВУЗов (e.g. «Библиотека МГУ им. Ломоносова», «Библиотека МГТУ»), частные библиотеки (e.g. «Библиотека Максима Мошкова»), специализированные библиотеки (e.g. «Библиотеки для слепых»), тематические библиотеки (e.g. «Библиотека классической русской литературы», «Библиотека естественных наук РАН») etc. Сайт «Библиотеки в INTERNET» (http://www.lib.tu-chel.ac.ru/new/libs.html) – обобщенный каталог адресов и телефонов российских и зарубежных электронных библиотек в глобальной сети. В свете обозначенной выше темы, целесообразно указать сайт «Библиотека электронных учебных пособий» (http://mschool.kubsu.ru/), на котором размещены самые разнообразные по тематике, содержанию и уровню сложности обучающие материалы: задания математических олимпиад, электронный сборник упражнений по педагогике, образцы экзаменационных работ, тестовых заданий, образцы интерактивных тестов, материалы дистанционной школы «Абитуриент».

Важно отметить, что часть проблемных вопросов связана с негативным влиянием современных информационных технологий, электронных ресурсов на обучающегося и образовательную среду в целом. Глобальная информатизация может привести к алгоритмизации мышления и угнетению творческого потенциала, к пассивности в восприятии информации, к подавлению живого общения и снижению ценности эмоций и, как следствие, к снижению возможностей социализации. «Могут быть утрачены традиционные каналы передачи общечеловеческих культурных ценностей из-за выведения на первый план технической стороны обучения, могут быть стерты индивидуальные особенности в знаниях обучающихся из-за унификации системы образования. Образование – это не только и даже не столько, трансляция информации, не только и даже не столько, апелляция к интеллекту, сколько апелляция к чувствам, к индивидуальному неповторимому миру человека, его мироощущению, мировосприятию, мировидению» [4, с.249].

Таким образом, обогащение образовательной среды возможностями современных информационных технологий может рассматриваться как эффективная организация общения обучаемых со знанием, когда электронные средства выполняют часть педагогических функций. Их использование дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, помогает реализовывать дифференциацию обучения, влияет на процесс соединения образования с самообразованием. Тем не менее, «электронные средства поддержки учебного процесса следует применять только там и только тогда, где и когда это дает неоспоримый педагогический эффект»[4, с.252].

Список литературы

Полат Е. С. Интернет в гуманитарном образовании. М., 2001. – 112 с.

Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006. – 368 с. + CD

Козлова Е. Интеграция электронных ресурсов сферы образования: проблемы и решения // Народное образование. – 2005. - № 9. – с. 160-164.

Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике/В. М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации